В Сербии, в знаменитом древнем монастыре Жича, отмечающем свое 800-летие, прошел первый в истории Православной Церкви международный духовно-научный симпозиум, посвященный женскому монашеству.

У самых разных православных народов есть похожая поговорка: «Если ты хочешь понять, любит ли кто-то Христа – узнай, любит ли он монашество». Действительно, монашество есть нерв Церкви, ее упование и надежда, и от того, насколько здраво и крепко монашество, во многом зависит и духовное здоровье всего народа.

И потому неудивительно, что симпозиум, который состоялся недавно в Сербии, был признан имеющим великое духовное значение не только для Сербской Церкви, но и для вселенского Православия.

В симпозиуме приняли участие представители почти всех Поместных Православных Церквей из Греции, Сербии, России, Франции, Грузии, Румынии, Сирии и других стран. Открывая симпозиум, Святейший Патриарх Сербский Ириней сказал, что монашество во все времена – это самая большая сила в Церкви. В монашестве воспитаны самые великие христианские умы. В настоящее время оно возрождается во многих странах, но проходит и через немалые искушения – и это требует обсуждения, соборного разума.

«Очень радует, – отметил Патриарх, – что в этом благодатном собрании принимают участие и люди науки, и монашествующие – представители разных поместных Церквей. Благодаря этому у нас будет возможность рассмотреть не только историю православного монашества, но и его современное состояние, его проблемы и нужды».

В ходе работы симпозиума были затронуты самые острые и важные вопросы, встающие перед настоятелями и насельниками современных монастырей. Названия докладов и имена выступающих говорят сами за себя. «Игумения как духовная мать», «Епископ и Церковь», «Роль духовника и священнослужителя в женском монастыре», «Женское монашество и его пастырская роль в Церкви»…

С докладами выступили 9 архиереев, в том числе митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий, митрополит Лимассольский Афанасий, митрополит Лавреотский Николай, епископ Захолмский и Герцеговинский Афанасий (Евтич) и другие; 7 настоятелей, настоятельниц и духовников монастырей, в том числе архимандрит Ефрем Ватопедский, архимандрит Елисей Симонопетрит, игумения Феоксения, настоятельница монастыря Хрисопиги (о. Крит), архимандрит Илия (Раго), духовник женского монастыря, который является подворьем Симонопетра во Франции.

Игумения Феоксения

Приведем фрагмент из блестящего доклада вл.Николая Лавреотского. Отвечая на вопрос, как женский монастырь может служить миру, он назвал несколько основных положений.

***

Первое. В мудрой книге преподобного Иоанна Лествичника мы читаем: «Свет монахам — ангелы, а мирянам — монашеское житие». То есть монашеский образ жизни сам по себе является примером для членов Церкви, воинствующей в миру. Монашеская жизнь представляет мерило жизни любого христианина. Церковь, по сути, руководится монашеским образом мыслей.

Владыка Николай Лавреотский

Второе. Жизнь верующих поддерживается молитвами монахов. Это явствует из самого того факта, что верующие прибегают к помощи этих молитв. Как Моисей воздевал свои руки и израильтяне побеждали амаликитян, так и монахи поднимают свои руки к Богу и мы, верующие, борясь в пустыне этого мира, побеждаем умственного Амалика.

Там, где человеческие усилия и даже увещания и советы духовных отцов не приносят никакого результата, там молитва Церкви, молитва иноческого чина, который непрерывно предстоит перед Богом, молитвы подвизающихся монахов могут принести плод. Церковь управляется больше молитвой, чем словом и проповедью, покой она подает в большей степени через молитву монахов, чем через слова даже самых талантливых учителей.

Третье. Третий элемент монашеского образа жизни, который может внести существенный вклад в борьбу верующих, — это безмолвие и тишина монастырей.

В том времени и в мире, в котором царят большая поспешность, сильное беспокойство, конкуренция, многие заботы, неконтролируемые стрессы, неуверенность в завтрашнем дне, — атмосфера монастыря, где все происходит в свое время, по уже заведенному порядку, где нежность безмолвия и диалект молчания представляют собой природный и размеренный язык жизни; где беспопечительная жизнь, свободная от ненужной информации и бессмысленных стремлений, представляет собой величайшее постоянство; где конкуренция, стресс и неуверенность – неизвестные выражения в повседневном лексиконе; где царит закон, что абсолютно необходимы не столько материальные и тленные блага, сколько лишь духовное и истинное присутствие Бога; где чаяние Царствия Божия — это главное дело жизни; итак, в том времени и мире, в котором мы живем, всего лишь одно посещение монастыря перераспределяет жизненные ориентиры и приносит спокойствие в сердце самого встревоженного человека.

