Конституционный судья Италии Марта Картабия и бывший министр национального примирения и национальных меньшинств Пакистана Пол Бхатти открыли «Покровские встречи» в Москве. С их участием 8 ноября состоялся круглый стол «Христиане и христианство в общественном пространстве». Вел вечер журналист Константин Эггерт.
Константин Эггерт отметил, что гости приехали из стран, где ситуация для христиан различна. В Европе процесс секуляризации вызывает неоднозначное отношение многих к религиозным практикам, в том числе к христианству, а в Пакистане 99,9% говорят, что верят в Бога, но от этого пакистанским христианам легче не становится. Он напомнил, что брат Пола Бхатти, Шабхаз Бхатти (1968–2011), тоже был министром национального примирения и национальных меньшинств, и его убили пакистанские экстремисты. Сейчас в Ватикане обсуждают возможность беатификации Шахбаза Бхатти.
Жизнь и смерть Шахбаза Бхатти — раннехристианская история
C воспоминаний о Шахбазе и начал свое выступление Пол Бхаттти.
Шахбаз был младшим из шести братьев в католической семье в Пакистане. В 14 лет Шахбаз увидел, что в школе учитель-христианин обедает отдельно от других учителей: они не хотели сидеть с ним за одним столом. Именно тогда он решил, что посвятит жизнь борьбе против дискриминации.
Через несколько лет, когда Шахбазу было 18, в Пакистане планировали ввести отдельные удостоверения личности для христиан. Вместе с однокурсниками Шахбаз устроил манифестацию перед парламентом. В итоге закон не был принят.
Еще несколько лет фундаменталисты, преобладавшие в парламенте, предложили привести государственный закон в соответствие с шариатом. Шахбаз Бхатти пошел на переговоры с сенаторами, с парламентом и вновь добился того, что закон не приняли.
С 1986 года в Пакистане действует закон о богохульстве, по которому за хулу на пророка Магомета и Коран полагается смертная казнь. Адвокаты боялись защищать обвиняемых по этому закону, отказывались от дел. Шахбаз брал людей, которым грозили арест и казнь, к себе домой, организовывал группы, занимавшиеся такими делами. «Я боялся за его жизнь», — сказал Пол Бхатти. Сам он хирург, много лет жил в Италии, имел там частную клинику.
Когда Шахбаз приезжал в Италию, брат уговаривал его остаться в Европе, но Шахбаз ответил, что пастырь, оставляющий свою паству, не может быть примером. Он не был священником, но с юных лет посвятил свою жизнь защите гонимого христианского меньшинства в Пакистане. Никакие угрозы, предупреждения не заставили его отказаться от этого, покинуть свою страну. Шахбаз Бхатти претерпел до конца.
Незадолго до гибели Шахбаз сказал Полу: «Вернись в Пакистан». «Ты уговариваешь меня вернуться из рая в ад», — ответил Пол. «Настоящий путь к раю — это Пакистан, — ответил Шахбаз. — Это наш удел, потому что наши братья погибают».
Шахбаз Бхатти был убит 2 марта 2011 года. Узнав об этом, Пол твердо решил поехать на похороны, а после похорон увезти из Пакистана всю их большую семью. Но на похоронах, где было множество людей, и все плакали, зашел разговор о том, кто будет вместо Шахбаза. И даже президент уговаривал Пола продолжить дело брата. После колебаний, сомнений, молитв Пол согласился. «И я убежден, что сделал правильный выбор», — говорит он.
Уже в должности министра, изучив ситуацию, Пол Бхатти понял, какую огромную работу проделал Шахбаз. Жизнь своего брата Пол считает духовным свидетельством. Но ситуация в Пакистане для христиан, которых там два процента (а всего меньшинств — пять процентов) остается тяжелой.
Он напомнил о прошлогоднем деле, когда в богохульстве (конкретно — в поджигании страниц Корана) обвинили 11-летнюю девочку из христианской общины Исламабада. Девочка была неграмотная и с синдромом Дауна. Многие мусульмане рвались громить общину, Бхатти вел переговоры с имамами, убеждал их, что нельзя призывать свою паству к погромам.
Страна перенаселена, страшная бедность, больше половины населения неграмотны, а среди женщин — две трети. Есть семьи с десятью детьми, которым нечего есть и которые не могут отдать детей в школу. Зато существуют тысячи фундаменталистских школ, куда всех принимают бесплатно и где детей учат, что надо убивать неверных, а иногда и самим ради этого умереть.
