Доклад протоиерея Владимира Архипова на секции «Христианская и современная психология», прочитанный 26 января в рамках XIX Рождественских чтений на факультете психологии МГУ им.Ломоносова.
[flowplayer url=’https://media.pravmir.ru/video/arhipov.flv’ urlmp4=’https://media.pravmir.ru/video/arhipov.mp4′ img=» width=» height=» ]
Феномен любви человека к самому себе вошел в мир вместе с самим человеком. Сначала он осуществлялся гениально просто. Человек ничего не знал об этой проблеме. Он просто жил в любви и полном доверии к своему Создателю, к миру, к себе как части этого мира. Он был одним целым с красотой и гармонией.
Но наступил момент, и душевная целостность была утрачена. Человек пытался восстановить ее своими силами, но внутренний разлад и конфликт с самим собой только усиливались.
Когда мы утратили любовь к себе?
Причиной этого, на мой взгляд, является искаженная или вовсе утраченная любовь к себе. Это следствие утраты связи с Богом. Человеку были даны нравственные заповеди. «Поступай с другим так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой». «Люби ближнего своего, как самого себя». Но если они становятся только правилами целесообразной этики, а не мировоззрением и сущностью, то полноценный внутренний мир не восстанавливается.
Личностная дисгармония, а вместе с ней и социальная, постепенно накапливаются. На сегодняшний момент ее можно бы назвать основной причиной душевных и духовных недугов и всевозможных зависимостей. Свидетельство тому — стремительно растущая по всему миру сеть психологической помощи. Каждый второй – психолог. Наверное, мы уже догнали по количеству семейных и офисных психологов западные страны.
Кроме того, существует еще огромный набор магов, колдунов, ясновидящих, экстрасенсов. И вся эта армия ведет наступление на бедную страдалицу – душу человека. Масштабы усилий всех направлений не сопоставимы с успехами. Но, конечно, серьезно имеет смысл рассматривать два института взаимодействия с человеком: психология и религия.
Я, по понятной причине, хочу высказать свои соображения по этому вопросу с точки зрения христианства.
На первый взгляд, в вере и в науке точки зрения на любовь человека к самому себе очень близки. И та, и другая не считают таковой «жить ради угождения своим примитивным желаниям». Обеими отвергается вульгарное и примитивное понимание любви, при которой во главу угла ставится свой или, в крайнем случае, семейный интерес, в угоду которому приносится весь остальной мир.
Хотя в некоторых случаях я сталкивался с такого рода психологической помощью людям, которая из лучших побуждений предлагала своему пациенту для сохранения внутреннего мира и здоровья отвергнуть интересы всех окружающих, отгородиться глухим забором своего Эго и жить только для своего телесного и эмоционального удовольствия. Принося в жертву даже самых близких. По принципу: главное – личное физическое и эмоциональное здоровье. Все окружающее предлагалось рассматривать с точки зрения пользы или вреда для этой цели. И это не было кратковременной скорой помощью для сохранения жизни, а системной установкой.
Что мешает эгоисту построить идеальный мир вокруг себя?
То мироощущение, которое предлагает человеку религия, не является средством для здоровья и личного покоя. Только лишь как путь к высшей цели. В этом уже содержится исцеляющая сила, доверие к высшей ценности и предназначение человеческой личности. Высшей же целью является открытие в себе духовной сферы, образа, не имеющего аналога с материальным миром, а также воссоединение личностных связей с невидимым, но реальным источником этого образа.
Высшая цель всегда поднимает человека над мелочностью и суетой, всегда вдохновляет на внутренние победы, раздвигающие горизонты человеческого развития. Это прекрасно известно из мудрой педагогической практики.
Высшая цель, которую человек ставит перед собой, всегда обладает мощной силой, ведущей к победе, прежде всего, над собой, над неверием в себя. Это справедливо опять же на любом бытовом уровне. И тем более, когда касается духовного плана.
А вот когда люди полагаются на победы во временных рамках, связанных с видимой жизнью: карьера, спорт, власть, слава, то тогда все успехи и заслуги сводятся лишь к служению себе и своему имени. Своему представлению об удачной, благополучной жизни.
Эгоистически любящий себя человек умеет эффективно использовать умственные, физические, эмоциональны возможности для комфортного обустройства жизни — своей и своей семьи.
