Минас Монир — журналист, исследователь и писатель, работает в Великобритании. Автор нескольких опубликованных исследований по вопросам богословия, эксперт по Египту и политической теологии. В настоящее время — редактор Majalla — журнала о ближневосточных вопросах, и учится на М.А. в Кембриджской Теологической Федерации. Копт, православный по вероисповеданию (Александрийская Православная Церковь).
Специально для портала «Правмир«.
«В тот день жертвенник Господу будет посреди земли Египетской, и памятник Господу — у пределов ее». Исаия 19:19.
Наверное, это пророчество Исаии, написанное около 500 лет до н.э., когда евреи находились в вавилонском плену, осуществилось 6 февраля в Египте, когда христиане служили службы в центре площади Тахрир. В этот знаменитый поистине исторический момент мусульмане встали стеной вокруг христиан, чтобы защитить их, когда те молились. Это был ответ на поступок христиан, охранявших молитву мусульман на этой площади в течение 18 дней демонстрации. Это ясно показало, что свобода слова, достойная жизнь и хлеб — законные требования для каждого египтянина, жившего под давлением режима более 3 десятилетий — независимо от вероисповедования или идеологических воззрений.
Однако существует определенная напряженность в отношениях этих требований между людьми и их священноначалием. Во-первых, бывший египетский режим заставлял средства массовой информации и религиозные учреждения за несколько недель до революции не допустить ее. Коптский Патриарх Шенуда III, и Ахмед аль-Тайеб, Верховный имам Азхар часто появлялись на телевидении, чтобы продемонстрировать свою солидарность с бывшим режимом и его предводителем Мубараком. Представители Святого Синода на службах велели коптам не выходить на улицы и оставаться дома – через три дня — 25 января — вспыхнула революция.
В результате египетским христианам пришлось решать фундаментальные вопросы. В некоторой степени они были вынуждены выбирать между хлебом и собственным достоинством с одной стороны, и религиозным долгом, выраженном в повиновении Патриарху — с другой стороны. Это была замечательная возможностью заставить людей задать вопрос обо всем вокруг них, и, в конце концов, выйти на улицу — отстаивать свою свободу. Тысячи молодых христиан вышли за день до революции в Facebook, заявив, что они являются частью египетской плоти и их действия никак не противоречат их вере, такие слова можно услышать в некоторых видео, выложенных в интернете. В результате на площади Тахрир египтяне оставили позади разделения и сектантство. Культуры сосуществования и гармонии прорастала в самом сердце кризиса.
Однако прежде чем нарисовать уж совсем радостную картину Египта после свержения режима Мубарака, вспомним, что есть геостратегические и идеологические проблемы, которые встанут перед египтянами, и в частности христианами. Египет находится в самом сердце Ближнего Востока, где радикальные исламисты ведут их вечный бой с Израилем и Западом. Стратегически говоря, перед Египтом встанет непростая задача контроля джихадистов, которые начали использовать пограничный пропускной пункт Рафах между сектором Газа и Египтом и туннели, вырытые ХАМАСом.
Существует также наследие салафитов, которые господствуют в египетских СМИ с 1980-х годов, когда ваххабитская идеология вернулась в Египет с египтянами, которые работали в Саудовской Аравии. Новости источники сообщали, что пять радикальных ваххабитских каналов, которые ранее были заблокированы египетским спутником Nilesat, в настоящее время вернулись в эфир и их передачи начинаются прославлением «исламского государства» Египет. Необходимо также посмотреть на степень влияния самого авторитетного исламистского движения Египта «Братья-мусульмане».
Несмотря на глубокие корни исламистских движений в общественной культуре Египта, особенно после 1970 года, египтяне имеют абсолютный потенциал для создания гражданского общества, которое полностью может полноценно защитить права всех групп граждан, в том числе и христиан. Это может быть достигнуто благодаря той жизненно важной роли, которую играют програжданские течения, и христиане должны быть одними из них.
Полноценному участию христиан в политической жизни мешает то негативное отношение ко всей политике, которое сложилось сегодня в Египте. Это следствие правления последовательно сменявших друг друга режимов, правивших в Египте, и с начала 1950-х годов игнорировавших возможность сильных христианских лидеров внести свой вклад в политическую жизнь. Партия Вафд, которая в правительствах до 1952 следила за равным участием в политике христиан и иудеев наряду с мусульманами, после революции была распущена, вернулась в 70-е с совершенно новой программой, которая не сможет удержать египтян разных религий вместе .
Наблюдатели отмечают общественный и культурный сдвиг в Египте после бывшего президента Садата, сменившего Гамаль Абдель Насера в 1970 году, начал интенсивно использовать религию, чтобы стереть сложное наследие нассеризма и представить альтернативный вид героизма нового президента. Насер был героем революции 1952 года и основателем социалистического Египета, а Садат стал героем войны 1973 Йом Кипура давшей основу т.н. «государству науки и веры» с ним, «верным президентом» во главе.
