Какова должна быть общественная активность христиан в свете Евангелия? Какие цели должен — и какие не должен — ставить себе христианин в общественной жизни?
Размышляя над этим вопросом, важно обратиться к истории; Патриарх Кирилл именно это и делает. Для христиан история — не просто источник опыта; в ней таинственно совершается промысел Божий, являющий нам святых, которые даны нам как образцы для подражания.
Вглядываясь в историю Церкви, Патриарх обращается к опыту своего далёкого предшественника на патриаршей кафедре — святителя Гермогена, четырехсотлетие со дня мученической кончины которого мы все недавно вспоминали.
Какие уроки Патриарх предлагает нам извлечь из служения этого святого? На первый из них обратили внимание все — Церковь не может и не должна устраниться из общественной жизни; все мы, православные люди, несем ответственность перед Богом за нашу страну.
Есть те, кто хотели видеть Церковь “чисто духовной”. Для некоторых людей слово “духовный” означает, скрывать того не будем — “несуществующий”. “Церковь должна заниматься духовными вопросами” значит “Церковь не должна попадаться нам на глаза”. Это желание некоторых внешних людей вытолкнуть церковь из общественной жизни встречается с желанием некоторых христиан от нее уйти — превратив веру в такое благочестивое бомбоубежище от треволнений внешнего мира.
Это было бы неверно по ряду причин, первой из которых является заповедь Спасителя: “Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. (Матф.28:19,20)”. Господь не сказал “прячьтесь”, он сказал “идите”. И Патриарх ясно обозначил этот момент — Церковь не будет прятаться. Христиане будут участвовать в общественной жизни.
Но как именно? На примере святителя Гермогена Патриарх обозначает и цели, и методы.
Патриарх Гермоген, прежде всего, стремился к сохранению Православия; во многом, благодаря его подвигу, свет Православной веры, пережив бури и опасности смутного времени, достиг до нас. Он отстаивал государственную независимость нашей страны, великое будущее нашего народа, которому угрожала опасность быть поглощенным — политически и культурно — более могущественными соседями. Он стремился к поддержанию гражданского мира и сохранению уз национальной и религиозной солидарности.
Очень важно и то, как он это делал — и на это тоже обращает наше внимание нынешний предстоятель нашей Церкви. Мы можем отметить, как в служении святого Гермогена несгибаемая твердость в действительно принципиальных вопросах сочеталась с трезвым реализмом.
Святитель поддерживал непопулярного царя Василия Шуйского “потому что легитимный царь был тогда единственной опорой в преодолении политического смятения боярской элиты”. Между вызывавшим массу нареканий царем и хаосом Святитель выбирал царя. Он исходил не из своего — или чье-либо еще — недовольства, но из блага страны.
Это очень важный урок для всех нас — вспомним, что люди имели основания быть недовольными в 1917 году, когда назревшая необходимость общественных перемен наложилась на измученность народа долгой войной. Режим Николая II, многим казавшийся таким прогнившим, таким тираническим, таким невыносимым в 1916 году, на фоне 1918 — и последующих лет — выглядел совсем по-другому.
Вся история учит тому, что ухудшить ситуацию можно очень быстро — а вот ее улучшение требует времени и кропотливой работы. И сегодня Церковь не спешит подхватывать крики “долой!”. Это вызывает раздражение у революционеров — но, всем нам лучше потерпеть раздражение революционеров, чем разрушение государства. И сегодня нам необходим трезвый реализм — хладнокровная оценка исторических обстоятельств и перспектив, готовность принять то, что невозможно изменить, мужество изменить то, что возможно, и мудрость отличать одно от другого.
Патриарх Кирилл также подчеркнул волю Святителя к поддержанию мира “Однако, отговаривая народ от мятежа, святитель не видел в оппозиционно настроенных москвичах врагов. Он понимал, что у людей есть основания для протеста, и перед лицом нависшей опасности стремился к национальному единению”. Святитель видел во всех своих ближних прежде всего, свою паству, а уже потом — приверженцев тех или иных политических партий.
От времен святителя Гермогена Патриарх перешел к нашей ситуации — “Мы снова видим враждебные действия, направленные на подрыв наших духовных ценностей, на ослабление государственности. Мы снова замечаем смятение в умах, отказ определенной части общества от собственного национального достоинства, поиск «спасителей» за пределами России. Как и прежде, противостоять этому может только единство российского общества, из которого нельзя исключать и власть”.
Национальное достоинство — это не превозношение над кем-то, но готовность принимать и ценить свою принадлежность к национальному телу, сознавать свою общность с согражданами, благодарность тем, кто до нас созидал нашу страну и ответственность перед нашими потомками, которым мы передадим ее в будущем. И “западники” и “славянофилы” XIX века были искренними патриотами, которые искали блага своей стране. “Западники” того времени подчеркивали принадлежность России к европейкой цивилизации и то полезное, чему русские люди могли бы научиться у западноевропейцев.
В наше время “западничество”, увы, означает нечто другое. Оно не связано с желанием научиться чему-то полезному — в соответствующих кругах, увы, не принято подражать религиозности и пламенному патриотизму американцев или британской верности традициям. Все что в них принято — это глубоко презирать Россию, ее людей, историю, культуру.
“Поиск «спасителей» за пределами России” всегда связан с отношением, которое сами иностранцы с удивлением отмечают как “ненависть к собственной культуре”. (Чего стоит один лексикон — “гетто русского языка” или “анчоусы”) С таким умонастроением невозможно принести пользу стране и людям, невозможно решить стоящие перед ней проблемы. Не стоит звать к больному врача, который его столь откровенно не любит.
Исцеление общественных язв под силу только тем, кто любит и ценит свою страну и своих сограждан. Благодарным наследникам ее истории и, более всего, ее веры. Трудясь над исцелением над преодолением общественных неустройств, следует ожидать сопротивления — и, собственно, мы его уже видим.
Патриарх Кирилл подчеркивает, что нас не должно это пугать: “Каким должен быть ответ? Пример Патриарха Гермогена оставляет нам единственно возможный выбор. Этот выбор — гражданское действие, которого мы не должны избегать и бояться. Не должно быть ни страха, ни сомнений на этом пути. Ибо защита своей паствы и созидание народной жизни на христианских началах является неизменным долгом нашей Церкви во все времена”.
В чем должна состоять общественная активность православных людей? У нее может быть очень много проявлений, и выступление Патриарха дает некоторые ориентиры — это поддержание гражданского мира, открытое свидетельство об истине — истине вероисповедной и истине нравственной, утверждение национального единства на фундаменте нашего общего исторического наследия. И более всего — открытая и бесстрашная проповедь евангельской Истины.
Читайте также:
Всемирный Русский Народный Собор: православная фабрика мысли
Патриарх Гермоген: фигура, залитая светом