«Блаженно чрево, носившее Христа!» (Лк. 11, 27)
Отрок-Христос стоящий в полный рост на коленах Богоматери — или в некоторых изводах, словно бы даже и на самом чреве Её — обнимает Её за шею — словно повисая на Ней, как после повиснет Он на Древе Крестном. Ибо Крестом Он пришёл дать избавление миру.
…Митрополит Сурожский Антоний как-то говорил, что Христос в нас растет, как ребенок, отрок и во святых является уже как взрослый Муж, Человек Совершенный…
Иудеи времён Иисуса Христа считали язычников «псами», греки считали варварами и иудеев, и даже покорителей мира — римлян, а римляне и греки чурались иудеев и смеялись над их странными обычаями. Жителей Аравии считали неотесанными дикарями, критян — неисправимыми лжецами. Весь мир был разделён, раздроблен, и даже среди чад Авраама по плоти большинство пугались странной проповеди Того, Кому ещё не было пятидесяти лет, но Кто был прежде Авраама (Ин.8:58).
И между иудеями было разделение — фарисеи читали книги пророков, верили в воскресение мёртвых и ангелов, саддукеи же считали эту веру полуязыческими баснями, и ничего не хотели знать, кроме Пятикнижия, даже книгу пророка Исайи, в которой Он писал о таинственном Рабе или Отроке Господнем, берущем на Себя грехи людей (Ис.53:4). Были еще ессеи и другие группы иудеев, считавшие, что второй Иерусалимский Храм безнадёжно осквернен нечестием первосвященников и людей, и служили Богу, не принося жертвы в Храме, ища другие формы очищения и благочестия. И чада Авраама, таким образом, были разделены и, в сущности, глубоко несчастны и одиноки, как и презираемые ими самаряне.
Как можно стать чадом Авраама, если твои предки — лживые критяне или дикие аравитяне, да и сам ты такой же? Ведь свободы рождаться там, где ты хотел бы, у человека нет. Значит, повезло тем, кто родился «чадом Авраамовым» — а у других нет шанса — и можно тратить время в долгих богословских дискуссиях на тему «предопределения Божия».
…Торжество Христа и явление славы Его произошло не в минуту пика Его земной славы — как думали любящие Его. Слава Его — слава Крестная и Воскресная, таинственная и совершенно новая и небывалая. Таким — небывалым — только и может явиться настоящий Бог — Бог спасающий и истинный. Таким Он и явился во Христе.
Христос воскресший, воздвигнутый из мертвых силою Духа Святого Божия, Человек Иисус Христос, Бог истинный, даровал Дух Святой как дар всем людям. Неважно, произошли ли они по плоти от Авраама или от лживых критских греков, или от заносчивых римлян, или от совсем диких аравийских варваров. Дух Святой во Христе силён дать рождение новому чаду Авраама, обновлённому во Христе, возрастающему во Христе.
«И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих? И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит? А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина.
Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут» (Деян.2:7–17).
«Христос, Сын Божий прошел через все возрасты, чтобы все возрасты освятить» — говорил священномученик Ириней Лионский.
И приснодевство-присноматеринство Церкви, Духом Святым рождающей в каждом из христиан образ Христов, таинственно изображено в иконе «Взыскание погибших». На иконе Отрок Иисус шагает по лону Богоматери — шагает ко Кресту, шагает к тому, чтобы через Крест и Воскресение войти в славу Свою, чтобы пришёл Дух Святой. Ибо Он приходит, когда Иисус прославился (Ин.7:39).
И Церковь вновь и вновь рождает чад Богу от воды и Духа, и выкармливает их Вином и Хлебом, Плотью и Кровию Христа Бога, и растит — доколе не изобразится в них Христос (Гал.4:19).
От холодных мертвых снегов
и от выжженных зноем стран —
всем скитальцам от всех веков
предназначен афикоман.
И, найдя долгожданный кров,
от вина ты не будешь пьян…
Он опять — и вовек, и вновь —
преломляет афикоман,
и — не только на полотне
нестираемые черты…
Он протянет тебе и мне
Хлеб пришельца и сироты.
Читайте также:
Утоли моя печали. Уснувший лев
Икона «Отрада и утешение»: отпустить измученных на свободу
Казанская икона Богоматери: «Росток из земли сухой»