О критике
Страстная Пятница. Два миллиарда из семи живущих на земле верят, что две тысячи лет назад состоялось самое известное в истории предательство. Мало того, уже две тысячи лет всех предателей зовут иудами, независимо от вероисповедания. Вот о предательстве я и хочу сказать пару слов.
Когда я вижу сотни публикаций, ролики в ютюбе, передачи на некоторых телевизионных каналах, тиражирующие всевозможный негатив о православии, я как любой здравомыслящий человек понимаю, что сам собой он появиться не мог. Всё кем-то спродюсировано и проплачено. Конечно, львиная доля этих денег банально разворовывается, но какая-то часть используется по назначению — идёт на уничтожение основ государства. А православие — одна из таких основ. Так было всегда, борьба велась постоянно. В прошлом веке большевики довели эту борьбу до своего апогея, до физического уничтожения храмов и священнослужителей.
Однажды я спросил достаточно неглупого пользователя FB: зачем он разместил и ехидно прокомментировал фотографию тучного батюшки. Он ответил, что просто «по приколу», чтобы «тупо поржать». Но над всем ли стоит смеяться? Ведь у батюшки могут быть элементарные проблемы с сердцем или обменом веществ, он же просто человек. Тогда мой оппонент сказал, что так же ржут над католиками в Европе и кришнаитами в Индии (над мусульманами ржать боятся).
Я попробую объяснить разницу в подаче материала. Когда говорят о негативе в католической церкви, говорят о конкретных людях, не ставя под сомнение необходимость существования церкви как таковой, не обсуждая её идеалов, догматов и постулатов. Как правило речь идёт о человеческом факторе внутри незыблемого религиозного института, так как понимают, что сам институт необходим. Сейчас нам тоже нужно обратиться к своим корням. Я думаю, что это понимают все, кто любит свою Родину.
Сегодня правительство пытается собрать воедино расхристанную страну, цепляясь за проверенные ориентиры, одним из которых является религиозная составляющая. Именно поэтому президент будет стоять на пасхальной службе. Это не только вопрос веры, это вопрос выживания моих будущих внуков.
«Хочешь быть атеистом — будь им», — сказал бы сегодня Козьма Прутков. Но зачем же становиться воинствующим атеистом? Чтобы «тупо поржать»? Хочешь критиковать — пожалуйста! Но критика хороша только тогда, когда в основе лежит желание помочь, улучшить. Пусть не сразу, пусть постепенно, по шажочку, по ступеньке, по поступочку.
Как бы пафосно это ни звучало.
О дружбе народов
Вчера одна СМСка меня искренне растрогала. Ничего особенного, самое обычное «Христос Воскрес», только имя отправителя абсолютно не характерное — Зульфикор. Оно принадлежит рукастому доброжелательному таджику, который вот уже несколько лет работает в нашем дачном посёлке. К нему обращаются, когда надо починить забор или устранить протечку крана, этакий «мастер на все руки».
Не так давно он перекладывал нам плитку в гараже, а во время редких перерывов делился наболевшим. Вспомнились его рассказы: о безжалостных поборах в поезде Москва-Душанбе, об одном из моих соседей, который развел «пальцы веером» и не заплатил после проделанной работы, об ужасающей нищете, которая прогнала с далёкой родины в поисках средств для пропитания его многочисленной семьи. Родины, которую он искренне любит и на которую мечтает однажды окончательно вернуться. После нашего знакомства мы стали поздравлять его с большими мусульманскими праздниками.
Возвращаясь к его СМСке, думаю, что за это его послание ему бы здорово досталось от муллы в родном Таджикистане, ведь с точки зрения традиционного ислама воскресения Христа не было. Но он так хотел сделать нам приятное, что сознательно пошёл на это, посчитав, что Аллах простит ему данное прегрешение. Должен простить, ведь я уже второй день прошу своего Бога, чтобы он благословил этого человека за его добро и любовь к ближнему.
О сомнениях
Читаю на ленте заметку одного поэта: «Познакомился с попом. Настоящим. Немного пообщался с ним и теперь не понимаю, как здоровый умом человек может верить в Бога, если ему служат такие…»
Простой вопрос — если кто-то приходит в кабинет окулиста и видит доктора, который ему неприятен, скажем, толстого, заикающегося, со сломанным пальцем и с запахом от только что выкуренной сигареты, пациент что, должен усомниться в медицине?
