15 июля 2012 года в Катыни, на месте гибели тысяч русских и поляков, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл совершит чин освящения храма Воскресения Христова. Расстрелянные в Катыни польские военнопленные известны поименно. Но в России далеко не все знают, что в Смоленской области с 1917-го по 1950-е годы было расстреляно более 8000 русских людей, многие из которых были убиты в катынском лесу.
Сколько конкретно наших соотечественников погребено здесь — неизвестно, так как в делах расстрелянных часто не указывалось место захоронения, а полная эксгумация российской части захоронения не проводилась. Среди этих людей были священнослужители и миряне, формально обвиненные в контрреволюции, а на самом деле пострадавшие за то, что противостояли гонениям на Церковь, пытались сохранить церковную жизнь.
На настоящий момент документально подтверждено, что в катынском лесу захоронено более 70 священнослужителей. Всего в годы репрессий на Смоленщине пострадало более 400 клириков и мирян, места погребения которых известны не всегда.
В польской части мемориала устроена ритуальная площадка с алтарем и колоколом. Захоронения очерчивает мемориальная стена с именными табличками расстрелянных. На территории погребения русских стоит большой православный поклонный крест. Российская сторона построила на соседнем участке храмовый комплекс.
В нижней части возведенной Воскресенской церкви будет располагаться музей, посвященный подвигу верующих, пострадавших в годы гонений. Работа по возведению храма была начата по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, бывшего в то время митрополитом Смоленским и Калининградским. Проект выполнен архитектором Дмитрием Владимировичем Пшеничниковым.
Храмовые иконы и иконостас написаны художественной мастерской Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Руководитель мастерской, старший преподаватель кафедры монументального искусства факультета церковных художеств ПСТГУ Лариса Георгиевна Гачева рассказала о замысле, воплощенном в этом иконостасе, и о процессе работы над ним.
— Расскажите, как начиналось создание иконостаса?
— Нашу мастерскую привлек к этой работе епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон (Шатов). Когда мы приступили, строительство здания храма закончилось. И уже было определено, что иконостас будет высоким, пятиярусным, и иконы должны быть выполнены в традициях средневековой русской иконописи. Владыка принимал непосредственное участие в составлении плана. Мы показывали ему эскизы, представили на утверждение проект. Он подключался к работе на каждом этапе.
— Есть ли какие-то детали, которые необходимо так тщательно обсуждать, если уже определено количество рядов и общее стилистическое решение?
— Да, конечно. Этот храм посвящен Воскресению Господа. Поэтому в решении иконостаса, других храмовых икон, а также утвари особенно подчеркивается тема страстей Христовых, Его жертвы и, конечно же, тема Воскресения и спасения человеческого рода.
Поэтому второй ряд иконостаса — это не праздничный чин (не иконы двунадесятых праздников), а ряд страстных икон (от Воскрешения Лазаря до Явления Господа женам-мироносицам).
На южных диаконских вратах изображен Голгофский Крест, рядом, в местном ряду, образ «Не рыдай Мене, Мати», на северных вратах написан благоразумный разбойник в раю. Эти образы развивают страстную и воскресную тематику.
Присутствует, разумеется, и линия, связанная со Смоленской землей, ее святынями и святыми. Справа от иконостаса, в отдельном киоте — икона «Собор всех смоленских святых». В процессе разработки иконографической схемы этого образа было решено изобразить не только святых, прославленных в Смоленской епархии, но и святых, родившихся на Смоленщине, а потом живших в других областях.
Владыка Пантелеимон просил написать не только ряды со святыми, как это изображено на уже существующей иконе смоленских святых, а представить некий образ смоленской земли.
У этой иконы интересные «пейзажные» детали: в центре иконы, как бы внутри стен смоленского кремля, на фоне древнего Успенского собора, изображены те, кто подвизался в пределах епархии, а за стенами, в нижнем регистре иконы, святые уроженцы этого края.
Иконописец Юлия Рябинкина, преподаватель кафедры иконописи ПСТГУ, разрабатывавшая иконографию этого образа, предложила изобразить Днепр, исток которого находится в пределах Смоленской области. В верхней части иконы помещены образы князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Глеб принял мученическую смерть недалеко от Смоленска.
В местном ряду, слева от Царских врат, находится Смоленская икона Богородицы — особо чтимый образ на Смоленщине. Слева от иконостаса поставлен киот с еще одной иконой Богоматери — Ченстоховской. В Средние века эта икона прославилась чудесами в западно-русских княжествах, после завоевания которых она была перенесена в конце XIV века в Польшу и помещена в монастыре недалеко от Ченстоховы.
В XVII веке, после спасения Польши от шведского завоевания, икона стала одной из главных святынь для поляков. Поскольку этот образ почитается верующими обеих стран, католиками и православными, было естественно поместить эту икону в храме-памятнике, возведенном на месте гибели тысяч русских и поляков.
Еще одна особенность храмового убранства — внимание к теме мученичества. В Катыни, где проводились массовые расстрелы репрессированных и пленных, не могло быть иначе. В местном ряду иконостаса, слева от Смоленской иконы Богородицы, находится впервые написанная икона «Катынские cтрастотерпцы». На ней изображен Собор смоленских клириков, монахов и мирян, убитых в годы гонений.
