Как место его подвижничества в тексте указывается гора близ Верии, однако о наличии какого-либо организованного монашеского сообщества ничего не говорится. Подчеркивается, что почитался святой в храме Богородицы Камариотисской в Верии, где хранились его святые мощи. Напротив, во втором, более позднем варианте жития, созданного в монашеских кругах, Антоний представлен как монах, ведущий аскетическую жизнь в пустыне, взявший на то благословение у игумена некоего монастыря, существовавшего в этом районе.
Преподобный Антоний
Единственный и безоговорочный ответ на вопрос, когда жил преподобный Антоний, дает стенопись в храме Старой Верийской Митрополии, где святой изображен нагим, завернутым в гиматий – кусок ткани, со спутанными волосами и бородой и исторической подписью: “Преподобный Антоний Верийский, ради Христа юродивый”. Росписи датируются периодом с 1215/16 по 1224/5 гг. Упоминание о святом как о юродивом, а также несохранившееся свидетельство Зотоса Молоссоса (XIX) о том, что он видел службу святому, датированную 1050 годом, позволяют сделать вывод, что преподобный Антоний жил в X или, скорее, в XI веке. Как предполагается, после смерти святого место его аскезы стало центром притяжения для многих монахов.
В местности, в которой расположен скит, много естественных углублений и пещер, где сохранились следы жизни. В частности, в начале XIV века впервые упоминается о том, что скит был сформирован благодаря появлению здесь святого Григория Паламы. В 1326 году Палама покинул афонскую Лавру из-за турецких набегов и выбрал местом своей исихии Верийский скит. Его связь с Верией подтверждает и тот факт, что Палама поселил в женском монастыре этого города своих сестер. Кроме того, он поддерживал общение с иеромонахом Игнатием Калофетом, основателем монастыря Христа Спасителя (1314-1315 гг.) в Верии. Калофет, происходивший, как и Палама, из Лавры, впоследствии был назначен игуменом Сосфенийского монастыря в Константинополе, куда прибыл и Палама в 1341 году. Находясь в Верийском ските, Палама позаботился о создании монастырской школы.
Около середины XIV века мы находим в Верийском скиту преподобного Афанасия Метеорского, до основания им монастыря Великая Метеора. Житие Феодосия Тырновского (Болгария) позволяет сделать вывод, что около середины XVI века скит находился в периоде расцвета.
Преподобный Дионисий
В 1523 году другой славный подвижник македонской земли, преподобный Дионисий, впоследствии ставший основателем монастыря Святой Троицы на Олимпе, появляется в Верийском скиту и заботится о реставрации центрального храма, посвященного Пророку Предтече. Вторым его важным действием стала смена аскетического образа жизни на киновиальный. С этой точки зрения, преподобный Дионисий может считать основателем уже монастыря Иоанна Предтечи. В конце XVI века с монастырем был связан и преподобный Феофан Новый из Наусы.
Документальные свидетельства
Некоторые документы XVII – XVIII вв. говорят о монастыре как о патриаршем и ставропигиальном. В конце XVIII века монастырь приходит в упадок. В период с 1787 по 1792 гг. игумен Каллист просит финансовой помощи у русской императрицы Екатерины II, дабы изгнать из монастыря турок, превративших это святое место в “столовую, дубильню, обитель мусульманства и нечестия”. В 1819 году турками было распродано монастырское имущество, а в 1822 году, в период Македонской революции, он был полностью разрушен Лубут-пашой, после чего так и не смог оправиться.
Монастырская библиотека была разорена. Некоторые книги спасли бездомные монахи из деревень Пиерии. Сегодня, после катастрофы, кроме часовни Преображения, построенной у юго-западного края стены, датируемой второй половиной XVIII века, с пострадавшими от огня росписями, ничего не напоминает о прошлом величии этого скита. Расписанный кафоликон, восстановленный в 1822 году как простая трехнефная базилика, равно как и другие постройки, почти не имеют художественной ценности. Лишь иконы алтарной преграды, изображающие всех живших здесь святых, трогательно напоминают о былой духовной славе этого места. Но прекрасный вид на монастырь, открывающийся со скал противоположного берега Алиакмона, остается таким же величественным, как и во времена великих аскетов.
Источник: “Монастыри Македонии” // Η Καθημερινή. “Επτά μέρες”- αφιέρωμα, 14 Απριλίου 1996, σ. 26.