Кто более всего виновен в смерти Христа? Власти, священники или тогдашняя интеллигенция, «совесть нации»? С кем сегодня должна быть Церковь? С этой самой «совестью», с «просвещенным классом» или с «цапками, казнокрадами, продажными шоу-кентаврами»? Попробуем понять это, обратившись к Новому Завету.
Да, Господа Иисуса казнила римская власть, а перед тем осудили священники и старейшины. Но сделали они это не сразу. Для того, чтобы сложить обвинение, потребовалось множество провокаций: каверзных вопросов, тестов на лояльность религиозному и светскому закону. И обеспечили эти провокации главным образом фарисеи — люди вовсе не презренные, но, наоборот, почитавшиеся в народе как моральные и духовные авторитеты. Независимые от духовных и светских властей. Аккуратно, не доводя дело до бунта, оппонировавшие им. Любившие приспособить религиозные нормы к «современной жизни». Выступавшие против смертной казни. По большей части чуждавшиеся политики. Призывавшие к отделению религиозной власти от светской — у второй же, дескать, «руки в крови». В буквальном смысле слова «отделенные» — от непросвещенных обывателей, от заевшегося священства, от тех, кто сотрудничал с ненавистной оккупационной властью (когда-то, правда, именно фарисеи поддержали ее приход, чтобы навести в расколотой Иудее разумный республиканский порядок). Любившие молиться не в синагогах, а по домам, предвосхищая «приватную религиозность», модную в отделенных кругах XXI века.
Одним словом, речь идет о самых настоящих интеллигентах. Им не нужен был Христос. Они были убеждены, что лучше Него знали, куда вести народ и где путь разума, мира, прогресса и процветания. Тем более что Он заходил на пирушки к мытарям — нечестным сборщикам оккупационных налогов. В Его кругу были известные развратницы, а находясь на Кресте, Он обещал первым ввести в Свое Царство обыкновенного бандита. А перед этим предрек осуждение в геенну «лучшим людям нации», да еще и сравнил их с нечистыми животными!
Все тогда происходившее до боли напоминает нынешние времена. Для людей, уже полтораста лет мнящих себя умом, честью и совестью нескольких эпох, невыносимы слова и дела Христа, которые совершаются в Его Теле — Церкви. Эти люди все так же задают каверзные вопросы, чтобы потом публично или приватно донести: христиане против Конституции, они не друзья кесарю! Да даже бы если были и друзья, то он от этой дружбы только проиграет… Все так же хотят вывести нас за скобки жизни народа — «идите в леса, там молитесь, не мешайте нам». Все так же требуют не подавать руки тем, чьих рукопожатий сами не желают или просто побаиваются. И главное — они все так же уверены в своей полезности обществу, в своей правоте и просвещенности, в своем праве считать себя лучшими, чем прочие люди: «грабители, обидчики, прелюбодеи» (Лк. 18, 11), жулики и воры, анчоусы и быдло, да и вообще «этот народ», «невежда в законе, проклят он» (Ин. 7, 49).
При этом наши гуманисты, правда, почему-то боятся честно сказать себе: у них и у Христа разные дороги. Утверждают, что «Бог прощает всех», хотя достаточно прочитать Новый завет и увидеть: там говорится о гневе Божием и о Божией ярости, о том, что Господь Иисус проклинает людей, не выполняющих Его заповеди, и говорит о вечности их посмертных мук. Которые, кстати, много хуже всех СИЗО, лагерей, тюрем, расстрелов и газовых камер. Именно потому, что они вечные.
Выход один — покаяние. То есть признание собственной неправоты и готовность измениться. Уж по крайней мере — не повторять никогда того, что было сделано неправильно. Прочесть хотя бы раз вечерние молитвы и сравнить их со своим мировоззрением. Современные фарисеи, правда, ищут другой выход: лукавый. Забыть про наследие торжествующего христианства и восторгаться приспособленческим богословием, рожденным в диаспоре, в условиях доминанты секуляризма. Помнить те слова из Евангелия, что им нравятся, и оспаривать или игнорировать другие. Но «разве разделился Христос?» (1 Кор. 1, 13)
Нет, Он «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13, 8). И Церковь всегда будет говорить о Божией правде, даже если ее — кнутом, пряником или какими угодно еще средствами дрессировки — будут приучать к молчанию или к тому, чтобы быть бесплатной вкладкой к культуре потребления, самооправдания, комфорта, здоровья и достатка. Задача Церкви — не приспособиться к обществу. Ее задача — его изменить. Или по крайней мере успеть прокричать: ты живешь неправильно и, если не повернешь свой путь на 180 градусов, погибнешь. По крайней мере, погибнут большие города. «Имеющий ухо слышать да слышит» (Откр. 2, 17).
Протоиерей Всеволод ЧАПЛИН,
глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества
специально для портала «Интерфакс-Религия»