Четвертое. По преданию, монастыри отличаются добровольной нищетой, скромностью и простотой жизни. Это предание, правда, несколько поколебалось в наше время, но там, где оно существует, оно дает лучший ответ всем заблуждениям гиперпотребления и гедонистического материализма. Минимум мирских удобств, отсутствие мирского разнообразия одежд, цвета и предметов, ограниченное число слов, улыбок, бурных излияний радости и других чувств, всегда один и тот же порядок действий — определяют рамки жизни очень тонкой, исключительно далекой от воздействия на чувства.

Это сегодня встречается редко и доставляет особенный отдых. Этого не хватает в современном образе жизни, поэтому каждое посещение монастыря доставляет человеку редкий отдых и душевную опору: безмолвие чувств пробуждает внутренние движения души. Общение с миром вызывает противоположное: возбуждает внешние чувства, а внутренние — умерщвляет. Атмосфера жизни в монастыре пробуждает внутренний мир и дает бодрость природе человека.

Пятое. Монашеская жизнь основывается на отречении от мира и потому представляет собой отречение от природы ради достижения того, что находится превыше природы. Другими словами, монашество содержит в себе глубокие элементы высшего героизма, подлинной, истинной жизни. И на самом деле, чем больше кто-то чужд этому миру, тем больше он может этому миру помочь.

Монах знает тайны человеческой души, действие страстей и образ действия благодати Божией, тайны и трудности духовного пути. Монах – это тот, кто сам страдал и многому научился. Это лучший психолог, он понимает немощного, враждующего, скорбящего, трудящегося и изнемогающего, голодного и жаждущего, изгнанного и несправедливо обиженного. Разве это не пастырская деятельность?

***

Одним из самых ярких и запоминающихся моментов симпозиума была дискуссия, когда все участники могли задавать интересующие их вопросы. В частности – Как бороться с отрицательными свойствами женской психологии? Как избежать излишней привязанности к духовнику? Как относиться к душевнобольному человеку, который есть в братстве или сестринстве?

Тексты основных докладов и дискуссии (на русском языке) доступны на сайте sestry.ru.

Предлагаем вашему вниманию еще несколько фотографий с симпозиума, прошедшего в сербской Жиче.

Игуменья Елена, настоятельница монастыря Жича

Монастырь Жича, основанный в начале XIII века Стефаном Первовенчанным и святителем Саввой Сербским. Монастырю пришлось пострадать и во времена турецкого владычества, и в годы Второй мировой войны, и ходе бомабрдировок НАТО в 1999 году. Тем не менее, сейчас монастырь Жича – один из самых крупных в Сербии. В нем 45 насельниц.

Игуменья Елена и игуменья Никодима

Игумения Никодима – настоятельница монастыря Ормилия в Греции, подворья афонского монастыря Симонопетра.

Игуменья Никодима

Благодаря трудам игуменьи Никодимы и радостно-подвижнической жизни ее сестринства, обновилась жизнь многих женских монастырей как в самой Греции, так и в других странах.

В зале заседаний

В зале заседаний

Совершенно особенное впечатление осталось у всех участников симпозиума от богослужений, которые совершались в древнем Жичском храме.

Служба в Жичском храме

Маститые архиереи и игумены, дающие возгласы на различных языках, пение, древние фрески – все это давало ощущение вселенского православия в жизни, здесь и сейчас.

Служба в Жичском храме

И это духовное единство, осоленное общей молитвой, производило едва ли не большее впечатление, чем все доклады и обсуждения.

Общая трапеза была рассчитана на 300 человек. На столах – таблички с надписями на 4 языках.

Молитвы перед и после трапезы также читались или пелись на разных языках – сербском, греческом, русском, английском. Участники из Румынии, Сирии или Франции присоединялись к тому языку, который был им известен.

Синхронный перевод также осуществлялся на четыре языка. В конференц-зале были установлены кабинки для переводчиков, которые подчас очень непосредственно реагировали на какие-либо неполадки. Например, добросердечный и благочестивый серб, который переводил для русских участников конференции, в конце какого-то сложного доклада устало заметил: «Да, хорошо бы все они говорили по-русски, как бы легко было переводить…»

Из России по благословению Святейшего Патриарха в симпозиуме приняли участие игумении Викторина (московский Богородице-Рождественский монастырь), Иулиания (московский Зачатьевский монастырь), Николая (Малоярославецкий Николаевский монастырь), Домника (екатеринбургский Ново-Тихвинский монастырь), Нина (тюменский Богородице-Рождественский Ильинский монастырь).

Русская делегация с митрополитом Черногорским и Приморским Амфилохием

Митрополит Лимассольский Афанасий

Настоятельницы русских монастырей постарались побеседовать между сессиями со всеми докладчиками, испросить их молитв и назиданий.

Читайте также:

О современном монашестве с любовью: «Плач третьей птицы»

Монахиня N

Монашество. Как сложно его понять, как много его очерняют в современных СМИ, и как мало мы о нем знаем. Новая книга монахини N с любовью и удивительной глубиной, просто и доступно, рассказывает об современном монашестве.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.