Турбо Куоллс – личность почти легендарная: миссионер, выступающий с беседами и участвующий в дискуссиях повсюду: в Соединенных Штатах, Европе и даже в России, знаток Евангелия и истории Византии, а еще – столп православной веры для ищущих истину адептов молодежных субкультур XXI века. Православный журнал «Road to Emmaus» поинтересовался у Турбо, что можно сделать для того, чтобы пробудить у представителей этнических и социальных меньшинств больший интерес к традиционному христианству.
– Турбо, как вы думаете, что мешает православным приходам стать более привлекательными для представителей различных народов, рас и культур, в особенности для многочисленного испаноязычного и афроамериканского населения Америки, а также молодежи из альтернативных культур?
– Думаю, мы должны признать: многие из наших верующих не желают того, чтобы их приходы, члены которых, как правило, новообращенные национальных диаспор или представители среднего класса, распахнули свои двери для новых прихожан, отличающихся от них. Особенно важно понять, что это не вопрос о неофитах и крещенных в младенчестве. Это проблема православных общин с преобладанием или прихожан определенной национальности, или новообращенных. Только когда мы сами стремимся к покаянию и надеемся исцелиться Святым Духом, тогда возможно победить грех там, где он укоренился, – в данном случае, в сердцах самих православных. У меня есть друзья, которых просили покинуть церкви из-за их внешнего вида. Сами они были рады посещать греческий приход, но некоторые греки противились этому. То же самое можно сказать о какой-нибудь семье, относящейся к традиционно православным народам, которая оказалась в приходе из преимущественно новообращенных, где на простую веру и благочестие часто смотрят свысока.
– Трудно говорить о покаянии вообще. Но не думаете ли вы, что такое отношение начинается со священника? Не важно, какого он происхождения, но если священник доброжелателен, то он задает тон, которому обычно следуют прихожане. Наш журнал рассказывал о человеке по имени Сет. Первым священником, с которым Сет был связан, оказался не новообращенный американец, а обычный греческий иеромонах из Константинопольской Церкви, который увидел, что под изношенным рабочим комбинезоном Сета бьется сердце, изнывающее от духовной жажды, и не оставил его.
Кстати, некоторые из величайших современных миссионеров, покидающих ради своих трудов родную страну, это как раз этнические греки из Албании, Африки, Индии…
Вы правы в том, что каждый должен быть принят в любой церкви, но не все будут чувствовать себя комфортно в какой угодно церкви. Некоторые новообращенные из американцев рады быть в приходе, где служат на греческом или церковнославянском языках, а для себя читают переведенные службы; но многие в большей мере чувствуют себя как дома в приходах новообращенных – со службами на английском. Так как совместить глубокое православное мировоззрение, характерное, как правило, именно для этнических приходов, с кодами американской культуры, носителями которой является большинство новообращенных? А мы ведь нуждаемся друг в друге.
– Православие свидетельствует о культуре Рая. Его единственная цель – стяжание святости, которая приближает людей к Святой Троице. Если это достигается на глубинном уровне через определенную этническую или культурную призму, то и слава Богу. Это восхитительная тайна, что Господь использует культуры для объяснения различных аспектов Своего Царства. То, что Господь берет культурные традиции и крестит, благословляет их, есть мощная причина, чтобы воздать Ему хвалу; а еще большая причина для этого в том, что все эти культуры и традиции не становятся идолами.
По моему искреннему мнению, это противостояние неофитов и опытных в духовной жизни православных не является такой уж большой проблемой, если только это не касается тех, кто настроен фанатично. Меня огорчает, что многое в православном миссионерстве нацелено на приобретение большего числа приверженцев. Мне кажется, что если вы действительно хотите увидеть рост Церкви, то ударьте по гетто, «нью-эйджевским» книжным магазинам, музыкальным фестивалям! Эти поля зрелые!!!
Меньшее, в чем нуждается Церковь, это большее число христиан, желающих быть правильными и защищенными. Такое мировоззрение видится мне странным, потому что один из аспектов, привлекших меня в Православии, это его экзотичность. Я посещаю приход Антиохийской Церкви и хотел бы (и всегда этого хотел), чтобы в нем было больше арабов. Это мое стремление к не-английской/европейской вере я осознаю во многом как свою вину. Идея не самая здоровая, но она честная. Я понимаю, что моя склонность двигать маятник в сторону, противоположную современной американской и христианской практике, это не то, что должно вести меня, но я знаю, что это лишь этап духовного созревания.
