На днях прочитал публикацию, где речь шла о «тенденции к переходу людей из-под влияния Русской православной церкви (РПЦ) в другие христианские конфессии» из-за «несогласия с теми решениями, которые принимают представители РПЦ». Я не знаю, есть ли такая заметная тенденция — никакой статистики не приводится — но случаи бывают, да, и о них можно поговорить.
Верующий человек может уйти из РПЦ потому что он пришел к выводу, что католики правы, и что надо слушаться Папу, потому что он и в самом деле преемник св.Петра и ключи от рая у него. Он может уйти потому что, бессонными ночами читая Писание, решил, что РПЦ не проповедует (или неправильно проповедует) слово Божие, и чтит иконы, чего делать ни в коем случае нельзя. Я думаю, что такие люди неправы, но есть два принципиально разных вида ошибок — ошибки в цели и ошибки в средствах.
Человек может совершенно правильно ставить цель — послужить Христу. Он может ошибаться в средствах, полагая, что это лучше делать вне Русской Православной Церкви. При этом его ошибки будут носить богословский характер — он будет думать о том, как угодить Богу, как последовать Его слову, как обрести вечное спасение, и при этом по-человечески ошибаться.
Мы можем с ним спорить — но спорить как люди ищущие дорогу в один и тот же небесный Иерусалим, полагающие одно и то же самым важным, с благоговением призывающие одно и то же Имя, и обращающиеся в поисках наставления к одной и то же Книге.
Но может быть и по-другому. Человек может ставить ложную цель — послужить демократии, или нации, или партии, или еще каким-то своим идеалам. Идеалы могут самые разные — от Державности, едущей верхом на Духовности, до Демократии, едущей верхом на НАТО — это не важно. Важно, что человек будет оценивать РПЦ с точки зрения этих своих целей и идеалов — как положительно, так и отрицательно.
Если в первом случае мы с нашим собеседником согласны в том, что РПЦ существует ради спасения душ, и его упреки будут относиться к тому, что она, по его мнению, плохо исполняет эту миссию, то во втором человек будет полагать, что миссия РПЦ — продвигать его идеалы. В самом деле, Нравственная Правда полностью совпадает с его политическими пристрастиями, следовательно, любое сообщество, претендующее на нравственность, должно именно эти пристрастия и продвигать — если же оно этого не делает, то оно полностью теряет любой нравственный авторитет среди него.
В местах кровавых межнациональных конфликтов миротворческие силы воспринимаются каждой из сторон как враждебные — потому что можно быть либо за наших, либо за гадов, и если вы не за наших, вы за гадов. Мне доводилось читать сталинистов, которые полагали «верхушку РПЦ» служащей компрадорской буржуазии и (вы таки будете смеяться) госдепу — из-за того, что видные церковники плохо отзывались о тов.Сталине. Доводилось читать и либералов, которые были уверены, что Церковь поддерживает «ползучую сталинизацию» из-за того, что Церковь явно не с ними — а значит, должна быть со сталинистами.
Сталинист, правда, не пойдет к инославным — потому что видит в них совсем уж явных агентов заграницы — а вот либерал может пойти. И тут позвольте мне
У меня есть хорошие друзья и знакомые среди католиков и протестантов. Я немного знаком с жизнью их общин. Позвольте мне заметить, что если вы уходите из РПЦ из-за того, что Вас раздражает тот, другой или третий священник, Вас очень скоро начнет раздражать тот, другой или третий ксендз или пастор. Не потому что они плохие люди — они могут быть прекрасные люди и глубоко преданные христиане.
А потому что — позвольте мне сказать неприятную истину — осколок зеркала троллей, через который вы смотрите на РПЦ, никуда не денется, когда Вы обратите Ваш взор на католиков или протестантов. Он же не в РПЦ, не в РКЦ, не в ЕХБ — он у Вас в глазу. Куда бы Вы не пошли, Вы понесете его с собой.
Я видел людей, переходящих из церкви в церковь, из собрания в собрание. Человек сначала переживал что-
И самое трудное для такого скитальца — понять, наконец, что проблема не в других людях — у них есть свои проблемы, но он страдает не из-за них. Проблема в его собственном грехе — нераскаянности, высокомерии, нетерпимости и неспособности любить ближнего.
Если Вы не можете полюбить ближнего, который стоит рядом с Вами в православном храме, Вы точно также не сможете полюбить ближнего, который сидит рядом с Вами на скамье в костеле. Ваша (как и моя) неспособность любить людей, смирять себя, кротко сносить чужие недостатки и милосердно прощать чужие грехи никуда не денется, если мы попробуем подыскать себе более подходящих ближних. Свои-то грехи мы с собой понесем, куда угодно и к кому угодно.
Что же делать? Обратить внимание на то, что Христианство утверждает в любом конфессиональном варианте — что мы все бедные грешники, испорченные и виновные, и — что сильно ухудшает ситуацию — при этом гордые и спесивые. И что нам надо переменить наши пути, раскаяться в наших грехах, покориться Христу и присоединиться к собранию подобных нам кающихся грешников. Или не очень кающихся — тоже подобно нам.
Понять, что в жизни важно, и что — не так важно. Что нужно искать в Церкви и чего в ней искать бессмысленно. Что не нужно ожидать от Церкви, что она приспособится к нашим идеалам — а нужно менять наши идеалы сообразно тому Евангелию, которое проповедует Церковь. Иначе говоря, нужно покаяться, обратиться, пережить глубокую перемену своих целей, ценностей и устремлений.
Если Вы хотите этого — то в Церкви Вас ждут. Если нет — РПЦ ничем не сможет помочь Вам — как, впрочем, и любая другая христианская община.