У моего тринадцатилетнего сына с каждым годом отметки становятся все хуже и хуже, до двоек в четверти дело пока не дошло, но седьмой класс закончил с одной пятеркой по физкультуре и двумя четверками, а остальные тройки! Что будет дальше? А ведь в начальной школе был почти отличником. Как заинтересовать ребенка учебой, можно ли что-то сделать, чтобы он захотел хорошо учиться? Мария
Я работаю в школе. Поэтому многие мои знакомые считают, что я знаю ответы на все вопросы, касающиеся детей. Нередко меня спрашивают, что подарить незнакомой пятилетней девочке, где найти хорошую няню, в каком возрасте режутся зубы и как найти общий язык с пятнадцатилетним подростком. Но чаще всего мне задают вопрос: «Как сделать так, чтобы мой ребенок стал лучше учиться?»
Задают этот вопрос, как правило, мимоходом, не всегда желая слушать ответ, да и что здесь можно ответить за пять минут? Что огромные научные институты во многих странах мира ищут на него ответ и пока так и не пришли к однозначному выводу? В разговоре за пять минут можно только отшутиться. Однако в каждой шутке есть доля истины.
Ответ первый: А вам это зачем нужно?
Действительно, давайте задумаемся, что вас, как родителей, в первую очередь интересует в учебе вашего ребенка? Нужно очень честно и четко разобраться в себе. И тогда может оказаться, что некоторым родителям важно, чтобы ребенок получал хорошие оценки, потому что «людям в глаза стыдно смотреть», потому что «вон, Ваня с пятого этажа какой мальчик хороший, не то что мой» или потому, что «мой сын (или дочь) просто не должны так плохо учиться». И получается, что речь в таких случаях идет о собственной самооценке родителей, об их проблемах, но никак не о проблемах ребенка. Довольно наивно предполагать, что ребенок сломя голову бросится их решать. Даже если он очень любит родителей и хочет им помочь, он все равно не сможет здесь этого сделать. Говоря по-научному — это лежит вне зоны его актуальности, или образно: он спокойно смотрит людям в глаза, а Ваню с пятого этажа с раннего детства недолюбливает.
Идти к цели всегда проще, когда четко себе эту цель представляешь. Поэтому определитесь: «я хочу, чтобы мой ребенок хорошо учился, чтобы он мог поступить в институт». Или: «я хочу, чтобы он научился работать, прикладывать усилия; чтобы он был загружен, не тратил время по пустякам; чтобы ребенок вырос культурным, всесторонне развитым человеком». Это лишь несколько из очень достойных целей, и под каждой из них хороший родитель подпишется. Беда одна: вам надо выбрать, какая из них для вас на первом плане — но только одна. Каждая из них требует отдельной серьезной жизненной стратегии, и, определившись с целью, вам не составит труда эту стратегию организовать: записать ребенка в кружок, выбрать школу с определенным уклоном, нанять репетитора и т.п.
Ответ второй: Не хочет учиться — пусть играет!
Игровая деятельность очень важна для маленького ребенка. С помощью игры ребенок познает мир, строит отношения, приноравливается и приспосабливается. И мы с удовольствием играем с ребенком, до того самого дня, пока он, нарядный и напуганный, в первый раз не войдет в стены школы. Тут всё, шутки и игры кончились. «Началась серьезная жизнь», — говорят ребенку, забыв пояснить, что школа — это, по сути, та же игра. В ней одиннадцать уровней, в ней побеждает тот, кто больше старался, набравший набольшее количество баллов (ведь эти учебные баллы и оценки — весьма условная и исключительно игровая категория). И самое главное: победу приносит тренировка таких личностных характеристик, как воля, память, усидчивость. Тем не менее, дети в большинстве своем игре в среднюю общеобразовательную школу предпочли бы компьютер. Я вижу тут три причины: во-первых, любая игра, не только компьютерная, динамичней, чем каждодневная учеба, в ней проще и четче правила, яснее задачи; во-вторых, за 11 лет любая игра надоест хуже горькой редьки; и главное, в-третьих: в жизни нет кнопки «перезагрузка», возможности начать все с чистого листа.
С первыми двумя проблемами можно разобраться довольно легко. С ребенком надо разговаривать! Описывать гласные и негласные законы жизни школы, помогать искать в «игре» в нее новые дополнительные возможности. Берите пример с разработчиков компьютерных игр: они делают специальные тайники и секретные уровни, чтобы не скучно было по второму и по третьему разу проходить игру. Сделайте то же. Придумывайте ребенку секретные задания, например: подготовить рассказ про восстание Спартака, чтобы в нем пять раз прозвучало совершенно неуместное слово «береза», а никто ничего не заподозрил. Или — за месяц завоевать такую серьезную репутацию у учителя физики, чтобы потом не сделать домашнее задание и честно признавшись, быть прощенным. Да мало ли что можно придумать! Если вы сумеете заинтересовать ребенка заданием (а сделать вы это сумеете, только обстоятельно проникнув в суть его учебных дел), он будет землю рыть, и Спартака этого запомнит на всю жизнь.
Гораздо сложнее с третьей проблемой. На ребенка, пусть даже самого успешного и успевающего, давит груз сделанных ошибок, неудачных опытов. Сделав ошибку, ты вынужден принимать ее последствия, не имея возможности «перезагрузиться». Объяснить ребенку, что это не недостаток, а преимущество жизни перед игрой, наверное, сможет не каждый родитель — ведь не все взрослые этому верят. Поэтому здесь есть только один способ — самому не бояться совершать ошибки, а совершив, сделать выводы и не опускать руки.
Ответ третий: Не ограничивайте общение с ребенком проверкой дневника
Я сейчас скажу очевидную, но шокирующую некоторых вещь: учится трудно и сложно, а лениться и развлекаться приятно. Поэтому не стоит слишком удивляться тому, что ребенок хочет лениться. Тот опыт и умение заглядывать в будущее, что помогают взрослым преодолевать свою лень, ребенок еще не приобрел. Поэтому рассуждения родителей о том, что «ты так и проведешь всю жизнь на диване», для ребенка пустой звук, тем более что «вся жизнь» — весьма абстрактное для него понятие. Если ваш ребенок достаточно взрослый, чтобы взывать к его разуму, а не послушанию — попробуйте поделиться своим опытом. И тут, как, впрочем, и везде, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Познакомьте его с условиями труда на различных работах, в зависимости от выбранного пути. Выберите институт, съездите с ним туда, скажем, после десятого класса, и посмотрите, как сдают (или, что убедительнее, не сдают) вступительные экзамены другие дети. Так же, как вы внимательно изучали жизнь ребенка, погрузите его в свою жизнь, расскажите о своих выборах и действиях и о том, к чему это привело. Опишите свои ошибки, падения, свою лень. Постарайтесь приводить больше примеров и меньше делать выводов. Вывод, сделанный самостоятельно, в сто раз важнее. Возможно, реальность перспектив станет для него основным движущим фактором.
И последнее: учеба — это, конечно, важно, но постарайтесь не ограничивать общение с ребенком только проверкой дневника. Ваше дитя — яркий и многогранный мир, и чем ближе вы к нему станете, чем больше будете переживать его победы и поражения, тем плотнее будет контакт и тем яснее будет, надо ли вам, чтобы ребенок учился лучше, или это будет стоить ему счастливого детства. Ощущения ребенка, родители которого интересуются только учебой, тождественны ощущениям человека, близкие которого интересуются только его зарплатой.