1980-е годы Евангелическая православная церковь и другие обратились к Православию, и это было время открытия Православия американскими неофитами, и они посвящали свои труды и дни строительству храмов и заложению практик. Так, может быть, на нынешнее молодое поколение возложена обязанность привести всю Америку к Православию? Если это так, то нам следует осознать: Америка не является чем-то статичным, и полнота Церкви Христовой открыта не только для одной какой-то группы. Как новообращенным, так и опытным в вере нужно понять, что Америка в большей степени неоднородна, чем они это себе представляют.
– Как, по вашему мнению, могут наши преимущественно «белые» православные приходы из представителей среднего класса достучаться до сердец афроамериканцев, латиноамериканцев и представителей других этнических групп? Многие приходы выделяют средства на бесплатную еду, одежду и прочее, но это социальная работа – исполнение заповеди Божией кормить голодных и одевать нагих. А нужно ведь двигаться дальше и открывать нашу веру, звать в наши приходы. Однако проблема в том, что некоторые из нас не очень представляют себе, как привлекать людей, не похожих на нас, – точно так же, как адепты южного черного госпела, испанской евангелической церкви или фанаты панк-музыки будут в затруднении, что им делать с занимающимся инвестициями белым банкиром, который вдруг оказался среди них.
– Да, верно. Но вот я знаю одну замечательную женщину, родом с Кавказа, которая каждый год организует ярмарку для братства во имя преподобного Моисея Мурина в своем городе – в Колорадо-Спрингс. Это пример того, как человек выходит из зоны своего комфорта и помогает другим. Однако сознаю, что не у всех есть мужество и дар заниматься подобными делами. Что же касается вопроса о людях разного происхождения, то пастор евангелической церкви, в которую я ходил до своего обращения в Православие, учил нас не допускать дискриминации из-за «костюма» того, кто пришел в нашу общину. И он был прав. А такая тенденция хотя бы скрытно, но проявляется в каждой группе.
Хочу сказать, что чувствую себя невероятно счастливым оттого, что являюсь частью своего прихода – прихода во имя апостола Варнавы Антиохийской Православной Церкви в городе Коста-Меса, штат Калифорния. У нас есть проблемы, как и в каждом приходе, но что касается сердечности и открытости в отношениях с другими людьми, то, я считаю, наш приход святого Варнавы и приход преподобной Марии Египетской Сербской Православной Церкви в Канзас-Сити являются поистине идеальными. Оба прихода занимаются этим самобытно и органично.
Приход святой Марии особенно уникален: он принял местную общину и стал ее частью. А приход святого Варнавы делает то, что, как я считаю, должны делать и другие православные приходы в США, – просто постоянно держит двери открытыми для представителей «меньшинства», которые, конечно, приходят. Если православный приход, как, например, приход святой Марии, расположен в центральной части большого города, где местное население составляют афроамериканцы, латиноамериканцы и другие «меньшинства» для традиционного Православия, то приходу нужно идти им навстречу, а не переезжать в пригород. По крайней мере, найдите священника и семьи, желающие остаться, и оставайтесь.
Это сложный вопрос, решить который нельзя без учета конкретной ситуации каждого прихода. Прежде всего, епископам следует заботиться о решении этой проблемы и об общинах своих епархий. Даже вообразить нельзя, насколько трудна такая ситуация для епископов, особенно если они из «старого света» и должны при этом уравновешивать свою ответственность за этнических верующих и американцев-неофитов. Однако это все же их долг – знать, как живет паства, какова культурная и этническая составляющая приходов и как в этих условиях жить, а не просто существовать.
Действительная жизнь в этих общинах начинается тогда, когда приходы протягивают руку тем, кто живет рядом с ними, или хотя бы принимают их. Но, несмотря на наши благие намерения, это движение навстречу может привести как к положительному, так и отрицательному результату. Я думаю, важно разделять социальную работу и миссионерство, хотя не все это понимают. Дело в том, что, вопреки общепринятому представлению, не всегда меньшинства бедные и обездоленные.