Эгоист не всегда идет к своей цели по трупам. Он может разумно и корректно вести себя с окружающим миром, плодотворно трудиться и добиваться больших успехов в своем деле, с интересом и усердием выполнять работу. Он способен нежно и самозабвенно любить своих детей и супруга (или супругу). Такая любовь помогает ему с наслаждением отдыхать и путешествовать, читать умные книги и слушать классическую музыку. Сажать цветы и трезво оценивать политическую ситуацию.
Одним словом, эгоист умеет любить и любит жить, никому особенно не мешая и никого не поглощая. Но все же этими приятными моментами жизнь не исчерпывается. И далеко не у всех имеются благоприятные начальные условия, идеальные характеры.
В результате не все идет так гладко, как записано в мечтах.
Даже если все удачно, благополучно и жизнь проходит без страданий и болезней, остаются еще старость и смерть, которых не избежать никому.
Молчаливый спутник каждого из нас — душа, у которой свои запросы, своя пища, своя природа. Ей нужно нечто иное, чем телу, чувствам, амбициям. И если с ней не считаться, она будет заявлять о себе тоской, унынием, апатией, депрессией. Тогда человек начинает ищет психолога, который бы снял боль и распутал клубок внутренних и внешних проблем.
Как психологи и психотерапевты работают с эгоистами
Я не работал психотерапевтом, но наслышан, как психотерапевты пытаются вывести человека из губительной системы ценностей, в центре которой стоит собственное Я, вокруг которого вращается весь окружающий мир. Консультант пытается отыскать застаревшие детские страхи, неуверенность в себе, вернуть пациенту уважение к себе и адекватную самооценку. Совершенно обоснованно пытается расширить шкалу ценностей, за счет интересов к внешнему миру, выйти за пределы удушающего мирка «мое, мне, меня» и тому подобное. Наиболее дальновидные и смелые специалисты даже пытаются помочь человеку, проходя по памяти событий, простить обиды людям, нанесшим ему раны, которые много лет кровоточат и саднят.
Но также я встречался с таким стилем работы психологов, который предлагает снимать боль просто дистанцией, забвением, переключением. Исцеления, на мой взгляд, не происходило, решение проблемы переводилось в стадию длительного захоронения — как чернобыльский саркофаг. В таком случае человек не обретал любовь к себе в духовном смысле слова. А, может быть, задача так и не ставилась…
Я, разумеется, могу ошибаться в методологии психологического решения проблем, связанных с неприятием и непониманием человеком себя или с неадекватной самооценкой. Но мне кажется, что в арсенале психологии как научного инструмента не используется тот высший ориентир и цель, который имеется в христианстве. Это естественно, если сам специалист не является человеком живой веры.
Я не имею в виду христианскую психологию, которая непосредственно связывает проблемы и болезни души с отсутствующей или искаженной связью с Творцом. Она может дать наиболее полное понимание состояния души человека, причин нарушения гармонии и пути ее восстановления. Но даже появление в последнее время этого раздела науки, выросшего из духовного понимания человеческой личности, не решает существующую проблему.
Я, Мы и… Он
Многочисленные усилия с разных сторон вернуть человеку то устойчивое состояние, которое Эрих Фромм называл самопринятие, самолюбовь, самопразднование, указывает только путь, в меньшей или в большей степени успешный.
То, что первое и последнее слово остается за самим человеком, не есть доказательство их бессилия, а есть свидетельство того, что среда воздействия – душа, сохраняет свою свободу, особую, по отношению к телу, природу. Духовную свободу. Духовную потому, что другой свободы душа не имеет.
Интересно, что эволюция всех честных в своей последовательности поисков, путей помощи страдающей душе — от антирелигиозных до строго научных, косвенно приходят к мировоззренческому противоречию самим себе. Они понимают, что человек, живущий мелкими, собственническими эгоистическими целями, бесперспективен для исцеления. Напротив, его деградация неминуема — по мере ослабления всех внешних побуждающих и услаждающих его факторов. Поэтому мудрые педагоги, по-настоящему любящие родители и даже советские идеологи понимали, что необходимо перед человеком ставить высокие цели, выходящие за узкие рамки своего Эго. И чем возвышеннее были цели и установки, чем больше они требовали забвения себя, тем лучше были душевные плоды.
