Храм святителя Николая: иконы и фрески
Мироточивая икона Божией Матери «Корень Иессеев»
В наши дни множество паломников приезжают в монастырь, желая помолиться перед известной иконой Богоматери «Корень Иессеев» (день празднования — 2 июля). Эта икона, написанная в пятнадцатом веке, находится в храме святителя Николая, на иконостасе, слева от Царских врат. Изначально она была подарена подворью монастыря святителя Николая в Константинополе (подворье называют “Влахсерай”) знаменитым храмом Богородицы во Влахерне. В 1453 году, после захвата Константинополя турками, икону перевезли на хранение в монастырь. Икона заключена в серебряный оклад, на ней изображена Богоматерь, сидящая на престоле с Божественным Сыном на руках. У Ее ног изображен пророк Иессей, отец царя Давида, из рода которого, согласно пророчествам, произошел Мессия. Из Иессея, как из корня, растет ствол с образом Господа и Богородицы; по обеим сторонам имеются ветви, а на них — образы тех пророков, которые предсказывали приход Христа. Справа от Царских врат находится парная икона Господа.
В 1986 году, придя в храм однажды утром, отец Дорофей обнаружил, что из правого глаза Богоматери сочится красная слезинка. На следующий день истечение крови прекратилось, и от иконы стало исходить сильное, неземное благоухание. С тех пор оклад почти все время покрыт тонким слоем мира, чудесным образом источаемого иконой. Братия собирает его и раздает как благословение паломникам. Перед иконой висят маленькие серебряные диски (греки называют их «тамата»), свидетельствуя о сотнях чудес, совершившихся по предстательству Божией Матери.
Один из самых поразительных случаев произошел в 1991 году. Это было чудесное исцеление знакомой автора данной книги, врача из Франции по имени Анна Гилье, у которой обнаружили быстротечную форму рака. Анна, имеющая медицинскую практику на Корсике, приехала в монастырь из Франции с матерью, сестрой и маленьким сыном, чтобы помолиться перед иконой Богородицы и посоветоваться с архимандритом Дорофеем, своим духовным отцом. 15 августа они присутствовали на Всенощном бдении под Успение, а после службы пошли в свою комнату. Они легли и уже уснули, и тут Анну разбудило видение: Женщина очень высокого роста в одеянии настоятельницы монастыря. Анна твердо верит, что это была Богородица. Мать, сестра и сын Анны слышали, как она долго говорила с кем-то, хотя второй голос был слышен неясно; однако они не могли повернуть голову, чтобы посмотреть, Кому принадлежал голос, — все трое рассказывают, что какая-то невидимая сила, казалось, удерживала их от этого.
Из того разговора Анна помнит только, что много раз отвечала на какой-то вопрос словом «да»; она думает, что ее просили что-то сделать, и она обещала. На следующее утро она рассказала о ночном происшествии настоятелю, и он также почувствовал, что Анна говорила именно с Богородицей. Через несколько дней, по возвращении на Корсику, она снова сдала анализы. Обнаружилось, что опухоль полностью исчезла. Ее лечащие врачи никак не могли поверить результатам анализов, поэтому их пришлось повторить несколько раз. В конце концов, они подтвердили, что Анна абсолютно здорова.
У женщины из соседней деревни под названием Стенис врачи признали сына психически больным. Сказали, что ему придется провести остаток дней в инвалидном доме. Она поехала к нему в инвалидный дом, взяв с собой ватку, пропитанную миром от иконы Богородицы, осенила его крестным знамением с этой ваткой в руке, и он тотчас исцелился.
Третий случай известен многим жителям Южной Греции. Он произошел с женщиной из Афин, у которой долго не было детей. Она приехала помолиться в монастырь и попросила дать ей пропитанную миром ватку. Настоятель благословил ее, дал ей с собой кусочек ваты. Она не стала просто мазаться миром, как положено, а, помолившись, проглотила ватку. Скоро, к своей великой радости, она забеременела. Муж ее тоже был счастлив. Когда спустя девять месяцев родился ребенок, врач заметил, что он что-то держит в кулачке. Врач разжал ручку ребенка, и в ней оказался кусочек ватки, все еще пахнущий миром. Об этом событии сообщили греческие газеты, мать младенца прислала архимандриту Дорофею письменное подтверждение свершившегося в их семье чуда.
