Выпускники интернатных учреждений — одна из самых уязвимых групп людей в нашем обществе. Эти дети практически не знали материнской и отцовской любви, они не видели, что такое жизнь в полноценной здоровой семье. Трехразовым питанием, ночлегом, игрушками мы никогда не сможем заменить и восполнить самого главного для ребенка — семьи и любящих его родителей.
Конечно же, особенно важно позаботиться о детях еще в тот момент, когда они находятся в интернатных учреждениях. Само нахождение в детских домах должно стать временным этапом на пути поиска новой, приемной семьи либо возвращения к кровным родителям или родственникам.
Но что делать, когда ребенок достиг совершеннолетия и так и не нашел свою семью? Нужно понимать, что это проблема не отдельных специалистов, не чиновников из министерств и ведомств, а вопрос, в решении которого должно принимать участие все наше общество.
Слишком часто, встречая человека в беде, мы отказываем ему в помощи. В лучшем случае мы ему говорим, что он должен обратиться к специалисту или прийти на прием к тому или другому профессионалу. Часто мы не видим человека, а видим только его проблему. Не чувствуем своей личной ответственности, не проявляем участия к его судьбе. Гораздо проще сказать, что человеческую поддержку сироте должны оказать психологи и педагоги, помощь в оформлении документов — юристы, помощь в организации жизни — социальные работники.
Разумеется, без комплексной поддержки профессионалов не обойтись. Но при этом важно не забывать самое главное: человек — это не набор проблем, которые должны решить оплаченные специалисты, а целостная личность, живой образ Божий.
Человек развивается, раскрывается, учится жить и справляться с проблемами не в одиночку, а вместе с кем-то, когда он является частью сообщества людей, свободной личностью, а не только объектом приложения усилий специалистов. Задача профессионалов — помочь людям в частных специальных вопросах. Но жить человек должен самостоятельно и свободно, не в среде профессионалов, а в обществе, в семье, в христианской общине, объединенной любовью и взаимной поддержкой.
Выпускникам детских домов можно оказывать самые качественные социальные услуги, но это не решит проблему одиночества и отделенности этих людей от жизни общества. Социальные услуги не научат человека доверять окружающим, проявлять любовь, не принесут ему радости и полноты жизни.
Но все это может дать ему церковная община, которая является носительницей христианского духа. Не текст, не обряд, не красивое здание, не колокольный звон и не благочестивые традиции, а именно община является в подлинном смысле Церковью. В этом замечательном организме, в центре которого находится Господь наш Иисус Христос, ценен и дорог каждый член общины.
В советские годы, во времена гонений на веру, общинная жизнь сохранялась лишь в подполье. Безбожная власть стремилась уничтожить эту жизнь. Нельзя было заниматься катехизацией, учить детей Закону Божиему. Если священник привлекал в храм молодежь, говорил яркие проповеди, власти настаивали на его переводе на другой приход, стремясь оторвать его от паствы. Но до конца убить общинную жизнь безбожникам все-таки не удалось. Многие ревностные священники в то время создавали общины, в которых занимались с детьми, готовили ко крещению новообращенных, совершали совместные паломничества, изучали Евангелие.
Слава Богу, время гонений прошло. Сейчас Церковь свободна, и во многих храмах восстановлена полнота церковной жизни. О том, как развивается эта жизнь, лучше всего свидетельствуют цифры статистики. Три года назад в Москве был проведен социологический опрос, в котором приняли участие прихожане трех московских храмов, где действуют активные общины. Опрос показал, что среди прихожан в 6 раз меньше чем, в целом по стране, тех, кто курит (6% против 38%), в 3 раза больше многодетных, чем в среднем по Москве (12% против 3,5%). В общинах значительно выше (в 4 раза) доля женщин, которые в течение ближайших трех лет планируют родить еще одного ребенка, чем в среднем по России (29% против 7%). Также интересно, что среди россиян в 4 раза больше тех, кто хотел бы уехать жить за границу, чем среди членов православных общин. Глубокая религиозность обусловливает более традиционные взгляды на семью и отношения в браке, например, развод допустим для 78% россиян и только для 29% членов православных общин. Прихожане чаще помогают другим людям, их отличают традиционные установки в отношении родителей. Так, среди них больше чем в два раза тех, кто считает, что дети должны жить с престарелыми родителями, когда те уже не могут сами ухаживать за собой (50% против 19%).
Все эти цифры говорят о том, что поддержка Церкви и последующее вхождение человека в приходскую общину может качественно изменить его жизнь в лучшую сторону. Помощь общины, живое постоянное взаимодействие прихожан с воспитанниками интернатов должно быть налажено еще тогда, когда ребенок находится в учреждении. Но не менее важной задачей церковного социального служения должно стать сопровождение выпускников интернатов уже после их выхода во взрослый мир.