Выход из этой ситуации Бхатти видит в просвещении и в межрелигиозном диалоге. «В этом диалоге надо идентифицировать причины, которые создают насилие. Ислам не говорит, что надо убивать. Мы должны показать людям настоящий ислам, чтобы они поняли его», — сказал бывший министр.
Он отметил, что защита пакистанских меньшинств от дискриминации — дело не только граждан Пакистана, но общее дело, общая ответственность.
Константин Эггерт сказал, что написал в своем твиттере о вечере, рассказал там о Шахбазе Бхатти, многие его знакомые написали отзывы, один из которых он зачитал: «Совершенно раннехристианская история».
Вызов Бенедикта XVI христианам
Конституционный судья Италии Марта Картабия сказала, что в западных странах верующих не преследуют, но культурную и политическую элиту многих стран смущает, когда религиозные сообщества выражают себя публично, вмешиваются в политическую или общественную дискуссию. Сложился стереотип, что если Церковь вмешивается в такую дискуссию, она апеллирует к религиозному авторитету, который конкурирует с авторитетом политическим.
Такую авторитарную догму многие считают неприемлемой для дискуссии в демократическом обществе.
И сами христиане часто понимают свое участие в общественной дискуссии только как защиту бесспорных для каждого христианина ценностей: человеческой жизни, семьи, недопустимости аборта, эвтаназии. Для верующих это не дискуссионные вопросы. Но в общественно-политической жизни есть немало вопросов, по которым Церковь не высказывала официальную позицию. «Экономика, международная политика, право, здравоохранение — христианам нечего об этом сказать, если нет официальной позиции Церкви?», — спросила Марта Картабия.
В ответ на собственный вопрос она привела несколько цитат из выступлений Папы Бенедикта XVI перед политиками.
22 сентября 2011 года в Бундестаге Бенедикт XVI сказал: «В истории системы права почти всегда опирались на религию: на основе ссылки на Божественность решалось, что среди людей является справедливым. В отличие от других великих религий, христианство никогда не навязывало государству и обществу какого-либо закона или юридического положения, проистекающего из откровения. Вместо этого оно отсылало к природе и к разуму, как к истинным источникам права — отсылало к гармонии между объективным и субъективным разумом; однако эта гармония предполагает, что обе эти сферы основаны в творческом Разуме Бога».
А годом раньше, в сентябре 2010 года, выступая в Вестминстер-Холле, Бенедикт XVI говорил: «Роль религии состоит не в том, чтобы навязать свои истины неверующим, не в том, чтобы предлагать конкретные политические решения, которые лежат вне сферы ее компетенции. Ее роль в том, чтобы прояснить и очистить разум, дабы он мог открыть и понять объективные моральные законы».
Марта Картабия видит в этих словах Бенедикта XVI вызов верующим — в общественно-политической дискуссии нельзя уклоняться от трудностей, прятаться за авторитетами. «Христианин призван входить в общественный диалог, используя разум и природу, в них искать источник права», — считает она.
Итальянский юрист также привела слова Бенедикта XVI о позитивизме. Назвав в речи в Бундестаге позитивистское видение мира большим достижением человечества, Папа отметил, что когда позитивистское мышление претендует стать единственной достаточной культурой, а другим культурным реальностям отводит место субкультур, оно ограничивает человека и даже угрожает его человечности.
Марта Картабия отметила, что позитивистская мысль необходима в естественнонаучной сфере, но не может объяснить всю полноту жизни. Именно из-за суженного понимания разума, считает она, происходят очень многие недоразумения в мире. Для Конституционных судов во всем мире, по словам Картабия, при суждении о законах первичен критерий разумности, а это больше, чем рациональность. И здесь верующим есть что сказать, именно в этой перспективе вера и разум вновь могут подружиться. «Мир рационального секуляризма и мир религиозного кредо нуждаются друг в друге», — убеждена Марта Картабия.
Подводя итоги встречи, директор центра «Покровские ворота» Жан-Франсуа Тири сказал: «Я раньше думал, что чем больше мы будем властвовать и влиять на закон, тем лучше будет общество. Но если не будет свидетельства, самые справедливые законы приведут к насилию над другими».
«Покровские встречи» проходят в Москве 8—11 ноября. Они организованы Культурным центром «Покровские ворота», фондом «Христианская Россия», Московским архитектурным институтом, Российским православным университетом и Итальянским институтом культуры.
Подготовил Леонид Виноградов
Фото Анны Гальпериной