Межсоборное присутствие Русской православной церкви опубликовало проект документа «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской православной церкви».

Согласно ему скоро нельзя будет прийти в храм и сразу пройти обряд крещения: потребуется подготовка, иначе называемая оглашением. 2-3 беседы должны будут пройти все решившие креститься взрослые и дети старше 12 лет. Новые. Пока только готовящиеся правила, их смысл и значение мы обсуждаем с известным богословом диаконом Андреем Кураевым.

Фильтр для веры

Российская газета: В советское время человек, пожелавший креститься , допускался к крещению сразу. Поскольку религия была гонима, само желание креститься требовало личного мужества и было, как правило, нравственно и духовно обеспеченным выбором.

Диакон Андрей Кураев: Мне кажется, не надо идеализировать тех, кто крестился в советский период. Изрядная часть делала это из соображений суеверных, кто-то таким образом искал свою национальную идентичность, кто-то крестился под давлением старших поколений своих родных, кто-то по настоянию нянек и кормилиц, говоривших: я с «нехристем» сидеть не буду.

И не надо идеализировать отношение батюшек той поры к крестящимся. Многие из священников были очень рады, что от них не требуется никакого рассказа об их вере. Когда кончились репрессии лишь за то, что ты называешься священником или христианином, советское время стало очень комфортным временем для ленивых батюшек. Учить внутри Церкви — это требует поиска, творчества, и далеко не все к этому готовы.

— И вот при входе в церковь ставится некий «фильтр». С одной стороны, ясно, что это надо сделать, потому что люди могут креститься и по поверхностным мотивам, но с другой стороны — есть и опасения.

Решение Патриарха ввести катехизацию при крещении встречает огромное сопротивление. Но именно в поповской среде, а не в кругах нецерковных. И потому, что беседы с людьми -это дело не доходное, за это не платят. И потому что здесь ты не можешь спрятаться за великие святые слова. Ведь когда я служу по служебнику, я произношу великие слова, не мною придуманные, а созданные гениальными святыми как Иоанн Златоуст. И интеллектуальная, и духовная убогость произносящего эти слова «прячется» за ними. А живое собеседование с людьми может это обнаружить.

Риски и опасности

— У меня, как у человека 20 лет ходящего в церковь, есть опасение, что это, может нарастить церковную бюрократию. У человека душа просится к Богу, а его встречает парень в 2 раза моложе, в 3 раза менее образованнее, но в 7 раз самоувереннее в своем образовании, в 5 раз менее опытнее ( и бытийно, и психологически), но он мгновенно, по русской традиции, становится в излюбленную позу цензора и начальника «от Бога». И будет с молодой сытой самоуверенностью спрашивать обожженного горем или запутавшегося в жизни человека: «А что значит «паки и паки»?»

Думаю, это тот случай, когда риски и опасности (а вы их правильно перечислили, и еще далеко не все) высоки. Но если не делать этого, риски будут еще больше. Когда священник говорит человеку: прежде чем креститься, вам надо прийти на беседу 2-3 раза, а может, и больше (мы еще точно не знаем, какой будет форма катехизации), здесь уже возможен некий отсев. Если ты, собираясь быть христианином, не готов ради этого прийти и послушать о Христе, значит, ты профанируешь Таинство. Значит, на самом деле ты неверующий, твое сердце не тоскует о Христе и не желает за него ничего претерпеть. Это уже сам по себе неплохой фильтр, и не на проверку библейской эрудиции, а на установку воли человека.

— Не будут ли «эксперты» смешны и слабы?

Надо их готовить. Надо перед Церковью поставить задачу, Патриарх ее ставит. Ну нельзя готовить священников только исправления служб! В Церкви появилось немало образованной молодежи, у них нет призвания идти по пути священства, но служить — вере, людям — они хотят. И вот есть два вида служения, которые предлагает Церковь и Патриарх: милосердное и катехизаторское.

— И туда набьются выпускники катехизаторских факультетов богословских вузов?

Думаю, да. Для них это и вопрос обретения себя. Бывает больно слышать получивших в былые годы богословское образование, но оказавшихся невостребованными в структурах, которые сложились в предыдущие годы.

— Но все-таки главное, что происходит с человеком внутри его веры и Церкви, — покаяние, метанойя, изменение ума. Не будут ли люди, идущие в церковь, креститься как раз с самым драгоценным — вот с этим зерном покаяния — спотыкаться об этот порог? Очень интересны те задачи, которые ставит перед Церковью Патриарх Кирилл, но масштаб задач не должен лишать нас трезвости взгляда. Всякое наращивание институциональности в русской культуре, в том числе и православной, не поставит ли под угрозу самое главное — внутреннего человека?

Есть евангельское установление, Христос сказал: учите и крестите. Но, естественно, при этом все понимают, что могут быть исключительные ситуации. Если пастырь поймет, что вот этот человек сегодня днем стоял перед выбором «или в купель, или под поезд?», ну, конечно, тут не до катехизации. Если он увидит, что этого человека раньше миссионера Ангел коснулся, и в нем уже проснулся Алеша Карамазов, и его не надо тащить через все формальности, то тогда «Вот вода, что мешает мне креститься?» — как сказал апостолу один африканский вельможа.

В случае жизненных сложностей, а также случаев, когда человек уходит в армию, уезжает в длительную зарубежную командировку, могут быть исключения. Естественно, все эти исключения будут проговорены во время обсуждения правил. Но если священник решает, что вот этому человеку сейчас он разрешает креститься без катехизации, мне кажется, он все-таки должен подать епископу объяснительную записку, в которой объяснить свое решение. Не знаю, примет ли такое решение Собор, но мне бы хотелось, чтобы Собор составил список исключений из правил обязательной катехизации. И чтобы этот перечень был гласным и «закрытым».

Духовная прописка

— Количество крестящихся уменьшится?

Конечно! Уменьшатся и доходы. Это важно, и Церковь идет на такую жертву. Сейчас многие обвиняют Церковь в том, что она охотится за деньгами, но вот вам решение, уменьшающее доходы. Но что это может дать в будущем? Другое пребывание в Церкви — более сознательное. И тогда появится надежда на возрождение общинной жизни.

Как я понимаю, Патриарх Кирилл ставит задачу построить властную вертикаль среди епископов. Но при этом и «понуждается демократия» снизу. Надеюсь, результатом такого сознательного членства в Церкви станет поименное членство в приходах.

— То есть я не смогу зайти в любой храм, опаздывая на службу после встречи Патриарха с Президентом, а должна обязательно ехать в «свой»?!

Можете идти в любой, никто вас не выгонит. Но у вас появятся полномочия в том храме, прихожанкой которого вы официально являетесь. Вы сможете принять реальное участие в выборе церковного совета, выбирать депутатов на епархиальное собрание, на Поместный Собор.

Елена Яковлева

Протодиакон Андрей Кураев

 

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.