Эта поразительная история получила продолжение, и не в Греции, а в далекой России. Друзья автора этой книги, москвичи Ирина и Владимир Беловы не имели детей, хотя прожили в браке уже несколько лет. Они переживали по этому поводу, и, узнав, что я уезжаю в Грецию и на Святую Землю, попросили меня помолиться за них в святых местах. Из той поездки я привезла им пять или шесть святынек: масло из лампад от чудотворных икон с Андроса и Закинфа, финиковые листья с дерева св. Саввы в Иерусалиме, масло из лампады, висящей над мощами св. Харалампия в Метеоре, пояс, который я прикладывала к мощам святителя Спиридона… Я отдала все это Ирине, объяснив историю каждой из святынек. Месяцев через пять я позвонила ей и спросила, есть ли новости. Она ответила: «Я даже не пыталась применить эти святыньки — я так хочу ребенка, что, боюсь, потеряю веру, если они не помогут». Мы еще какое-то время говорили о том, как Бог отвечает на наши молитвы и о Его Промысле в тех случаях, когда ответ на молитвы получается не таким, как нам бы хотелось. В тот вечер Ирина открыла ящик стола, где хранились святыньки, взяла ватку с миром из монастыря святителя Николая, помолилась, отрезала от нее половину и проглотила, как та женщина из Афин. Как она потом мне объяснила, она «не хотела тратить всю ватку, если она не поможет». В ту же ночь произошло зачатие. Она уверена в точности даты, так как на следующий день начинался Успенский пост, а ее муж только что вернулся из долгой поездки.
Однако после зачатия Ирина сильно нервничала при мысли о родах, особенно когда думала об ужасном состоянии многих российских роддомов. Я предложила ближе к концу беременности вместе ежедневно читать акафист Пресвятой Богородице, молиться Матери Божией о благополучных родах. Примерно за месяц до предполагаемого дня родов я позвонила ей, чтобы договориться о чтении акафиста, но ее свекор мне ответил, что накануне Ирину увезли в роддом, и она уже родила некрупного, но здорового мальчика, и что роды длились всего четыре часа!
Известно, что в середине XVI века на Андросе побывала прмц. Филофея Афинская. Собирая милостыню на нужды благотворительности, она сошла на берег в порту Гаврион и прошла много миль от порта до монастыря, чтобы попросить братию о помощи. Св. Филофея была не только деятельной и самоотверженной настоятельницей, но и финансировала так называемые «подпольные рельсы», то есть каналы, по которым рабы из числа христиан и обратившиеся в Православие мусульмане могли бежать, обрести свободу и оказаться в безопасности.3 Икона Богородицы «Корень Иессеев» в то время уже находилась в монастыре, и св. Филофея наверняка молилась перед ней.
В притворе храма святителя Николая есть фреска пятнадцатого века с изображением Богоматери, которая за последние двенадцать лет несколько раз начинала плакать. Особенно заметно это было во время войны в Персидском заливе в 1991 году и в начале конфликта в Сербии. Эта фреска, написанная прямо на каменной стене, постоянно издает аромат лилий, но запах этот легче и нежнее, чем у самих цветов, и явно отличается от запаха духов. Я сама видела, как плачет эта икона: слезы текли из глаз Божией Матери так обильно, что внизу на полу образовывалась небольшая лужица, и монахи ее бережно вытирали. Следы от слез сохранялись несколько дней.
Еще в притворе этого храма есть замечательная вышитая икона святителя Николая, созданная в семнадцатом веке. История ее такова: однажды настоятель поехал по делам монастыря в Смирну и там встретил одну малообразованную женщину по имени Триандафила, которая, как выяснилось, была известной знахаркой и не только лечила травами, но и занималась магией. Среди тех, кому помогло ее лечение, был богатый турецкий паша, подаривший ей за это мешок золота. Настоятель Иаковос поговорил с ней о той опасности, которой она подвергает и себя, и других, используя магию. Она раскаялась, поехала с ним на Андрос, поселилась там в деревне Мессарион и приняла постриг с именем Леонида. Она одиннадцать лет вышивала икону святителя Николая. Нити, которыми вышиты лик и руки Святого — это ее собственные волосы. Одно из паникадил в храме и серебряные оклады у икон Спасителя и Богородицы на иконостасе также подарены ею.
Некоторые современные чудеса св. Николая
Освященное масло
Каждый год на праздник святителя Николая настоятель отец Дорофей раздает молящимся пакетики с пшеницей, освященной на праздничной литии. Несколько лет назад один местный рыбак пришел в храм и поспешил к алтарю, чтобы получить такую пшеницу уже после того, как отец Дорофей отдал последний пакетик. Вместо пшеницы настоятель дал ему маленький пузырек масла из лампады над иконой святого. Рыбак положил его в карман куртки и ушел. Спустя несколько недель в море его застал внезапный шторм. Он был опытным моряком, однако берег был далеко, а шторм бушевал с таким неистовством, что он опасался, как бы его лодка не опрокинулась. Он начал молиться святителю Николаю, и, вспомнив о пузырьке с маслом, вынул его из кармана и вылил в море. Ветер тотчас стих, и почти сразу вода вокруг лодки стала гладкой, как стекло. Рыбак поплыл домой, на Андрос, благодаря Святого за заступничество.
Рыба к празднику
В 1980-х годах отец Дорофей был знаком с настоятелем небольшого скита на Горе Афон возле деревни Карулия, где есть храм в честь свят. Николая. В один из дней памяти Святителя в скиту не оказалось рыбы, и братии предстояло есть на праздник только бобы и хлеб. Настоятель отец Дамаскин огорчался, что праздничная трапеза будет такой скудной, и молился святителю: «Прости, но у нас нет рыбы, чтобы почтить твой день». Через несколько часов в скит прибыл рыбак с большим мешком рыбы. Он положил мешок на пол и сказал: «Это вам».
