Владимир Берхин: Шаг власти навстречу НКО — неуверенный и половинчатый
Президент говорит о вещах правильных, разумных и полезных. О том, чтобы допустить НКО к госзаказу на государственные услуги — чтобы вместо казённых учреждений проблемы граждан решали инициативные объединения самих граждан, а государству осталась функция выделения денег. Это, повторяюсь здраво и разумно.
Как здрава и разумна сама по себе идея выдачи государством грантов для НКО, как разумна сама по себе идея открытых тендеров на государственные контракты, как в целом неплоха Российская Конституция, и так далее. Допустить НКО к госзаказу — это значит пустить новый социальный лифт, разрешить в этой области новаторство и конкуренцию, что во многих случаях повышает качество.
Однако даже существующий короткий опыт применения этих норм показывает, что платят НКО в этой системе чрезвычайно мало, сама система имеет значительное пространство для коррупции и кумовства, а представители государства не хотят входить в сложности НКОшного мира и видят в НКО просто разновидность социальных центров обязанных срочно взять на себя всё то, что государство почему-то не тянет, только за меньшие деньги. К этому прибавляется отсутствие у НКО ресурсов на всё то, что государство бесплатно предоставляет госучреждениям — помещений, оплаты коммунальных услуг, почты и многого другого. Плюс разница в подходе к проблемам: реестр «социальных услуг» конечен и многие полезные вещи, которые могут и умеют делать НКО, туда просто не попадают.
В общем, хорошая и разумная идея, как и в случае с президентскими грантовыми конкурсами, разбивается почти что вдребезги об уровень реализации — государство слишком экономит, а шаг навстречу НКО получается весьма неуверенный и половинчатый.