Среди них священномученики: епископ Орловский Макарий (Гнеушев), проживавший на покое в смоленском монастыре (растрелян в 1919 году), архиепископ Смоленский и Дорогобужский Серафим (Остроумов), который был из ссылки этапирован в Смоленск и расстрелян по приговору «тройки» в 1937 году, священник Иаков Леонович, которого, после отбытия срока заключения в лагере, вновь арестовали и в сентябре 1937 года расстреляли.
— Где вы находили материалы о расстрелянных, фотографии?
— Основным источником была база данных новомучеников и исповедников, составленная трудами сотрудников Свято-Тихоновского университета. Очень помог нам секретарь Смоленской и Вяземской епархии иеромонах Серафим (Амельченков), который изучает эту тему.
Сейчас выходит в свет его книга «Дорогой веры, любви и правды. Исторический очерк жизни и служения священномученика Серафима (Остроумова), архиепископа Смоленского и Дорогобужского». В этой работе есть список имен тех, кто пострадал в Смоленской епархии во время гонений.
Образы в группах мучеников на иконе «Катынские страстотерпцы» конкретизировались по мере открытия и нахождения информации о погибших. Были расстреляны протоиерей Василий Спиридонов, священник Александр Соколов, иеромонах Никодим (Новиков), окормлявший тайный монастырь, монахиня Анна Дрестрель-Дмитриева…
Вместе с архиереями и священниками часто обвинялись и приговаривались к смерти миряне: церковные старосты, псаломщики, прихожане. Память о погибших сохранялась в их семьях.
Иногда сведения о расстрелянных попадали к нам не иначе, как промыслительно: от Александра Гурьянова, сотрудника общества «Мемориал», мы узнали, что более половины служивших в Войске Польском были не католиками, там было много православных военных. В числе пленных был православный священник — верховный православный капеллан Войска Польского Симон Федоренко. Оказалось, что в Польше живут его внучки, которые очень хотят приехать на могилу деда и на освящение храма.
— При посещении храма владыка Пантелеимон отметил что «радость, которую здесь чувствуешь от множества красок, от многоцветности иконостаса — это та радость, в которой пребывают сейчас наши святые». Действительно, иконостас очень красивый, можно сказать, по настроению пасхальный. Но как при этом удалось достигнуть определенного цветового и стилистического единства икон и несущей части, резного цветного каркаса?
— Мы изначально работали в контакте со специалистами творческой мастерской «Глитика» Андрея Фехнера, автора архитектурной части проекта иконостаса.
Определив на эскизном проекте икон общее цветовое решение, составив основные цвета — колера для роскрыша, которые определили колорит икон, мы отправили расколеровки четырех основных цветов мастерам, работавшим над конструкцией иконостаса. Они ориентировались на наши расколеровки при подборе цветов для окраски иконостаса.
Иногда они присылали нам фрагменты резного убранства, чтобы мы, в свою очередь, соотносили это с нашей работой.
— В какой срок мастерская выполнила образы для иконостаса?
— Это была интенсивная работа. Летом 2011 года выполнялся проект иконостаса, в сентябре мы получили доски, а уже в середине марта иконостас был установлен в храме.
— Сколько же иконописцев работало над иконостасом?
— Над иконостасом работало около 20 человек, а всего — около 30 иконописцев. Писался не только иконостас, но и храмовые иконы.
— Как же удавалось контролировать такой объем работ?
— Изначально все работали в рамках определенного в цветном эскизном проекте общего замысла. Были заданы единые масштабы для каждого ряда икон, определены колера цветов. У нас не учебная, не студенческая мастерская; работают только опытные мастера, преподаватели и выпускники ПСТГУ.
Но это, конечно, не значит, что кто-либо мог делать свою часть работы абсолютно изолированно, на «свое усмотрение». Чтобы ничего не «выбилось» из общего характера, строя работы, проводились художественные советы, в которых принимали участие ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев, декан факультета церковных художеств протоиерей Александр Салтыков, преподаватели кафедр монументального и иконописного отделений факультета церковных художеств.
На разных этапах работы проводились просмотры: мы собирали все иконы в одном помещении, чтобы проследить соответствие всех деталей проекту и добиться единства стиля, колорита, настроения.
— Ваша работа уже закончена?
— Дописывается большая икона «Собор новомучеников и исповедников Российских» с клеймами. На ней будут изображены и смоленские новомученики, а одно из клейм будет рассказывать о расстрелах в Катыни.
Написанием этой иконы руководит Мария Олеговна Глебова, которая была в числе иконописцев, писавших первую такую икону к прославлению Собора новомучеников. Будут написаны Распятия в храм и на Горнее место. Кроме этого наша мастерская начала разрабатывать проект росписей стен храма.
Читайте также:
Святейший Патриарх назвал «Катынь» местом примирения славянских народов
Опыт новомучеников: Добро должно быть с кулаками или Как защищать веру?