Я в бесов верю, только им не верю
Священник Сергий Круглов в своем фейсбуке предупреждает об опасности легкомысленного отношения к бесам.
Священник Сергий Круглов

Священник Сергий Круглов

Подошел ко мне в храме некто, показал распечатку статьи с «Правмира» — «Непридуманная история «страшной шаманки». И говорит:

— Ну, вот как на серьезном, продвинутом христианском ресурсе могут публиковать такие суеверные страшилки?!

-А вы что, в существование бесов не верите? — в свою очередь, спросил я.
-А я думал, вы — думающий, вменяемый батюшка, а вы!…- фыркнул некто и, посчитав, видимо, дальнейший разговор бессмысленным, развернулся и ушел.

Да уж, подумал я… Многое вспомнилось мне после этого разговора.

Вспомнилось, как однажды вечером в воскресенье — а по вечерам в воскресенье мы в Спасском соборе в Минусинске служили акафист Иисусу Сладчайшему — поворачиваюсь я к народу, чтобы сказать перед чтением Евангелия : «Мир всем!», и в этот момент в двери входят две девчонки школьного возраста, обычные, в джинсиках… И одна из них, упав на четвереньки, громко зашипела и так на четвереньках, с нечеловеческой быстротой, выбежала из храма, а вторая от ужаса оцепенела и не могла с места двинуться…

Вспоминаю людей, активно кинувшихся в 90-е годы искать «духовность», ставших экстрасенсами, потом метнувшимися в Церковь. И помню, как после первой же исповеди у них куда-то девалась «сила», ранее вдохновлявшая их, и как потом эта «сила» мстила им…

Помню рассказ одного человека из среды художников (имена здесь приводить не буду). Разговор шел об общем знакомом, замечательном художнике и общественном деятеле Минусинска, Н.

«Н. много бродил путями потусторонними, искал истину… Какое-то время он жил на Таймыре, дружил со знаменитым шаманом Тубяку. А потом прошло время, Н. крестился и принял православие, причем принял всей душой, изменилось и его творчество… А Тубяку умер в 89-м году…

И вот однажды, дело было в Питере, сидим мы на одной квартире, мирно выпиваем. И вот открывается дверь, и входит Тубяку. Мы все знаем, что он умер, но ни слова молвить, ни пошевелиться не можем… А Тубяку смотрит на Н., так тоскливо. Берет нож, которым мы колбасу резали, и втыкает себе в грудь, где сердце… И нож в такт биению дергается — тук…тук… Потом Тубяку исчез. А Н. позже погиб в автокатастрофе».

О том, кто такой Тубяку Костеркин, последний великий нганасанский шаман из рода Нгамтусуо, можно просто прочесть, набрав запрос в гугле.

Так что я, например, в бесов верю. Я только ИМ не верю. Они все, при всей их якобы могущественности — лжецы, любят разводить да брать на понт, как мелкие уголовники… Но легкомысленно относиться к ним — опасно.

Одно меня смутило в этой статье — наименование «шаманка». Все-таки шаман — не совсем то, что «колдун», и совсем не то, что в современном понимании — «сатанист»… Шаманизм — архаическая религия; если кому интересно — могу отослать к книге В. Бутанаева «Традиционный шаманизм Хонгорая», изданной в Абакане в 2006 году, или к курсу лекций (пока не изданному) прот. Олега Корытко, читаемому им в Сретенской семинарии, и проч.

И еще про бесов. В иудейской религиозной традиции есть представление, что демонов порождают наши грехи, греховные страсти: блудная похоть, гнев, зависть и прочие… Что-то правдивое тут есть, верно?

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.