Взаимосвязь истины и свободы
Официальный сайт Грузинской Патриархии
Проповедь святейшего католикоса-патриарха всея Грузии Илии II , произнесенная 28 января 1985 г .
Существуют понятия, которые внешне ничем между собой не связаны, но на самом деле между ними существует невидимая, божественная связь. Сегодня я хочу коснуться этих понятий и связи, существующей между ними – истины и свободы.
В Евангелии святого Иоанна Богослова Господь наш Иисус Христос говорит нам: «И познайте истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8,32).
Истина и свобода! Именно о выяснении сути этих понятий думало человечество с тех пор, как оно в лице Адама и Евы пало в грехе. Потомство Адама мечтало вернуть утерянную в результате грехопадения истину и освободиться от греха. Тысячелетиями был слышен плач души человеческой, которая оказалась в плену греха, но путь освобождения из этого плена представлялся по-разному. Многие известные философы, ученые, писатели и поэты старались выяснить, что есть истина и где лежит путь спасения.
За несколько веков до Рождества Христова Будда заявил, что из всех мировоззренческих теорий истинной является только его теория, согласно которой настоящая свобода заключается в том, чтобы предать забвению все заботы и смочь подавлять в себе любые мысли. Так как, по его мнению, даже только рассуждение о том, есть ли Бог или бессмертна ли душа человека, уже отнимает у нас свободу и порабощает нас.
Дело дошло до того, что некоторые засомневались в существовании самой истины и заявили, что тщетно было искать то, чего, возможно, и не существует вовсе. Но мы знаем, что истина существует, и что истина есть Бог. Счастлив тот, кто найдет путь, ведущий к Нему, ибо тем самым он обретет и свободу.
Я специально выбрал для проповеди эту тему, так как проблема свободы сегодня стала очень актуальной для всего мира. Известно, что в Африке выработана теория, получившая название «теология свободы» или «богословие свободы». Африканские христиане полагают, что освобождение предполагает завоевание политической, экономической, т.е. материальной независимости, в то время как истинная свобода состоит не в политико-экономической независимости, а в духовной свободе. Когда Господь Иисус Христос сказал нам, что свободу приобретем, познав истину, Он, прежде всего, говорил о свободе духовной.
Господь в Евангелии от Иоанна разъясняет, что есть истина и свобода, и какая связь существует между ними. Он говорит нам: «Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8, 36). Еще раз повторяю, многие знаменитые люди зря истратили свою жизнь в поисках истины и свободы, в то время как единственным нашим освободителем и спасителем является Господь наш Иисус Христос. Он Сам является истиной, познание которой дает нам свободу. Господь говорит: « Аз есмь путь, истина и жизнь». Воистину иного пути к свободе, кроме христианства, не существует. Это путь, избранный Грузией две тысяч лет назад, путь, которым она шла до сегодняшнего дня и будет в будущем идти этим путем, пока будет существовать.
Мы часто уподобляемся Пилату, который, когда иудеи привели к нему Христа, не узнал Его и спросил: «Что есть истина?» Спросить спросил, а ответа не стал дожидаться, так как он, гражданин римской империи, вообще сомневался в существовании истины. Хоть Пилат не увидел, что перед ним предстала сама истина, но внутренне все же почувствовал, Кем есть Христос, он как будто попытался спасти истину, когда напомнил иудеям, что по обычаю в канун Пасхи он должен освободить одного из преступников. Но обманулся Пилат, иудеи потребовали освободить убийцу и разбойника Варавву. Так предали иудеи истину, тогда как от Бога им поручено было ее сохранение.
Подобно Пилату, и мы часто задаем вопрос, что есть истина и ищем ее там, где ее нет. В разных религиозных течениях и философских системах, в то время как сам Господь явил нам, что Он есть путь, истина и жизнь, и что истинную свободу мы приобретем, познав истину, то есть Его.
Молю Бога, Пресвятую Троицу, Отца, Сына и Святого Духа, который есть истина и источник истины, чтобы отверз нам очи сердечные и очи разума, дабы познали мы истину и встали на путь свободы. Аминь.
Перевод: Онисиме Цоцхалашвили