Праздник Воздвижение Креста Господня
Мы расскажем вам о празднике Воздвижения Креста Господня, и о том, какую роль играет крест в истории христианства.
Слава, Господи, Кресту Твоему Честному
Праздник Воздвижения: крест в истории христианства
Праздник Воздвижения Креста Господня — есть прославление Креста Христова. Господь наш Иисус Христос был распят на кресте, претерпел мучительную, позорную смерть ради спасения рода человеческого. До Голгофской смерти Христа крест был у римлян орудием казни, употреблявшимся только по отношению к самым отъявленным злодеям: разбойникам, убийцам, мятежникам, преступным рабам. Это видно на примере смерти апостола Павла: он был приговорен к распятию, но, так как имел римское гражданство, был казнен посредством отсечения головы. После крестной смерти Иисуса Христа христиане стали почитать крест как орудие нашего спасения и чествовали его с самого начала существования Церкви.
В первые три века, когда языческий и иудейский мир хотели искоренить христианство и повсеместно были страшные гонения на христиан, верующие во Христа скрывали свои верования от врагов. В кругу тех христианских верований и обрядов, которые хранились в тайне от язычников, было и чествование Креста. Язычники, впрочем, знали о Кресте, потому что отдельные лица из христиан смело, открыто исповедовали его. По рассказу Понтия, биографа святого Киприана Карфагенского, в третьем веке некоторые изображали фигуру Креста даже у себя на лбу. По этому признаку их узнавали во время гонений и предавали на мучения. С середины третьего века сохранилось одно изображение (на сосуде) человеческого лица с крестом на лбу. Из актов седьмого Вселенского собора известно, что в царствование римского императора Диоклетиана ( III век) мученики Прокопий и Орест носили изображения креста на груди. Язычники называли христиан в насмешку крестопоклонниками, предполагая, что христиане поклоняются Кресту как идолу.
Вообще, до самой эпохи Константина Великого, христиане удерживались от изображения Креста Христова в его действительной форме, а тем более — от изображения его вместе с Распятым. На предметах, сохранившихся от трех первых веков и найденных при раскопках в Риме и Помпее, встречаются большей частью аллегорические изображения Креста и распятия: сюжеты, взятые из Ветхого Завета. Это прообразы Креста и страданий Иисуса Христа: Авель, убиваемый Каином, Исаак, приносимый Авраамом в жертву, Моисей, молящийся с крестообразно распростертыми руками, медный змей, воздвигнутый в пустыне, пророк Исаия, перепиливаемый пилою, пророк Иона, молящийся с распростертыми руками во чреве китовом, еврейский пасхальный агнец и другие прообразы.
Открытое почитание и чествование Креста тесно связано с именем римского императора Константина Великого. Мать Константина Елена была христианкой и воспитала своего сына в глубоком уважении к христианской религии. После смерти Констанция Хлора сын его Константин был в 306 году провозглашен императором Галлии и Британии. Первым делом нового императора было провозглашение в подвластных ему странах свободы исповедания христианской веры.
Фанатики язычества Максимиан Галерий на Востоке и жестокий тиран Максенций на Западе ненавидели императора Константина и задумали низложить его и убить, но Константин предупредил их и в ряде войн, с помощью Божией, разбил всех своих противников. Но перед последней битвой император молился Богу, чтобы Он дал знамение, которое бы воодушевило его войско. Господь явил ему на небе сияющее знамение Креста с надписью «Сим побеждай». Царь Константин был в недоумении: крест у язычников был знаком злополучия, так как считался оружием казни преступников. Ночью, когда спал Константин, явился Сам Христос Господь и опять показал виденный Константином на небе Крест и сказал ему: «Сделай изображение этого Креста и прикажи нести его перед своим войском и победишь не только Максенция, но и всех своих врагов».
Восставши ото сна, Константин рассказал о видении своим приближенным и приказал искусным мастерам сделать из золота и драгоценных камней крестное знамение, а также велел всем воинам своего войска изобразить крест на всех оружиях, на шлемах и щитах. Под знамением Креста вступил царь Константин в бой с войском Максенция. Произошла жестокая битва. Силою честного Креста вражеское войско было разбито. Великий Константин с победою вошел в Рим, народ римский приветствовал победителя, который возблагодарил Бога, давшего ему победу силою Животворящего Креста Своего. Константин в память православной победы поставил посреди Рима крест на высоком каменном столбе и написал на нем: «Сим спасительным знамением этот город был освобожден от мучительного ига».
Вторую битву царь Константин выиграл при взятии Византии. Два раза перед этим он потерпел поражение, и, когда сидел в великой печали и размышлении, возвел глаза к небу и увидел слова, написанные звездами: «Призови Меня в день скорби своей, и Я изму тебя, и прославишь Меня». Константин стал рассматривать небо и увидел Крест, изображенный звездами. И слова вокруг Креста: «С этим знамением ты победишь». И победил Константин под знамением Креста врагов своих, взял Византию и сделал ее столицей своего государства, переименовав ее в Константинополь. Император Константин одержал и третью победу с помощью Креста в войне со Скифами на реке Дунае.
После всех побед император Константин особенно стал почитать Христа и Его Крест Животворящий. Он посылает свою мать Елену в Иерусалим, чтобы найти Крест, на котором был распят Христос. Прибыв в Иерусалим, Елена встретилась с Патриархом Иерусалимским Макарием и рассказала ему о цели своей поездки. Патриарх не знал о местоположении Креста. С большим трудом удалось найти среди иудеев человека, помнившего, где было место казни — Голгофа, но на расспросы царицы Елены он отказывался отвечать. Тогда Иуда (так звали старика) был посажен в глубокий ров. Только после этого он согласился показать, где находилась Голгофа.
