На официальном сайте Межсоборного присутствия, портале Богослов.ru и в блоге Межсоборного присутствия появились новые проекты документов, касающиеся отношения Церкви к различным социальным и внутрицерковным вопросам. Среди них и проект документа «О деятельности Русской Православной Церкви по реабилитации наркозависимых».
В нём излагается церковный взгляд на наркоманию, как, с одной стороны, хроническое заболевание, проявляющееся на биологическом, психологическом, социальном и духовном уровнях, а с другой — осознанный грех, направленный на разрушение собственной богозданной природы. Исходя из этого, потребитель наркотиков определяется как грешник, но вместе с тем — больной человек, попавший в беду. «Он не в меньшей степени, чем остальные, может надеяться на милосердие Бога, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины», — говорится в документе.
Реабилитация определяется в тексте как «медико-социальная система, направленная на восстановление физического, психического и духовного здоровья наркологического больного, его личностного и социального статуса». Её основными принципами является понимание реабилитации как результата действия Божественной благодати; включение реабилитационного процесса в жизнь церковной общины и компетентность (профессионализм) членов церковной общины, участвующих в реабилитации.
В документе по пунктам расписаны стадии реабилитационного процесса, а также выделены задачи организации церковной реабилитации наркозависимых отдельно на общецерковном и епархиальном уровнях. Отдельные разделы посвящены взаимодействию Церкви с государственными структурами и обществом.
Интересно и данное в документе определение церковной реабилитации. «Церковь, не отрицая подхода наркологии к реабилитации больных и используя технологии, выработанные профессиональным сообществом, в своей деятельности делает акцент на духовной составляющей реабилитационного процесса. Выход наркозависимого человека в устойчивую ремиссию, восстановление его социального статуса не рассматривается Церковью в качестве единственной задачи. Конечной целью для Церкви является приготовление людей к вечной жизни, к которой Бог призывает всех», — говорится в тексте.
В связи с этим, в особенности у светских людей, возникают вопросы: является ли полный отказ человека от употребления наркотиков реабилитацией в полном смысле слова, и не подменяется ли в данном случае помощь наркозависимым обычным воцерковлением? На эту тему рассуждают руководитель православного центра медико-социальной реабилитации «Подвижник», врач-психотерапевт Вячеслав Боровских и руководитель Координационного центра по противодействию наркомании Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата игумен Мефодий (Кондратьев).
— Дело в том, что только в Православии человек, входя в Церковь и начиная жить церковной жизнью, обнаруживает, что его цель — не избавиться от наркотической зависимости, что его цель — Христос. Избавление от зависимости происходит как побочное явление общения человека с Христом. Это принципиально важный момент. Реабилитация должна сводиться к тому, чтобы эта смена целей произошла. В данном случае она идентична воцерковлению, потому что, если нет воцерковления, то нет и реабилитации, — считает Вячеслав Боровских. — Причиной наркомании является образ жизни человека. Если он не изменён, то всегда остаётся риск, что человек вновь начнёт употреблять наркотики. «Реабилитация» в переводе с латыни означает «восстановление способностей», а православная реабилитация подразумевает ещё и благодатное избавление от страстей, жизнь вечную. Когда главной целью человека становится Царство Божие, он не просто приобретает жизнеспособность на земле, но его земная жизнь преображается.
Несколько по-другому документ прокомментировал игумен Мефодий (Кондратьев). По его мнению, цель Церкви, заключающаяся в спасении всех людей, не противоречит возможности реабилитации без воцерковления.
— Здесь нужно помнить, что Церковь создана на земле для приготовления человека к вечной жизни. Наркомания в этом смысле является камнем преткновения на пути к спасению этих людей. Конечно, мы оказываем им помощь в реабилитации, но наше желание — чтобы все спаслись и пришли к познанию Истины. Наша цель — привести к спасению весь мир, а наркозависимые являются частью этого мира.
При этом нельзя забывать, что у самих этих людей может быть совсем другая цель. Например, они хотели пройти реабилитацию ради избавления от наркотиков, и только. Мы готовы работать с такими людьми, и ничего им не навязываем. Если они полностью отказались от наркотиков, мы можем констатировать, что реабилитация прошла успешно, хотя миссия Церкви в отношении этих людей не выполнена, — считает игумен Мефодий.
Также в документе отмечается желательность привлечения к участию в церковной реабилитации специалистов: наркологов, медиков, психологов, социальных работников. Тем не менее, участие подобного рода профессионалов всё же не выделяется как обязательное условие для православного ребцентра. По мнению экспертов, возвращение бывшего зависимого к нормальной жизни возможно и силами обычного прихода.
— Если человек воцерковляется спонтанно, минуя реабилитационный центр, он может достичь того же самого эффекта. Другое дело, что православный центр создаёт максимальные условия для того, чтобы человек преобразился. Что касается собственно ребцентра, то в нём, действительно, обязательна медицинская составляющая, поскольку там зачастую оказываются люди, страдающие не только наркоманией, но и сопутствующими патологиями, например, вирусными гепатитами и т.д. Все они требуют своей коррекции, иначе телесная патология выйдет на первый план, и реабилитация станет невозможной, — считает Вячеслав Боровских.
— Мы почему-то забываем о том, что священник тоже специалист и профессионал, — подчёркивает игумен Мефодий. — Как духовника, его можно сравнить с психологом, и неизвестно, кто окажется компетентнее, потому что у Церкви есть тысячелетний опыт работы с душами людей, а наука психология появилась сравнительно недавно. С другой стороны, пастырь — это православный социальный работник. Да, мы не имеем порой государственных дипломов и официального признания, но это, скорее, наследие советского режима. Как показывает практика, на приходах обычные духовники проводят реабилитацию весьма успешно.
Подготовила Ксения Кириллова