Мы ответили на 15922 вопросов
Опубликованы ответы на 2464 вопросов
Навигация
Человек
Задать вопрос священнику Наши священники

Почему Христос, запрещая нам называть друг друга «безумными», Сам называл так фарисеев?

Как понять слова Иисуса? Он называл фарисеев безумными (Матфей 23:17,19), несмотря на то, что сам проповедовал: «кто скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный» - подлежит геенне огненной» (Матфей 5,22). Получается противоречие. Или получается Ему можно, а нам нельзя? Ведь своим поведением Он подавал пример людям. Растолкуйте. Анна.
священник Филипп Парфенов

Отвечает священник Филипп Парфенов:

Дорогая Анна,

Получается в самом деле именно так: «Ему можно, а нам нельзя». Вернее, нам можно, но не всегда. Христиане любой церкви исповедуют Христа как безгрешного, в Котором «обитает вся полнота божества телесно» (Кол. 2, 9). Соответственно, только Ему были до конца ведомы человеческие сердца и их состояние; только Он мог обличить по существу, не празднословя, и только Его гнев был всегда праведным, бесстрастным. Наш же гнев чаще всего рискует быть страстным и разрушительным и для самих себя, и для других.
Вот еще комментарий на эту тему свят. Иоанна Златоуста:
“Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду”, — говорит Христос. Этими словами Он не устраняет гнев совершенно: во-первых, потому, что человек не может быть свободен от страстей; он может сдерживать их, но совершенно не иметь их не властен; во-вторых, потому, что страсть гнева может быть и полезна, если только мы умеем пользоваться ею в надлежащее время. Посмотри, например, сколько добра произвел гнев Павла против коринфян. Он избавил их от великого вреда. Равным образом, посредством гнева же обратил он и отпадший народ галатийский, и многих других. Когда же бывает приличное время для гнева? Тогда, когда мы не за себя самих отмщаем, но обуздываем дерзких, и обращаем на прямой путь беспечных. А когда гнев неуместен? Тогда, когда мы гневаемся, чтобы отмстить за самих себя, что запрещает и апостол Павел, говоря: “Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]” (Рим. 12:19); когда ссоримся из-за денег, чего тоже апостол не позволяет, говоря: “Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения?” (1 Кор. 6:7)? Как этот последний гнев излишен, так первый нужен и полезен. Но многие поступают наоборот. Они приходят в ярость, когда обижают их самих, но остаются холодны и малодушествуют, когда видят, как подвергается обиде другой. То и другое противно законам евангельским. Итак, не гнев собственно есть нарушение закона, но гнев неблаговременный, почему и пророк сказал: “Гневаясь, не согрешайте” (Пс. 4:5)
И далее толкователь признаёт, что «кажется невозможным, чтобы мы за одно простое слово подверглись столь великому наказанию; и некоторые полагают, что это сказано гиперболически».

С уважением, священник Филипп Парфенов.

Поделиться

Читайте также

Вопросы и ответы в рубриках:

Новый Завет