Садат выпустил исламистов, которые были арестованы в правление его предшественника, и дал свободу «Братьям мусульманам», оживив их деятельность. Он также внес поправки в конституцию, назначив исламское право основным «источником законодательства» в Египте. Это сыграло большую роль в уходе коптов из политической жизни. Садат использовал Церковь с ее большим влиянием на миллионы христиан в Египте и отношениями с Западом в политических интересах. Источники, близкие к Садату, предполагали, что именно он сделал своего кандидата на Патриарший престол следующим главой Коптской Церкви. Это был Шенуда III.
После убийства Садата обязанность Шенуды была представлять интересы коптов перед президентом. Это сковывало коптов собственными политическими взглядами патриарха — вместо того, чтобы поощрять их лично участвовать в политике и добиваться своих прав. В 2005 году первые прямые президентские выборы продемонстрировали кульминацию переплетения отношений между Церковью и государством. Патриарх Шенуда III и Священный Синод опубликовали в официальном Патриаршем бюллетене предвыборную листовку, заявив что церковь поддерживает кандидатуру Мубарака на пост президента.
Несколько лет спустя начались споры в отношении возможного наследования президентского поста Гамалем, сыном Мубарака. Поразительно, епископ Бишой и Патриарх Шенуда III по телевизору и в газетах поддержали намерение Гамаля баллотироваться на пост президента на следующих президентских выборах. В ходе нынешней революции Шенуда III обратился к египтянам в эфире TV Live (7 февраля), чтобы объявить о своей полной солидарности с Мубараком и засвидетельствовать свое неприятие молодежной революции.
Это свидетельствует о разногласиях между патриархом и коптами, которые решили, что их стремлениям больше отвечает народная революция. Отстранение коптов от общественной и политической жизни и их отступ в религию привели к невозможности изменить ситуацию. Однако удивительное осознание необходимости перемен заставили их пробить классические заборы, построенные церковью и государством в последние 40 лет. Сегодня мы стали свидетелями того, как светские мыслители и молодые люди смогли достичь баланса в религиозном аспекте революции.
Сегодня задача христиан в Египте — использовать открытую атмосферу, чтобы действовать решительно, чтобы добиться принятия ряда законодательных и конституционных преобразований, чтобы охранять право на гражданство каждого египетского гражданина независимо от его / ее идеологической или религиозной принадлежности. Гражданство должно быть главной задачей следующего этапа в политической жизни Египта. Но это не произойдет без искренней попытки внести вклад в построение лучшего и более современного гражданского состояния, в котором есть разнообразие в рамках статей новой конституции и где охраняются искренняя любовь к Египту и все египтяне.
Читайте также:
Египет: эпоха перемен
С уходом Хосни Мубарака с поста президента Египта поставлена важная точка в истории Ближнего Востока. Эпоха светского арабского национализма завершилась, на подходе новые идеи, новые люди. Насколько им удастся решить проблемы египетского общества, которые привели к революции, покажет время. Однако, уже сейчас можно сделать некоторые прогнозы на дальнейшее развитие ситуации.
Архимандрит Леонид (Горбачев): Египет погрузился в хаос
Президент Египта Хосни Мубарак подал в отставку. О том, что происходит в эти часы в Египте, о перспективах и событиях последних дней из Каира – архимандрит Леонид (Горбачев).
Прощальная пятница или Хосни forever?
Греки-телевизионщики, жившие в Хилтоне, рассказали, что им отказались продлевать проживание вообще, хотя номера забронированы и оплачены. Французские журналисты собрали сумки и ехали, устав от нападений работников спецслужб и арестов. Все камеры прямой трансляции исчезли из тех мест, где они располагались.
Тревожное затишье на площади Тахрир
На час ночи 4 февраля площадь Тахрир и прилегающие улицы полностью в руках восстания. При этом люди встревожены, хотя народу много, никто не разбредается, молодежь пляшет или ходит по площади в марше. Готовят еду, чай, разгребают мусор, многие спят прямо на асфальте или голой земле. Те, кто поддерживают Мубарака, с наступлением темноты рассеялись.
5 Фев 2011 | Надежда Кеворкова | Продолжение
Архимандрит Леонид (Горбачев): «Жизнь каждого из журналистов – под угрозой»
Чтобы добыть материал, журналисты работают непосредственно в поле, то есть в самой гуще событий. Естественно, где-то злоупотребляя своей безопасностью. Для демонстрантов сейчас любая мелочь может служить поводом для агрессии. Особенно их сейчас раздражают не столько сами журналисты, сколько все иностранцы.
5 Фев 2011 | Елена Вербенина | Продолжение
Архимандрит Леонид (Горбачев) о ситуации в Каире. Видеоинтервью
Телеканал Вести-24 взял интервью у архимандрита Леонида (Горбачева), представителя Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском и всея Африки, находящимся в Каире. Отец Леонид рассказывает о текущей обстановке в столице Египта.