Если какой-нибудь приход среднего класса «перешагивает» через среднего же класса негритянскую общину по соседству, чтобы найти бедную негритянскую общину в соседнем городе, то это одно уже создает проблему. Приходу следовало бы вместо жертвы физическим хлебом пожертвовать хлебом духовным. А православная социальная служба «FOCUS» – прекрасный пример того, как можно пойти навстречу отдельному человеку, не задевая его достоинства, и при этом не обязательно всем приходом.
Мы должны уметь обращаться к людям так, чтобы не страдало их достоинство, но порой то, как мы организуем наши усилия, выдает наше невежество. Один из способов избежать этой ловушки – взаимодействовать с испаноязычными и афроамериканскими сообществами, поддерживая церковные связи с деноминациями пятидесятников, римо-католиков и баптистов. Нам следует налаживать взаимоотношения с этими организациями, но не через литургическое общение, а дружески и через общие интересы. Нам не нужно вступать в местную ячейку Всемирного совета церквей, но следует признать тех, кто тоже трудится ради Христа в тех же сообществах. Выказывайте уважение, где это нужно. Если мотивы взаимодействия с общиной именно таковы, то жаждущие духовной глубины в конечном счете увидят, что Православная Церковь имеет им предложить. А мы должны заботиться в первую очередь не о том, чтобы получить больше новообращенных, а о том, чтобы давать полноту веры и спасения.
Еще один способ подхода к людям, не задевая их достоинства, – это делать наши мероприятия открытыми для общин «меньшинств» – и, по моему мнению, это идеальный способ. Вы собираетесь проводить фестиваль в греческом, антиохийском или русском приходе? Рекламируйте его не только в местных греческих, ближневосточных и русских ресторанах. Размещайте объявления не только на автобусных остановках района, где живут ваши прихожане. И пусть ваши прихожане пригласят на это мероприятие своих друзей и знакомых. Самое главное: не смотрите на эти мероприятия только как на способ собирания денег. Посмотрите на них в свете Царства Небесного. Посмотрите на них как на способ позвать людей и показать им веру. Организуйте, чтобы самые знающие и дружелюбные прихожане как следует встретили гостей, покажите им церковь и ответьте на их вопросы. Подготовьте людей.
Нам нужно молиться за мужчин и женщин, чтобы они возрастали с необходимыми духовными дарами, подготавливать их, когда дары начнут проявляться, и поддерживать их усилия. Всегда держите в памяти, что желаемое не всегда осуществляется точно в тех деталях, как это было в случае с моим другом из Колорадо. Если у кого-то есть связи с какой-то общиной и он уже приводит в свой приход новых людей, священник должен это поддерживать. Епископам не следует противиться такой инициативе. Самое главное здесь то, что эти отношения – естественные, не искусственные. Они процветают спонтанно от любви и с благословения Святого Духа.
– Вы опытный миссионер. Подскажите, как достойным образом делиться православной верой. Ведь люди сразу же понимают что к чему, если подходишь к ним со скрытым намерением, даже если это «святое» намерение.
– Мы делимся православной верой, признавая образ Божий в людях, как делали святыеравноапостольные Кирилл и Мефодий. Мы взыскуем света, который Христос уже дал нам, и пытаемся еще больше поднять завесу души. Думаю, это хорошо – иметь скрытые планы: это неизбежно. Все зависит от того, как и в чем ваши планы заключаются. Если вы просто хотите иметь отметку в «небесной почте», то станьте мормоном. Если же вы делаете это из любви к людям и стремитесь выполнить волю вашего Господа, то это дело благословенно. Я понял, что такое расположение также весьма прагматично. Оно побуждает вас быть молитвенными и внимательными к людям. Оно призывает вас видеть вещи в их конкретике, быть терпеливыми и ждать, когда картина откроется вся. Если мы забудем о своем желании обратить кого-то в православную веру, как мы это представляем, тогда наше отношение к обращению человека в православную веру станет свободным от эгоизма.
– Как вам кажется, каким образом можно уврачевать все эти национальные/этнические/социальные разделения, но так, чтобы при этом не утратить важных культурных сокровищ и единства в этнических Православных Церквях? Феномен плавильного котла обычно приводит к искусственному единообразию, которое никого не удовлетворяет.
