Интересно, если провести такой опрос среди прихожан: удовлетворяет ли вас количество и качество проповедей, которые вы слышите в храме? Скорее всего, большинство ответов носило бы отрицательный характер. Действительно, не каждый священник имеет желание и возможность говорить развернутые проповеди за каждым богослужением, по тем или иным причинам. Далеко не всегда объясняется прочитанное Евангелие и Апостол, далеко не всегда раскрывается суть того или иного праздника. Не всякий настоятель способен учить своих прихожан на протяжении многих лет – иногда по субъективным, иногда по объективным причинам.
Однако, сегодняшнее обилие церковной литературы, доступность многой полезной информации в сети интернет, наличие разных катехизаторских школ открывает широкую возможность для религиозного самообразования. И без самообразования, скажем прямо, невозможна жизнь современного православного. Об одной из составляющих этого необходимого и важного процесса хотелось бы поговорить.
Дело в том, что сам факт нашего прихода в храм на службу гарантирует нам слышание полноценной церковной проповеди в течении нескольких часов. Речь идет о богатейшем гимнографическом материале, содержащемся в чине православного богослужения — стихирах, тропарях, кондаках, догматиках и проч. По сути, это есть готовая, записанная проповедь наивысшего качества, которую лишь нужно вместить, понять, правильно расшифровать. Скажем даже больше: если бы все богослужебные тексты были понятны молящемуся человеку, он не нуждался бы ни в каких других проповедях.
Подтверждение такой мысли дает нам житие преподобного Силуана Афонского. Приехав на Афон еще совсем молодым человеком, он едва умел читать, и совсем не знал церковной догматики. Но, через несколько десятилетий Силуан уже прекрасно разбирался в православном вероучении. Люди спрашивали его: наверное, вы специально учились богословию? Он отвечал: нет, я всего лишь неопустительно посещал богослужение – оно научило меня всему.
И действительно, тексты наших служб содержат в себе все, что необходимо знать церковному человеку – там и догматика, и правила аскетики, и выверенная агиография, и блестящая эортология, и история Церкви, и сектоведение, и многое другое. Просто для современного верующего предельно сжатый, сконцентрированный язык православной гимнографии необходимо перевести, раскрыть по смыслу. А вот для этого неизбежно придется проявить интерес к церковным богослужебным книгам.
Октоих. Триодь Постная и Триодь Цветная. Минеи. Часослов. Высочайшие достижения православной богословской поэзии, незаменимая школа церковной мысли. Есть ложное мнение, что эти книги написаны только для духовенства или для клироса, и обычным мирянам их читать не положено. Однако, предназначенность богослужебных книг для всей Церкви без труда доказывается тем, что эти тексты читаются и поются вслух всей общины. Они созданы именно для общецерковного богослужебного использования, и что важно – общецерковного понимания! Чрезвычайно полезно было бы вникнуть в эти книги, медленно и осмысленно изучая их, углубляясь в каждую мысль. Хорошо было бы даже иметь эти книги дома, для возможности работы с ними в свободное время.
Вряд ли правы те, кто думает, что там, в этих гимнах и песнях, нет ничего для духовной практики. Напротив, эти книги содержат в себе правильное осмысление всей нашей церковной практики как таковой. Например, вот Триодь Постная. Книга уникальна тем, что в ней (и только в ней более всего) Церковь показывает нам подлинное искусство покаяния, открывает верные мысли, при которых только и возможно истинное покаяние. А ведь покаяние лежит в основе православной духовности, и наполняет всю церковную жизнь.
Более конкретный пример касательно Триоди. Скоро Великий Пост, и вот-вот на церковных порталах появятся традиционные публикации о том, что-де нельзя Постом есть друг друга, и что колбаса – не главное, и проч. Почему Церковь вынуждена ежегодно обсуждать одно и то же, как будто перед Постом не о чем больше поговорить? Да потому, что мы плохо знаем (или совсем не знаем) текстов Триоди Постной, которые поются и читаются Великим Постом в храме, и предназначены именно для раскрытия церковного понимания Поста и покаяния в целом. Отсюда и неправильное отношение к Посту, распространяющееся на множество деталей, не только на пищевой вопрос. Об этом, кстати, давным-давно еще Шмеман рассуждал: «Незнание Триоди — главная причина, почему в христианском сознании постепенно иначе стали пониматься смысл и значение Поста, что мало-помалу обратило Пост в соблюдение чисто формальных «предписаний» и ограничений в пище. Подлинное вдохновение и призыв Великого Поста в настоящее время почти утеряны, и единственная возможность их вновь приобрести — это внимательное слушание всех песнопений Триоди» (прот.А.Шмеман, «Великий Пост»).
Знание текстов Триоди решило бы проблему правильного отношения к Посту в целом, а не во второстепенных деталях. Человеку, вчитавшемуся в покаянные тексты Иоанна Дамаскина, Феодора Студита, Феодора Начертанного, уже неинтересно будет рассуждать о колбасе и даже в голову не придет «есть» ближнего. Духовная поэзия святых творцов Триоди открывает глаза на реальное состояние своей собственной души. О человеке и о грехе, в нем гнездящемся, в Триоди сказано такими проникновенными словами, которые способны заставить всякого верующего просто рыдать о себе, не замечая уже ничьих грехов. Острое слово святых стихотворцев разрезает вакуумную упаковку над человеческим сердцем и касается самых сокровенных его глубин, ставя перед необходимостью менять свою жизнь. Каждый стих Триоди – это мощный удар в совесть, неминуемо порождающий ответный резонанс.
Как хорошо было бы в преддверии Великого Поста взять в руки Триодь Постную, и просмотреть богослужебные тексты хотя бы первых страниц – Недели мытаря и фарисея. Это будет прекрасным фундаментом для последующего возведения величественного здания под названием «Покаяние». И, если дальше строить его согласно учебнику духовного строительства — Триоди Постной – здание получится выверенным, красивым, и послужит долго. Будет понято и прочувствовано то, что отнимется уже никогда. Если хоть раз пройти вместе с Церковь Постную Триодь, это станет серьезным жизненным рубежом. И такое движение, от общего к частному (от сердечной боли к колбасе) будет наверняка правильнее, чем наоборот, от частного к общему (от колбасы к покаянию).
А там, глядишь, со временем откроются перед ищущим взглядом верующего человека и ликующие страницы Триоди Цветной, и калейдоскопическое разнообразие Октоиха, и будничная собранность Часослова, и безбрежное море двенадцати томов Миней. Великая школа православной святости, торжество и красота церковной мысли, сокровище, обогащающее всякого, кто даст себе труд его открыть. Открытие этого сокровища неминуемо для всех, кто желает расти в вере, двигаясь по ступеням воцерковления.
Рост в вере – это рост в любви. А любовь к храмовому богослужению в жизни верующего отнюдь не на последнем месте. Узнав и поняв богослужение, натренировавшись домашней работой к осмыслению церковного текста «с ходу», богомолец всегда будет с проповедью, вне зависимости от того, говорил ли священник поучение. Нужно только узнать и полюбить, полюбить и узнать мир богослужебных текстов. И первый шаг к стяжанию этой любви можно сделать с Триодью в руках.