Какова должна быть общественная активность христиан в свете Евангелия? Какие цели должен — и какие не должен — ставить себе христианин в общественной жизни?

Размышляя над этим вопросом, важно обратиться к истории; Патриарх Кирилл именно это и делает. Для христиан история — не просто источник опыта; в ней таинственно совершается промысел Божий, являющий нам святых, которые даны нам как образцы для подражания.

Речь Патриарха Кирилла на Всемирном Русском Народном Соборе

Речь Патриарха Кирилла на Всемирном Русском Народном Соборе

Вглядываясь в историю Церкви, Патриарх обращается к опыту своего далёкого предшественника на патриаршей кафедре — святителя Гермогена, четырехсотлетие со дня мученической кончины которого мы все недавно вспоминали.

Какие уроки Патриарх предлагает нам извлечь из служения этого святого? На первый из них обратили внимание все — Церковь не может и не должна устраниться из общественной жизни; все мы, православные люди, несем ответственность перед Богом за нашу страну.

Есть те, кто хотели видеть Церковь “чисто духовной”. Для некоторых людей слово “духовный” означает, скрывать того не будем — “несуществующий”. “Церковь должна заниматься духовными вопросами” значит “Церковь не должна попадаться нам на глаза”. Это желание некоторых внешних людей вытолкнуть церковь из общественной жизни встречается с желанием некоторых христиан от нее уйти — превратив веру в такое благочестивое бомбоубежище от треволнений внешнего мира.

Это было бы неверно по ряду причин, первой из которых является заповедь Спасителя: “Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. (Матф.28:19,20)”. Господь не сказал “прячьтесь”, он сказал “идите”. И Патриарх ясно обозначил этот момент — Церковь не будет прятаться. Христиане будут участвовать в общественной жизни.

Но как именно? На примере святителя Гермогена Патриарх обозначает и цели, и методы.

Патриарх Гермоген, прежде всего, стремился к сохранению Православия; во многом, благодаря его подвигу, свет Православной веры, пережив бури и опасности смутного времени, достиг до нас. Он отстаивал государственную независимость нашей страны, великое будущее нашего народа, которому угрожала опасность быть поглощенным — политически и культурно — более могущественными соседями. Он стремился к поддержанию гражданского мира и сохранению уз национальной и религиозной солидарности.

Очень важно и то, как он это делал — и на это тоже обращает наше внимание нынешний предстоятель нашей Церкви. Мы можем отметить, как в служении святого Гермогена несгибаемая твердость в действительно принципиальных вопросах сочеталась с трезвым реализмом.

Святитель поддерживал непопулярного царя Василия Шуйского “потому что легитимный царь был тогда единственной опорой в преодолении политического смятения боярской элиты”. Между вызывавшим массу нареканий царем и хаосом Святитель выбирал царя. Он исходил не из своего — или чье-либо еще — недовольства, но из блага страны.

Это очень важный урок для всех нас — вспомним, что люди имели основания быть недовольными в 1917 году, когда назревшая необходимость общественных перемен наложилась на измученность народа долгой войной. Режим Николая II, многим казавшийся таким прогнившим, таким тираническим, таким невыносимым в 1916 году, на фоне 1918 — и последующих лет — выглядел совсем по-другому.

Вся история учит тому, что ухудшить ситуацию можно очень быстро — а вот ее улучшение требует времени и кропотливой работы. И сегодня Церковь не спешит подхватывать крики “долой!”. Это вызывает раздражение у революционеров — но, всем нам лучше потерпеть раздражение революционеров, чем разрушение государства. И сегодня нам необходим трезвый реализм — хладнокровная оценка исторических обстоятельств и перспектив, готовность принять то, что невозможно изменить, мужество изменить то, что возможно, и мудрость отличать одно от другого.

Патриарх Кирилл также подчеркнул волю Святителя к поддержанию мира “Однако, отговаривая народ от мятежа, святитель не видел в оппозиционно настроенных москвичах врагов. Он понимал, что у людей есть основания для протеста, и перед лицом нависшей опасности стремился к национальному единению”. Святитель видел во всех своих ближних прежде всего, свою паству, а уже потом — приверженцев тех или иных политических партий.

От времен святителя Гермогена Патриарх перешел к нашей ситуации — “Мы снова видим враждебные действия, направленные на подрыв наших духовных ценностей, на ослабление государственности. Мы снова замечаем смятение в умах, отказ определенной части общества от собственного национального достоинства, поиск «спасителей» за пределами России. Как и прежде, противостоять этому может только единство российского общества, из которого нельзя исключать и власть”.

Национальное достоинство — это не превозношение над кем-то, но готовность принимать и ценить свою принадлежность к национальному телу, сознавать свою общность с согражданами, благодарность тем, кто до нас созидал нашу страну и ответственность перед нашими потомками, которым мы передадим ее в будущем. И “западники” и “славянофилы” XIX века были искренними патриотами, которые искали блага своей стране. “Западники” того времени подчеркивали принадлежность России к европейкой цивилизации и то полезное, чему русские люди могли бы научиться у западноевропейцев.

В наше время “западничество”, увы, означает нечто другое. Оно не связано с желанием научиться чему-то полезному — в соответствующих кругах, увы, не принято подражать религиозности и пламенному патриотизму американцев или британской верности традициям. Все что в них принято — это глубоко презирать Россию, ее людей, историю, культуру.

“Поиск «спасителей» за пределами России” всегда связан с отношением, которое сами иностранцы с удивлением отмечают как “ненависть к собственной культуре”. (Чего стоит один лексикон — “гетто русского языка” или “анчоусы”) С таким умонастроением невозможно принести пользу стране и людям, невозможно решить стоящие перед ней проблемы. Не стоит звать к больному врача, который его столь откровенно не любит.

Исцеление общественных язв под силу только тем, кто любит и ценит свою страну и своих сограждан. Благодарным наследникам ее истории и, более всего, ее веры. Трудясь над исцелением над преодолением общественных неустройств, следует ожидать сопротивления — и, собственно, мы его уже видим.

Патриарх Кирилл подчеркивает, что нас не должно это пугать: “Каким должен быть ответ? Пример Патриарха Гермогена оставляет нам единственно возможный выбор. Этот выбор — гражданское действие, которого мы не должны избегать и бояться. Не должно быть ни страха, ни сомнений на этом пути. Ибо защита своей паствы и созидание народной жизни на христианских началах является неизменным долгом нашей Церкви во все времена”.

В чем должна состоять общественная активность православных людей? У нее может быть очень много проявлений, и выступление Патриарха дает некоторые ориентиры — это поддержание гражданского мира, открытое свидетельство об истине — истине вероисповедной и истине нравственной, утверждение национального единства на фундаменте нашего общего исторического наследия. И более всего — открытая и бесстрашная проповедь евангельской Истины.

Читайте также:

Всемирный Русский Народный Собор: православная фабрика мысли

Патриарх Гермоген: фигура, залитая светом

Под другим углом

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.