Оказалось, что Святой Крест был брошен в одну пещеру и завален песком и камнями, а сверху римским императором Адрианом выстроен языческий храм в честь богини Венеры. Капище по велению Елены было разрушено, начались поиски закопанного Креста Господня. Патриарх Макарий в это время молился, чтобы Господь помог обнаружить Животворящий Крест. И вот копающие почувствовали дивное благоухание и вскоре нашли пещеру, в которой был похоронен Христос, и три креста, а затем и гвозди. На каком же из трех крестов был распят Спаситель?
Патриарх Макарий и царица Елена твердо верили и надеялись, что Бог укажет святой Крест. Божиим промыслом по дороге в это время двигалась траурная процессия. Патриарх стал поочередно возлагать кресты на покойника. Когда Крест Господень коснулся его, умерший воскрес. Царица Елена с радостью и благословением поклонилась Кресту и облобызала его, а за нею и все ее приближенные. Христиане, узнав об этом великом событии, собрались в бесчисленном множестве к месту, где был обретен Крест Христов. Всем хотелось приложиться к великой святыне, но из-за множества народа сделать это было невозможно. Тогда патриарх Макарий встал на возвышенное место и начал воздвизать (поднимать) Крест, чтобы показать всему народу. Народ же, видя Крест Спасителя, кланялся и восклицал: «Господи, помилуй!». И с того времени Церковь установила праздник Воздвижения Креста Господня.
Иуда, указавший место нахождения Креста, видя чудо воскресения мертвеца, уверовал во Христа и вместе с другими иудеями принял крещение, получив при сем имя Кириак. Затем он стал Патриархом Иерусалимским и при императоре Иулиане принял мученическую смерть за Христа.
Царица Елена повелела построить храм на месте, где был обретен Крест Христов, и другие храмы на святых местах Иерусалима, предоставила для этого много средств и с частицею Животворящего Креста возвратилась в Византию.
Император Константин с почестями встретил свою мать с частицею Креста Господня. Он повелел соорудить три больших креста как памятники трех его побед: над Максенцием, при взятии Византии и в битве со скифами на Дунае — и поставить их в разных местах Константинополя.
Крестное знамение — это победное знамя Христа. Христос посредством Креста победил Диавола и даровал спасение роду человеческому. Крест прославил Христа. Не так прославился Христос, когда воскресил четверодневного Лазаря; более прославился, когда пострадал на кресте и Своей смертью разрушил ад.
Истинным последователям Христа Крест также явился славой и похвалой. Апостол Павел ничем другим не хвалится, а только Крестом Господа нашего Иисуса Христа (Галл. 6, 14). И посему жизнь христианина должна быть тесно связана с крестным знамением.
Об этом хорошо говорит преподобный Ефрем Сирин: «Посему и на двери наши, и на чело, и на очи свои, и на уста, и на перси (грудь), и на все члены наложим себе сей Животворящий Крест; вооружимся Сим Непобедимым Оружием христиан, Сим Победителем смерти, Сею Надеждою верных, Сим Светом кротких, Сим оружием, отверзающим рай, низлагающим ереси, Сею Опорою православной веры, спасительною Похвалою Церкви. Ни на один час, ни на одно мгновение не будем, христиане, оставлять Его, повсюду нося с собою, и без Него не будем ничего делать; но спим ли, встаем ли, работаем, едим, пьем, идем в путь, плаваем по морю, переходим реки, — все члены свои будем украшать Животворящим Крестом.
Если будешь с Крестом, то «не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень. Не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему» (Псл. 90, 5, 10).
Сопротивные силы, видя Крест, трепещут и удаляются. Крест просветил всю вселенную. Он разогнал тьму и возвратил свет. Он от запада и севера, от моря и востока, собрав народы в единую Церковь, к единой вере и единому крещению, связал их любовью».
«О, какие уста и какой язык восхвалит, как должно, сию необоримую стену православных, сие победоносное оружие великого Царя Христа! Крест — воскресение мертвых. Крест — упование христиан. Крест — утешение бедных. Крест — памятник победы над демонами, пестун юных. Крест — утешение скорбящих, хранитель младенцев, слава мужей, венец старцев. Крест — свет сидящим во тьме. Крест — проповедь пророков, спутник апостолов, похвала мучеников. Крест — целомудрие дев, радость иереев. Крест — основание Церкви, утверждение вселенной. Крест — сила немощных, врач недужных. Сим святым оружием Христос расторг утробу ада и заградил многокозненные уста Диавола. Им вооружившись, блаженные апостолы покорили всю силу вражию и, в мрежи свои уловив все народы, собрали их на поклонение Кресту. В него облекшись, как в броню, мученики и воины Христовы попрали все замыслы мучителей и проповедовали с дерзновением. Его, взяв и неся на себе, ради Христа отрекшиеся всего в мире с великой радостью вселяются в пустыне и горах, в пещерах и пропастях земных».
И далее говорит преподобный Ефрем: «Сей же Честный Крест явится опять и во второе пришествие Христово, как честный, животворящий, достопоклоняемый и святой скипетр Царя Христа, по слову Владыки, Который говорит, что явится знамение Сына человеческого на небе (Матф. 24, 30). Итак, Крест первый явится на небе со всем воинством ангельским, озаряя всю землю от концев и до концев ее, паче светлости солнечной, и возвещая пришествие Владыки Христа».
Поэтому мы, православные христиане, прибегаем под защиту Креста Христова и молимся: «Непобедимая и непостижимая и Божественная сило Честнаго и Животворящаго Креста, не остави нас, грешных!»