Ради неё Он продал, всё, что имел (Матф 13:45-46) – как купец из рассказанной Им же притчи – для того, чтобы купить то поле, в глубинах которого была она. Поле варварской, чуждой страны, имя которой – смерть.
Он, живя жизнью Бога,
не мыслил, как о добыче,
быть равным Богу.
Но все, чем владел, отдал Он,
жизнь раба приняв,
став подобен людям.
И облик принявший человека,
Он себя смирил,
став послушным до смерти –
даже до смерти крестной.
Потому и Бог Его выше всех возвысил
и даровал Ему Имя
выше всякого имени,
чтобы пред именем Иисуса
преклонилось всякое колено
небесных и земных и преисподних,
и всякий язык исповедал:
Иисус Христос – Господь! –
во славу Бога Отца.
(Филипп.2:6-11)
(Перевод архим. Ианнуария (Ивлиева))
И в смерти Своей, прорываясь к Воскресению, к тому мгновению, когда Он «воссиял солнца светлее», обрел Он жемчужину. Глубоко она была в земле, покрыта землёю и сенью смертной.
«Понре глава моя в расселинах гор» — говорил пророк Иона. «Погрузилась голова моя в расселины гор, сошёл я в землю, чьи засовы – преграды вечные. До основания гор я нисшел, земля своими запорами навек заградила меня; но Ты, Господи Боже мой, изведешь душу мою из ада» (Иона 2:7). Иона прообразовал тайну схождения в смерть Сына Божия… (Мф. 12, 38-41).
И белая, как снег, как белильщик не может выбелить на земле (Мк.9:3) глава свидетельствующей о Воскресении Христовом Варвары, Его прекрасной невесты, бела, как жемчужина бесценная – ибо куплена «дорогою ценою» (1 Кор.6:20).
…Каждый год, каждое столетие, каждое тысячелетие, что проходили от того мига, когда человек отказался от близости Божией несказанной в раю сладости, отдаляли человечество от тайной памяти этого былого бесконечного родства с Богом. И, не терпя видеть мук человека, «не терпя зрети человека мучима», вышел Он, шагая вниз, в дольний мир смерти, на поиски жемчужины.
Для Христа Бога живы все.
Те люди, останки которых археологи и антропологи находят в земле, проникая в глубь бесписьменной, давней и долгой истории человечества – те люди, имена которых мы никогда не узнаем, ибо они нигде не записаны, живы для Христа Бога.
Он помнит, как они – как каждый из них! – сосал палец в утробе матери своей, как закричал, впервые заполняя лёгкие воздухом, как начала после этого колыхаться его грудь – сначала маленькая грудка младенца, потом грудь взрослого…
Бог Творец «стал дышать Адаму в ноздри дыхание жизни» (Быт. 2:7) — как буквально понимали древние современники Моисея, мудрецы Израиля. «Отнимешь, Господи, дух человека, и он возвратиться в персть свою», — добавляли другие. И грудь человека переставала колыхаться. И Христос Бог тоже помнил это мгновение, ибо переживал его с каждым человеком, уходящим из жизни – от Авеля и юноши-неандертальца, заботливо похороненного его друзьями…
В персть, в землю – в поле, куда уходила, изливаясь человеческая кровь – со времен убитого Авеля. Она вопияла к Богу от земли – не только кровь неправедно убитых. Разве справедливо то, что человек, созданный для бессмертия, должен умереть? Нет, в этом есть великая диавольская ложь. И Сын Божий, став Сыном Марииным, устремился в Своём стремительном схождении к людям – для того, чтобы в смертном поединке «разрушить дела диавола» (1 Ин.3:8).
И Он купил поле то – ценою Своей крови, и кровь умирающих более не вопиет к Нему – они в руке Его, они живы Его жизнью, той, что Он отдал за жемчужину Свою драгоценную. Те, кто Его – те с Ним навек.
Христос Бог смотрит на каждого умершего человека не как на «останки черепа и крупных трубчатых костей». Для Него все эти «кости сухие», закопанные в поле-могиле – кости Его детей. Это дети Его – жемчужины, закопанные в смертном поле. Том поле, которое не имеет никакой иной цены, кроме смерти Сына Божия.
Каждый умерший и обреченный на смерть (оттого, что рождается в смертоносный мир и живет в смертоносном мире) – дитя Его. Каждый – дитя Его единственное, возлюбленное, каждый – жемчужина драгоценная, глубоко похороненная в чужой, варварской земле. Что же – Он Спаситель, и дело Его – спасать, как сказал когда-то Климент Александрийский.
И вот Он, Христос Бог, говорит каждому: «Слышишь ли? Умирая, Я следую за тобой!» (свт. Григорий Великий).
Он смерть попрал смерть, купил кровью и исполнил жизни смертоносное поле – ныне смерть не имеет власти ни над Христом (Рим.6:9), ни над теми, кто Христовы (Гал.5:24).
Бьют, обращаясь жемчугом,
в море Его лучи.
Песня Его превечная
в сердце земли звучит.
Невидимый и Неведомый
взыдет на горы гор.
Неузнанный, проповеданный
поставит Он Свой шатер.
Придите к Нему, все дальние,
кто рядом — Его узнай.
Чистой, как жемчуг, тайною
наш Он наполнил край.
Рукою Его высокою
удержаны стены вод.
…Песнь Его одинокая,
дивный Его Исход.