Но печальный опыт формирования нового советского человека яснее ясного показал, что цель должна быть истинно возвышенной, а не иллюзией и не фальшивкой. Возвышенность определяется не только переходом к масштабу от Я к Мы, лежащему на самом деле в той же плоскости, а к третьему измерению – Он, Создатель. Только осознание человеком в себе онтологической природы Высшего духовного мира, позволяет вырваться из темницы эгоцентризма.
Жизнь без любви к Богу — как обезглавленный храм
Если душа человека призвана к общению с духовным небом, то оно – небо — не должно подчиняться некому планетарию. Иначе наша жизнь становится похожей на обезглавленный храм, у которого срезали купол с крестом, закрыли плоским потолком, и сказали, что так и было. Поэтому главная роль отводится человеку, который сознательно и свободно входит в таинственные действия силы Божьей любви. Она возвращает основные понятия и свойства человеческой личности к первозданному замыслу.
Итак, первое преимущество, которое дает человеку духовное измерение, — это восстановление адекватного видения себя самого и окружающего мира. Естественно, духовного не в смысле приобщения к культуре или искусству, как сугубо человеческому наследию, а к высшему, личностному началу, пусть и через культурное наследие. Цель и смысл жизни перемещается из близоруко приземленной временной точки в совершенно новое понятие вечности.
Счастье, поражение, богатство, любовь, время, поступок, слово, страдание, болезнь, смерть – абсолютно все будет преображаться в нашем сознании. Иногда даже незаметно для нас. Многие понятия просто исчезнут. И появятся новые. Только в этих координатах третьего духовного измерения начнет проясняться, как из тумана появляются очертания предметов, глубокий смысл слов «Кто потеряет свою жизнь ради Меня, тот обретет ее».
Почему душа вырастает сгорбленной?
В линейном измерении жизни, из которого исключается дух, все прекрасные дары — разум, творчество, любовь — начинают развиваться с искажениями. Наподобие карликовых деревьев, которые вырастают, если специально ограничить условия их развития. И тогда естественно, человек сосредотачивается на стремлении прожить подольше и получше в меру своих интересов и возможностей.
Думаю, не будет преувеличением сказать, что душа большинства из нас, ограниченная рамками земных целей, вырастает сгорбленной, наподобие евангельской сгорбленной женщины, которую освободил Иисус. Конечно, есть люди, жизнь которых была, что называется, отдана людям. Не ради своей славы и власти. А просто ради временного земного блага людей. Благословен и велик человек, отдавший все ближним. Значит он неведомым для себя образом нашел для себя путь к высшей цели своей жизни, получил внутренне подтверждение правильности своего выбора. Думаю, даже отвергая формальную веру в Бога, наедине с самим собой он чувствует, что следует некоему невидимому Высшему смыслу и призыву. Но ведь мы знаем, что исключительно редки такие люди, которые бескорыстного и самозабвенно жертвуют всем ради любви и служения другому.
Они даже реже встречаются, чем святые в календаре. Но когда они действуют в мире без ожидания наград и без осуждения других, то рано или поздно встречают Того, кто открыл им узкий путь к счастью.
Доверие к Богу
Христианину правильный взгляд на любовь к себе, принятие себя может дать реальная живая связь с Источником непобежденной любви. Если это связь личностная и живая, то она пробуждает к жизни все лучшее, что находилось в тайниках души, что человек не решался открыть себе и миру.
Возникшая связь, которая называется доверием к Богу, дает человеку новое видение себя, других, самой жизни, всех ее сторон, от рождения до смерти. В процессе созидания этого нового мировоззрения человек открывает для себя и в себе новый и невидимый мир. Он понимает, что его общеизвестные потребности и возможности — только видимая часть айсберга. А главная, невидимая, – это духовная жизнь, меняющая все представление о нем самом, о мире, о смысле жизни.
Открытие, что в твоей жизни есть живой Бог, знающий тебя и любящий тебя, невзирая на все твои недостатки и дурной характер, в некоторой степени похоже на встречу сироты с любящим отцом. В это очень трудно сразу поверить. Но маленький проблеск надежды и жажда обретения такого отца делают свое дело. Скорченная, с комплексами неполноценности, душа начинает выпрямляться. Горб болезненного самолюбия и неприятия себя постепенно исчезает. Спина выпрямляется.