Кто-то считает, что все профессиональные обязательства государства и общества после окончания интерната перед выпускником уже выполнены. Но мы с вами понимаем, что это глубокое заблуждение. Когда социальный сирота выходит из интерната, он не должен оставаться один: с ним особенно важно продолжать общение прихожан и предложить не только стать полноценным членом общины, но и конкретную помощь людей, которым он может доверять.
По своей сути община — это приходская семья, и приобщение к этой жизни может восполнить сиротство ребенка. Любовь, сочувствие и поддержка нового, совсем молодого человека должно стать общим делом членов общины. Особую снисходительность требуется проявить к тому, что человек может не знать основ веры и не проявлять большого интереса к богослужениям. Хорошая община ни в коем случае не будет человека заставлять посещать службы и заставлять молиться. Путь к вере всегда должен оставаться личным свободным выбором каждого.
У церковных учреждений для сирот сложился успешный опыт работы с выпускниками детских домов. Как правило, большинство выпускников поддерживают связь со своим учреждением и с теми приходами, при которых были созданы детские дома. В прошлом году мы завершили паспортизацию наших детских приютов. И по итогам обработки информации из 41 церковного детского дома на территории России, выяснилось, что выпускники церковных приютов в 6 раз чаще получали или получают высшее образование: 30% против 5% выпускников в государственной системе. Среди выпускников церковных приютов в 30 раз меньше судимых и алкоголиков, чем среди выпускников государственных детских домов (1,3% против 40% в государственной системе). Кроме того, выпускники церковных приютов разводятся в 13 раз реже, чем выпускники государственных (из числа создавших семьи развелись 4% выпускников, тогда как среднероссийская цифра составляет 53%).
Как мы видим, у Церкви уже накоплен опыт воспитания и помощи детям-сиротам. Однако пока основной акцент в нашей работе направлен на поддержку воспитанников и выпускников собственно церковных учреждений. Полагаю, что нашим социальным работникам, священникам, прихожанам следует больше внимания уделять детям из государственных интернатов. Особенно важно обратить на это внимание членам больших активных приходов, где развивается полноценная общинная жизнь. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, сегодня в каждом крупном приходе есть социальный работник, и именно он может, прежде всего, помочь детям войти в общинную жизнь. В этом ему должны помочь и другие члены прихода.
Церковная община, по согласованию с руководством учреждений, должна взять шефство над детскими домами, расположенными вблизи храма. В идеале у каждого государственного детского интерната должна быть своя церковная община, члены которой должны поддерживать тесные отношения с детьми в течение всего срока пребывания в детском доме и после выпуска. Важно, чтобы взаимодействие с общиной не ограничивалось посещением детских домов священником. Необходимо договариваться с руководством интернатов и вывозить детей в общину, на совместные праздники и встречи, знакомить детей с жизнью многодетных семей. Дети из детского дома могут участвовать в делах общины — помогать в заботе о малоимущих, в благотворительных мероприятиях прихода. Воспитанники и выпускники интернатов могут по желанию участвовать в паломнических поездках, петь в хоре, при согласовании с руководством интерната — выезжать в летние приходские лагеря.
В христианской общине человек может обрести дружбу и поддержку, здесь он может понять, что ему рады, что отсутствие связей с кровными родителями совсем не означает, что его отвергли все люди. Христианская община может развить чувство солидарности, взаимовыручки, может дать возможность разнообразного общения с интересными взрослыми людьми, которые могут оказать поддержку. В христианской общине человек может стать более самостоятельным и менее одиноким. Он общается с людьми, которые могут стать для него примером, образцом и друзьями на всю последующую жизнь. В общине, с помощью наставника, друзей, старших товарищей выпускник интерната может научиться тем мелочам обыденной жизни, которым не было возможности научиться в интернате.
Община — это преодоление одиночества, это люди, которые не будут формально оказывать человеку социальные услуги, а примут его во всем разнообразии сторон его личности, смогут разделить с ним его проблемы и помогут найти применение его способностям.
В Церкви выпускник интерната может понять, что коллектив — не только вынужденная мера, связанная с отсутствием семьи, коллектив – это не только группа в детдоме, он может узнать, что коллектив, сообщество, окружающие люди могут быть объединены верой и любовью, а не только уставами, нормативами и правилами.
В отношениях с другими людьми, избравшими для себя следование за Христом, сирота, который, мог потерять веру в любовь после предательства самых главных людей в его жизни, может вновь обрести веру в любовь. Верующие люди рядом с ним могут восстановить у него доверие к обществу. Для выпускника интерната особенно важно увидеть, что в мире есть люди, для которых любовь — это не пустой звук, а нечто важное, то, что определяет их поступки, в том числе по отношению непосредственно к нему. Деятельная любовь общины с помощью Божией может придать человеку силы для полноценной жизни в обществе.
Конечно, важно защищать права выпускников интернатов, добиваться оформления положенных по закону квартир, обеспечивать другие социальные гарантии. Но все-таки самое главное, что мы должны дать человеку — нашу любовь, милосердие и деятельное участие в его судьбе. Именно так — милосердием и жертвенной любовью — можно действительно помочь нашим выпускникам.