Сколько же можно об этом говорить — любое дело совершается людьми! Одни из них нравятся, другие — нет. С одними хочется общаться, другие раздражают своим внешним видом или манерой речи. Если не симпатичен данный человек — поищи другого, это же так просто понять и принять!
Сегодня лишь одна десятая часть ныне живущих считает себя атеистами. Остальные понимают, что без веры нельзя. Николай Коперник и Галилео Галилей, Исаак Ньютон и Павел Флоренский, а также тысячи учёных всего мира во все времена прекрасно сочетали в себе тягу к знаниям с верой в Творца всего сущего. Дураками их не назовёшь, лицемерами тоже.
Все неверующие апеллируют к бездоказательности религиозных доктрин, но для верующих никакие доказательства не нужны — они просто верят. Разубедить кого-либо атеисты не в состоянии, потому что ни одна из существующих материалистических теорий ничего не объясняет и обладает той же степенью доказательности. Однако, критикуя веру, они готовы служить атеизму, который является по сути верой в неверие.
Но если не в состоянии создать новую жизненную платформу, зачем ломать проверенную старую? Тем более, что старая до сих пор хорошо работает и помогает жить большинству соплеменников.
Я однажды видел, как пьяный в лоскуты служитель муз спал, обняв унитаз в общественном туалете, — так что же мне теперь, возненавидеть поэзию и выкинуть в мусорное ведро томик Лермонтова?
О том, как простить и договориться
Сегодня 13 января, опять праздник…
Что хотите со мной делайте, но я уверен, что нам надо забыть о такой глупости как Старый Новый год и отмечать день Рождества Христова по современному григорианскому календарю — 25-го декабря.
Во-первых, это логично. Мы же празднуем СОБЫТИЕ, которое дало начало летоисчислению, значит, оно по отношению к летоисчислению первично. От рождения Христа весь мир начал отсчёт дней и ночей, соответственно, СОБЫТИЕ должно было состояться раньше, чем реакция на него.
Во-вторых: Новый год 1-го января должен дать старт делам и свершениям, а не двухнедельному безделью и ожиданию пьянки. Числа с третьего стране хорошо бы закатать рукава и начать работать, а то весь конец декабря и так трудились ни шатко ни валко.
В третьих: не может быть два Рождества и не может быть два Новых года! Само существование двух дат обесценивает и ту, и другую.
Конечно, придётся договариваться с католиками. Под перенос дат можно от них получить движение навстречу в каких-нибудь принципиальных вопросах.
Когда мы лет пятнадцать назад впервые попали в иерусалимский храм Гроба Господня, меня поразили три лунки, в каждой из которых якобы стоял две тысячи лет назад крест с распятым Спасителем. Три конфессии (православная, католическая и армянская) никак не могли решить — какие расчеты более точны в определении святого места, ведь учёные мужи из этих трёх конфессий тыкали в разные точки пола, подкрепляя свои утверждения якобы безупречной математикой. В последние приезды я этих нестыковок уже не наблюдал — одна общая лунка на новом месте.
Значит, договариваться всё-таки можно. Так почему бы и не по остальным вопросам?
О корнях
Лет десять назад мы всей семьёй были на отдыхе в Болгарии. В один из дней набежали облака, и мы решили не ехать на пляж, а прогуляться по городу. Зашли в местный храм и попали на службу. Неожиданно для нас с женой сыну захотелось подпеть хору на клиросе — он тогда заканчивал музучилище и готовился к поступлению в консерваторию. Так как все церковные тексты написаны на старославянском, а ноты он читает «с листа» безукоризненно, проблем не возникло. Конечно, ему пришлось петь с болгарским хором почти шёпотом, ведь уже тогда он был громким (в отличие от папки), но я завёл разговор не об этом.
Сегодня он работает в Швейцарии, а я спрашиваю себя — кто он, мой сын, читающий Стивена Кинга по-английски, поющий итальянский репертуар, болтающий по-немецки с приятелями в кафе, хоть и русский по паспорту, но воспринимающий жизнь абсолютно по-европейски, что его-то связывает с Россией? Ну, не берёзки же, самовары, матрёшки и кремлёвская стена! Детство у него давно закончилось, школьные друзья занимаются совсем не тем, что ему по-настоящему интересно, однокурсники разбросаны по миру…
Мне трудно понять, что такое ностальгия, так же трудно, как отыскать те самые «корни», которыми человек врастает в родную землю, определить, — какими нитями он связан с историей и культурой родной страны. Но одну ниточку я уже, как мне кажется, нащупал — желание спеть на клиросе «Господи помилуй».