Мы ответили на 15922 вопросов
Опубликованы ответы на 2464 вопросов
Навигация
Человек
Задать вопрос священнику Наши священники

Что такое освящение?

Здравствуйте! Столкнулся с тем, что не знаю ответа на такие вопросы: Что такое освящение? Что такое осквернение? Как осквернить святыню? Чем освещается вещество? Можно ли сказать, что вещество освещается в том случае, когда проводит энергии духовного мира? Можно ли сказать, что вода освящается тем, что в крещении - она является не просто водой, которой мы моемся, а образом, выражением материи будущего Нового мира? То есть освятить что-либо материальное - мысленно соединить с миром, где Новое Небо и Новая Земля? Просто, если думать, что освященная материя - просто материя, имеющая какое-то магическое, сверхъестественное в себе чисто на уровне атомов - то тогда выходит волшебная вода, чудесная, волшебная материя иконы. А ведь атомы той же иконы через время могут находится в теле, к примеру, лошади. Мы же не будем считать лошадь святыней? То есть, ощущаю, что освятить что-то = сделать символом, образом, а не просто вещью. Верно ли это? А те, кто говорят о святой воде, как о некоем чудном веществе, заменяющем лекарства, имеющей другую природу, изменении кристаллической решетки - они не правы, верно? Сергей.
священник Димитрий Лин

Отвечает священник Димитрий Лин:

Здравствуйте, Сергей!

Что такое освящение?
В широком смысле освящение – это посвящение чего-либо (предмета, здания и пр.) или человека служению Богу. В Христианстве освящение – это богослужение, связанное с Боговоплощением, т. е. пришествием в этот тварный мир Господа Иисуса Христа, Который освятил стихии этого мира и, прежде всего, воды Своим Божеством (об этом мы вспоминаем, празднуя Крещение Господне). Например, человек в таинстве крещения устанавливает духовный союз с Богом, очищается от греховной скверны. Христианин через таинство хиротонии становится священнослужителем. Дома, автомобили очищаются от действ дьявольских, бесовских и предназначаются для добрых дел, становятся причастными богослужению (дома становятся подобием церквей, автомобиль после освящения — не просто средство передвижения, но место молитвы).

Что такое осквернение?
Осквернение в житейском смысле — это неблагоговейное обращение со святыней, а в каноническом – это действие, которое нарушает святость человека или места (предмета), так что требуется очищение человека для возможности участия в богослужении или освящение места (предмета) для совершения священнодействий.

Как осквернить святыню?
Странно сформулирован вопрос. Давать советы как осквернить святыню я не предполагаю. Но обращу внимание на то, что совершая грех, мы оскверняем себя. Место или предмет может оскверниться недолжным употреблением.

Чем освящается вещество?
Вещество в физическом смысле не освящается, освящается предмет, изготовленный из вещества. Поясню это на следующем примере. Когда в результате безрассудного и антинародного революционного эксперимента 17-го года большевики пришли к власти и занялись экспроприацией, крестьяне перестали выращивать хлеб на продажу. Это привело во время неурожая к голоду в Поволжье. Для помощи голодающим святитель Тихон патриарх всероссийский распорядился церковные ценности, непосредственно не используемые для совершения Божественной службы передать властям для спасения людей. Эти предметы, изготовленные из золота и серебра, например, потиры, хотя и были освящены и использовались в богослужении, но были переплавлены и использованы для мирских целей. Если бы освящалось вещество, то выводить эти предметы из сакрального употребления было бы нельзя. Святитель, принимая такое решение, проявил милосердие к страждущим и не нарушил церковных канонов.

Можно ли сказать, что вещество освещается в том случае, когда проводит энергии духовного мира?
Говорить, что святыня проводит благодать Божию можно только в нравственно-богослужебном, а не оккультно-мистическом смысле, поскольку Бог может действовать и напрямую без посредничества людей или вещей. Освящение требуется не для Бога, а для спасения человека. Выражая мысль, связанную с духовной жизнью, следует, по-возможности, употреблять те выражения, которые приняты Церковью. Учение о фаворском свете святителя Григория Паламы говорит о нетварных энергиях (действованиях) Божиих в этом мире. Если Вы под энергиями духовного мира понимаете Божественные энергии (а не космические энергии некого безличного Абсолюта, как понимают оккультисты), то можно согласится с Вашим утверждением, если конечно заменить в Вашем выражении слово «вещество» словом «святыня» (см. предыдущий ответ). Именно в этом смысле иногда говорят, что даже недостойный по своим личным качествам священник может быть проводником благодати Божией.

Можно ли сказать, что вода освящается тем, что в крещении – она является не просто водой, которой мы моемся, а образом, выражением материи будущего Нового мира?
Материя – философское понятие. Лучше говорить о вещественности и тварности, а не о материи будущего Нового мира. В жизни будущего века все тварное будет одухотворенным, причастным Божественным энергиям. В этом мире не будет греха, тления и смерти. Возможно, физические законы будут иными. Говорить о том, что святая вода – это вещество из Нового мира я бы не стал. Вообще, у Вас наблюдается желание рассматривать освящение, как сообщение веществу нового «духовного» свойства, что не верно. О «физике Нового мира» вероучение Церкви ничего не говорит.

То есть освятить что-либо материальное – мысленно соединить с миром, где Новое Небо и Новая Земля?
Святыня – орудие Бога в этом падшем мире.

Просто, если думать, что освященная материя – просто материя, имеющая какое-то магическое, сверхъестественное в себе чисто на уровне атомов – то тогда выходит волшебная вода, чудесная, волшебная материя иконы. А ведь атомы той же иконы через время могут находится в теле, к примеру, лошади. Мы же не будем считать лошадь святыней?
Тем и отличается православное понимание чуда или Божественного действия от магического ритуала, что посредством святыни Бог действует на верующего в Него человека. Язычники же считают, что в магическом обряде действует вещество, обладающее «сверхестественным» свойством, зачастую помимо воли того человека, на которого направлен обряд (отсюда всякие привороты, заговоры).

То есть, ощущаю, что освятить что-то = сделать символом, образом, а не просто вещью. Верно ли это?
Верно, если символ понимать в православном смысле, т.е. как связь с духовным миром.

А те, кто говорят о святой воде, как о некоем чудном веществе, заменяющем лекарства, имеющей другую природу, изменении кристаллической решетки – они не правы, верно?
Верно. Хотя некоторые православные люди, пришедшие в Церковь из мира науки, и пытаются искать изменения свойств воды после освящения (что, в принципе, возможно), они не правы по-существу. Не природа «измененной» воды действует на человека, а Сам Бог: «Бог идеже хощет, побеждается естества чин: творит бо, елика хощет», Великий канон Андрея Критского.

С уважением, священник Димитрий Лин.

Поделиться

Читайте также

Вопросы и ответы в рубриках:

Толковый словарь