Заведующие лабораториями физического факультета СПбГУ Михаил Архипов и Сергей Белов направили в ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» запрос о целесообразности проведения водоосвящения на городской станции очистки воды. Ученые просят генерального директора «Водоканала» Ф. Кармазинова «подтвердить документально (замерами физико-химических свойств воды), что водопроводная вода после «обряда крещения» действительно приобрела новые, полезные для потребителя свойства» и пояснить, «почему эта технология не используется ежедневно «Водоканалом» в целях улучшения качества воды».
Поводом к написанию запроса стало сообщение пресс-службы «Водоканала»: «Этот обряд проводится на протяжении уже нескольких лет, и, как отмечают работники станции, вода, прошедшая через него, действительно приобретает особые свойства. Если набрать ее в отдельный сосуд, то она остается чистой и прозрачной в течение всего года».
Ситуацию комментирует доктор богословия протодиакон Андрей Кураев
Благодать по принуждению
Не правы как руководство «Водоканала Санкт-Петербурга», так и тот священник, который совершал там чин освящения воды. Давайте вспомним евангельские слова: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф.17:2).
Предположим, что некий раввин освящает всю продукцию некоего хлебобулочного комбината, снабжающего весь город. Какова была бы реакция православной общественности? Что сказали бы православные, если бы они узнали, что молочный завод, производящий питание для детей всего города, находится в ритуальном взаимодействии с кришнаитами, и все молоко они воспринимают как прасад, принесенный в жертву Кришне? Мы же помним, какой фокус проделал император Юлиан Отступник с продуктами на общегородском рынке и про последующее видение мученика Феодора Тирона….
Давайте и мы не будем навязывать свое благодатное присутствие людям, которые от него дистанцируются.
Свята ли вода с конвейера?
Кроме того, в свое время ряд архиереев совершенно справедливо запретили появляться священникам на хлебокомбинатах и освящать там куличи, трезво рассудив, что в этом случае снижается количество людей, приходящих в храмы для освящения куличей, и многие теряют единственную присутствующую в их сознании — пасхальную — потребность посещения храма. Не говоря уж о том, что и доходы храмов резко падают — потому что один из собратьев-священников конвейерным методом освятил все куличи, изготавливаемые в городе.
Так и здесь. Не надо увлекаться идеей, что в день Крещения Господня вся вода святая, и ее можно ведрами наливать у себя в ванной.
Свята та вода, к которой прикоснулась Церковь своей молитвой. И та, к святости которой человек потянулся. Крещенское хождение в храм, стояние в очереди — это усилие. И Господь призирает на него. А вот заход в свой домашний санузел для того, чтобы нечто из него изнести, к числу подвигов отнести никак нельзя.
Так что именно исходя из своей, церковной позиции, я солидарен с протестом физиков-атеистов. Вера и наука всегда рядом в своем противостоянии суеверию.
Физика благодати?
Наконец, важно понять, что те перемены, которые происходят со святой водой, вряд ли фиксируются на уровне физики. Сейчас пошла мода утверждать, будто благодать Иерусалима можно измерить с помощью портативного приборчика, взвесить душу умирающего человека, потерять свою душу при паспортизации и прочая, и прочая.
Мне во всем этом видится профанация. Действия Божьи скорее метафизичны, чем физико-химичны.
А что касается свойств крещенской воды, то здесь евангельское правило: «По вере вашей да будет вам». Я знаю рассказы прихожан, у которых дома святая вода загнивала, и я знаю (в том числе на опыте своей семьи), что она может храниться годами, и ничего с ней не происходит, хотя она хранится не в закрытой бутыли, а я к ней каждое утро прикладываюсь.
Все зависит от воли Божьей. Захочет Господь меня смирить — и моя вода тоже протухнет.
Я думаю, что Санкт-Петербургская митрополия займет просветительскую и миротворческую позицию. Во всяком случае, если она этого пожелает, в ее распоряжении будут богословские аргументы, которые смогут умирить даже физиков-атеистов.