Историю села – как частность
Познай! И веруя словам,
Ты ощути свою причастность,
И к людям тем и к тем делам.
(С. Афиногенов, с. Корф. 1997 г.)
В истории любого поселения России есть знаменательная дата, которая имеет большое историческое значение в его созидании и становлении. Так и дата первого съезда благотворительного братства, проходившего в селе Тиличики 100 лет назад, сыграла важную роль в судьбе села и его жителей.
Иеромонах Нестор прибыл на Камчатку в 1907 году, неся слово Божие местному населению, побывал во многих поселениях, а в 1910 году прибыл в Тиличики. Посещая коряков, чукчей, ительменов, миссионер везде встречал убогость быта, голод, болезни…О Жителях Камчатки у Государственной Думы не было никакой заботы.
В своих воспоминаниях митрополит Нестор писал: «На ровной заснеженной площади села Тиличик было разбросано восемь корякских юрт. Эти юрты с отверстиями посредине напоминали мне маленькие действующие вулканы. Время от времени сквозь густые клубы дыма из отверстий вверху юрты показывались человечески фигуры коряков и корячек. Они пугливо поглядывали на меня. Вой полутора сотен собак был мне встречным гимном…
Когда мне становилось особенно тяжело при виде людских страданий и бедствий и в тайниках моего сердца возникало сомнение в возможности преодоления безразличия и косности, я вспоминал Голгофу, распятого за всех нас на кресте Иисуса Христа, Его светлый многострадальный лик, и мне становилось легче. Ободрённый, воспрянувший духом я твёрдо знал, что вослед за страданиями всегда приходит радость торжества Воскресения!
Подводя итоги первых шагов моей пастырской деятельности, я пришёл к выводу, что наступила пора приступить к мероприятиям по созданию Камчатского благотворительного братства. Вкусив достаточно чужого горя и беспощадных бедствий исстрадавшегося населения Камчатки, я не только составил проект учреждения такого братства, но и наметил пути его осуществления. Но для полного осуществления задуманного у меня не было денег. И в поисках выхода из создавшегося положения я стал возлагать большие надежды на задуманное мною на Камчатское благотворительное братство православных миссионеров».
Разработав Устав братства, он едет в Святейший Синод в Петербург для его утверждения. Во Владивостоке 14 сентября 1914 года учреждается Камчатское благотворительное братство. После долгого пути митр. Нестор прибывает в столицу Российской империи Петербург, где пройдя чрез тернии и муки добивается утверждения Устава Святейшим Синодом, Государственная Дума выдаёт 25,0 тыс. руб. для создания трудовой обители – монастыря, открытия школ, лечебниц, детских приютов.Государь император НиколайIIприглашает в Царское село митр. Нестора для слушания сообщений о его пастырской деятельности на Камчатке. Митрополит рассказывает о жизни аборигенов, показывает фотографии. 20 августа 1911 года император и его семья дарят Камчатскому братству церковь. Поблагодарив императорскую семью за подарки, о. Нестор высказал мысль о том, что лучше всего поставить её в глуши Камчатки и освятить именем святителя Иосафа Белгородского. (4 сентября 1911 года в Белгороде происходило освящение мощей святителя Иосафа). Император просьбу его удовлетворил.
Великая княгиня Елизавета Фёдоровна от имени семьи императора вручила Нестору Иоасафское облачение, а государь лично от себя вручил тысячу рублей, выделил один вагон для перевозки разобранной церкви, церковной утвари и собранных для Камчатского братства вещей. К тому же он распорядился о выделении митрополиту бесплатного билета до Владивостока. Из Сибирской общины Красного Креста для лечения больных были направлены на Камчатку десять сестёр милосердия.
В 1911-1917 годы Камчатское благотворительное братство православных миссионеров имело в своём распоряжении огромные средства, исчислявшиеся сотнями тысяч рублей. На собранные средства и пожертвования строились церкви, богадельни, школы, лечебницы, детские приюты. К 1916 г. на полуострове насчитывалось 35 церквей, 38 часовен со святыми престолами, 42 школы.
В 1912 г. в селении Тиличики началось строительство Петербургского стана: церковь, церковно-приходская школа, лечебница-амбулатория, два детских приюта, для детей-сирот коряков и чукчей. Стан был выстроен за два года, таким образом, было основано село Тиличики митрополитом Нестором в 1912 году.
18-24 февраля 1914 г. в селении Тиличики собрался первый ( к сожалению единственный) миссионерский съезд, на котором были выработаны мельчайшие детали будущей работы миссионеров. За сотни и тысячи вёрст на оленях и собачьих упряжках миссионеры съезжались в селение. Красивую и незабываемую картину представили ряды нарт на площади перед храмом. Иоасафовский храм был переполнен богомольцами – русскими и коряками. После Литургии был совершён крестный ход к языческому корякскому месту «аппапелю», были освящены новые русские постройки. После освящения церкви в честь св. Иоасафа Белгородского село Тиличики было переименовано в Иоасафовское.
Коряки впервые увидели церковный храм, священнослужителей в церковном облачении. Вечером была устроена иллюминация. Местное население при виде чудесного зрелища восхищалось и радовалось как дети. Так в феврале 1914 г. завершилась историческая эра жизни коряков-язычников, и началась новая эпоха в исторической жизни олюторских коряков.
Новое название села как трудно произносимое не прижилось, а Тиличики, как родное слово для коряков, сохранилось до наших дней.
Приамурский генерал-губернатор Н. Л. Гондати о митрополите Несторе в то время говорил: «Есть люди, которые идя путём жизни, оставляют за собой яркий немеркнущий свет, распространяющийся далеко в потомство. Их деяния благоухают ароматом особой неземной благодати. Одним из таких православных деятелей является отец Нестор. Надо отдать должное и открыто сказать, что сановная и власть имущая знать России только благодаря отцу Нестору обратила внимание на Камчатку…»
На площади Новых Тиличик, отстроенных после землетрясения, установлена памятная мемориальная доска, на которой значится: «Митрополиту Нестору 22 ноября1885 год – 04 ноября 1962 год, «Шедше, убо научите вся языки, крестяще во имя Отца и Сына и Святого Духа» Митрополиту Нестору, основателю Тиличик и новой исторической эры олюторских коряков. Благодарные потомки православному миссионеру».