Принципиально важно в новой системе ценностей принятие сердцем живой личности Христа. Только этот союз может снять тяжелые покровы прежних представлений и себе и о жизни. Если человек решается на безумный риск: доверить жизнь свою и, соответственно, своих близких Христу, и отвечает на Его призыв, то рождается новое сознание, новый разум и новое сердце.
Да, конечно, в идеале.
Но христианство – это самый реалистичный идеал. В случае правдивых отношений со Христом, человек смотрит на себя как на союзника Христова. А на жизнь – как на завет, заключенный с Ним в любви. Жизнь оценивается не количеством прожитых лет и суммой приобретенных удовольствий и благ, а верностью и отданностью всего имеющегося в распоряжение Учителя. Сознание встает на путь борьбы за внутреннюю свободу.
Недаром святые раздавали имения, отказывались от власти и славы. Человек начинает чувствовать вкус настоящей свободы и независимости. Появляется чувство собственного достоинства. Человек ощущает себя носителем образа и подобия Божия, только это уже не просто строчка из катехизиса, а личное открытие.
Путь к Богу становится все более желанным, реальным, но и непостижимым. По мере движения может появиться взгляд на твою жизнь как на не принадлежащую тебе самому, но доверенную для посильного свидетельства о Том, Кто придал твоей жизни смысл. И тогда, несмотря на все бытовые лабиринты, душа получает новую энергию любви и уважения к себе.
Приходит понимание, что Создатель дал тебе столько, сколько ты можешь понести. И твоя задача — удержать и реализовать это с прибылью. Не больше и не меньше. Рождается ответственность и благодарность за то, что имеешь. Исчезают притязания на то, чего нет. А потом приходит сознание твоей уникальной ценности в глазах любящего и доверяющего тебе Христа.
Тоскуй и ищи каждый день встречи с истиной
Все это рождает в человеке состояние, которое можно назвать любовью к себе. Иными словами, отнестись к себе и к своей жизни в соответствии с замыслом Творца. Господь знает перспективу жизни души человека, предлагает единственно возможный путь духовного здоровья, любви к себе и счастья, которое не отнимается у тебя. Помни, что ты всегда на первой ступени к духовному богатству, никогда не успокаивайся на достигнутом.
Тоскуй и ищи каждый день встречи с истиной. Доверяй своему опыту, что истина всегда насытит, напоит тебя духом своей любви. И это даст тебе силу не отвечать злом на зло и хранить сердце не оскверненным соблазнами.
Иисус знает, что мудрость и мужество быть милосердным и миротворцем в дни, сознательно называющими тьму светом, сохраняет в человеке достоинство и уважение к себе как к чаду Божьему. А это высоко поднимает его в собственных глазах. По этому пути предлагает идти все же не наука и медицина, главной целью которых является человек земли, но Христос, который знает о нас гораздо больше и точнее. Интересно, что открывает Он науке только часть знаний о человеке. А все – в самой душе, желающей этого.
И последнее, что хочется сказать. На мой взгляд, большинство болезней души — нервных расстройств, душевного неустройства, всевозможных зависимостей, духовных болезней, сглаза, порчи и тому подобного — коренятся в нелюбви и неприятии человеком себя. И напротив, правильно понятая и воспитанная любовь к себе, защищает человека от большинства душевных расстройств и болезней. И если удается человеку принять позицию Христа о нем, то большинство недугов и болезней может уйти.
Замкнутый круг душевной болезни не могут разорвать ни семья, ни общество, ни государство, ни наука, ни Церковь, а только сам человек — в тесной личной связи со Христом.
Взгляд общества, государства на человека — потребительский, принижающий, кастрирующий. Высшую цель, низводящую до партийного, военного, социального временного уровня. При этом, естественно, любовь к себе приобретает уродливую форму.
Бог же смотрит на человека глазами любви, сотрудничества, партнерства, уважения к его свободе и личной ценности. Видит в нем не средство для построения светлого будущего, а уникальное творение, свидетельствующее о высших ценностях бытия. Этот взгляд возвышает, вдохновляет, поднимает человека в собственных глазах и переводит на совершенно новый уровень развития.
Читайте также:
Любовь к себе: где ошибка?