Настоятель спросил, откуда он, и рыбак ответил, что он со второго полуострова,7 но во время лова его снесло с курса ветром и ему пришлось высадиться за много миль от дома, на афонском берегу. Он оказался вдали от населенных пунктов, где можно было бы продать рыбу на рынке до того, как она протухнет. К его удивлению, из леса вышел старичок и спросил, откуда рыбак прибыл. Рыбак рассказал ему, и старичок ответил, что купит у него рыбу. Заплатив, он велел нести рыбу в скит «на мой праздник». Будучи простым человеком, рыбак не задумался над этими странными словами. Настоятель спросил, как выглядел старичок. Рыбак показал на икону святителя Николая и ответил: «Вот так». Братия встретили праздник с великой радостью. Настоятель, рассказывая эту историю отцу Дорофею, посетовал, что к большому своему сожалению не догадался выкупить у рыбака те деньги, что дал ему Святой.
«Старенький дедушка»
Несколько лет назад в монастырь приехала женщина из Салоник. Она рассказала настоятелю и братии следующую историю: однажды она шла в церковь со своим четырехлетним сыном. Ребенка что-то привлекло на дороге, и он вырвал свою ручку из руки матери и бросился на проезжую часть. К нему на большой скорости приближался огромный грузовик. Перед тем, как грузовик наехал на мальчика, она выкрикнула имя святителя Николая. Ребенок очутился под грузовиком. Когда грузовик отъехал, она в ужасе подбежала к тому месту, боясь увидеть сына мертвым. Однако мальчик поднялся на ноги без видимых признаков повреждения. На вопрос о том, не поранился ли он, сын как ни в чем не бывало ответил: «Да нет, старенький дедушка лежал поверх меня на дороге».
Сторож у ворот
Около двадцати лет назад, когда отец Дорофей еще жил в монастыре один, двое из тех фермеров, что арендовали у монастыря землю, выдвинули неразумное требование — чтобы монастырь официально передал им право собственности на эту землю. Они угрожали, что в противном случае у монастыря будут неприятности. Однажды ночью они подошли к стенам монастыря с намерением исполнить свою угрозу. Приблизившись к большим центральным воротам (сейчас там тяжелая деревянная дверь с железным засовом, а тогда был просто арочный проем), они столкнулись с седовласым, седобородым старичком, с небольшой лысинкой, одетым в длинную коричневую накидку. Он остановил их со словами: «Ступайте прочь, я здесь!» Они грубо ответили: «Ну, а нам-то что? Прочь с дороги, дед!», и попытались войти, толкая его. Он сказал властным голосом: «Взгляните на меня!» Они с удивлением повернулись к нему и увидели, как из глаз у него полились лучи света. Они в ужасе бросились бежать в соседнюю деревню под названием Апикия и рассказали всем, что видели Святого.
В следующий день памяти святителя Николая, вскоре после этого события, один из этих двоих фермеров принес на праздник огромный артос.8 Настоятель спросил его с улыбкой: «Вы все еще планируете доставить мне неприятности?», и тот в смущении ответил мягко: «Нет,» и отдал о. Дорофею свое приношение.
…
Как добраться:
До острова Андрос:
До острова Андрос как минимум раз в день, в 8 часов утра, идет паром от порта Рафина на восточном побережье Аттики возле городка Марафон, а также с островов Тинос и Миконос. Летом паромы ходят чаще, обычно два раза в день; зимой и в ненастную погоду — реже.
Если вы едете из Афин, садитесь на паром до Андроса в порту Рафина. Чтобы доехать до Рафины, можно либо взять такси, либо сесть на автобус, который отходит каждые двадцать минут от остановки на улице Мавроматеон (Mavromateon) в Афинах. Остановка находится возле парка Аэрос (Aeros), в двух кварталах на восток от станции метро «Виктория». На автобусе нужно доехать до конечной остановки в Рафине. Билеты на паром продаются в кассе на пристани. За четыре часа паром доставит вас в порт Гаврион на острове Андрос.
До монастыря святителя Николая:
В порту Гаврион поспешите сойти с парома, у пристани ждут автобусы, на которых можно доехать до городка Андрос (Хора). От Хоры (Chora) до монастыря едут либо на такси (20 минут в пути), либо на автобусе от центрального автовокзала. Автобус отходит в 14:15 ежедневно. Он довезет вас до дороги из гравия, ведущей в монастырь, по которой нужно идти еще километр вниз в ущелье. Вы увидите монастырь после поворота.
До монастыря «Зоодогос Пигис»:
Возьмите такси в порту Гаврион или в соседней деревне Батси (Batsi). Попросите водителя отвезти вас в «Зоодогос Пигис» (местные жители иногда называют его просто “Айя”). Монастырь расположен над деревней Батси.
Источник: Монахиня Нектария Мак-Лиз. Евлогите! Путеводитель по святым местам Греции. М.,Русский Паломник, 2007.
Книгу можно приобрести в интернет-магазине «Русский Паломник»