– Не могу вполне согласиться, что ключом к этой проблеме служит вопрос о том, где находится сердце прихода. Я часто думал: это хорошо, что Святой Дух массово не привел в Церковь представителей меньшинств, так как если бы это случилось, то нерасположенность и «бегство белых» (переселение белого населения городов из районов, заселенных афроамериканцами, в другие районы. – Пер.) таких приходов оставили бы «адские шрамы» на людях и их общинах.
Это вопрос, который должен быть адресован бывшим евангелическим общинам белых новообращенных; такие общины часто чувствуют угрозу, потому что они не являются «контролирующим большинством», или, по крайней мере, чувствуют себя не комфортно оттого, что Православие не является «американским». Вообще говоря, любое меньшинство, которое случайно приходит (на самом деле оно было приведено) в Церковь, больше озабочено тем, чтобы приспособиться к жизни общины, чем тем, как упразднить культурные корни, особенные для прихода. Реальные вопросы вот в чем: как выглядит афроамериканская баптистская церковь, принимающая Православие? на что похожа корейская пресвитерианская церковь, принимающая Православие? как приход с преобладанием арабов принимает городского поэта, перешедшего в Православие? как греческий приход принимает новообращенного в Православие панка? как русский приход принимает бывшего «нью-эйджера», ставшего православным? как новообращенный американский бывший евангелический приход принимает традиционно православных греческих, сербских или русских эмигрантов в своем городе?
Эти люди приходят в Православие не ради того, чтобы быть в общине, похожей на них самих. Если бы это было так, то они бы с большим успехом ходили в евангелическую церковь. Но они приходят в Православие ради Христа. Здесь вопрос не в единообразии: ни один христианин из числа меньшинства не захочет этого; но дело здесь в христианской любви.
– В последнем номере нашего журнала мы публикуем интервью с молодыми людьми, бывшими приверженцами субкультур панков и автостопщиков: Джоном Валадезом, Мариной Криссман, Сетом Хаскинсом и Рейнбоу Лундином, и все они вспоминают вас. Как вы думаете, в чем разница между сегодняшней молодежью и молодежью прежних альтернативных культур? Чем практически можно затронуть их сердца?
– Как я уже говорил, наш народ готов к исцелению. Не просто от национальных/этнических барьеров, продолжающих потрясать нашу страну, но больше от культурного разделения и невежества, еще усугубивших расхождение во взглядах в новом поколении. Сегодняшняя молодежь сильна чувством надежды и потенциалом, что отличает их от молодежных движений последних 20 лет. Они хотят позитивных изменений для общества и окружающей среды, но они также знают о неудачах предыдущих молодежных движений и субкультур. Они выбрали более агрессивный стиль, но они также видят тщетность агрессивного бунта и самоуничтожения.
Многим все еще нужно учиться тому, что любая дорога без Христа – пуста. Эти новые «революционеры» и «радикалы» для нас пример тех, кого Христос заповедует нам учить и принимать. Неужели мы скажем этим молодым людям, этим представителям культурных меньшинств с татуировками, что они не могут быть нами приняты из-за того, что их кожа раскрашена? Господь видит иначе, не так, как мы, люди; ибо человек смотрит на внешность, а Господь смотрит на сердце.
– Но как нам знакомить их с подлинным православным мировоззрением? Традиционные византийские, славянские, балтийские и ближневосточные православные культуры несут в себе живой исторический опыт веры, отцов Церкви, церковных Соборов, святых, но мы зачастую думаем, что не сможем достучаться до этих «новичков», если не прибегнем к растафарианству, хип-хопу, рэпу или светским молодежным мероприятиям, где порой мало истинно православного духа. Нам надо отвечать этим людям, но мы в то же время не должны «покупать их задешево».
И вот что заставило меня подумать о том, как мы недооцениваем людей, – моя встреча с католическим священником из Ванкувера, который руководил там группой подростков 15–18 лет, занимавшихся изучением святоотеческой литературы. 30 подростков читали с ним святителей Афанасия Великого, Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского… А одна китаянка из этой группы говорила мне, что такое чтение очень нравилось всей их группе, потому что «он (священник) оказался первым, кто стал воспринимать нас серьезно и относиться к нам как ко взрослым. Он помогает нам получить ответы на наши вопросы о смысле жизни, а не рассказывает нам о баскетболе и современной музыке». Другой случай: двое друзей – бывших растафарианцев, а сейчас православных – начали читать о сербских святых и затем отправились в поездку по Сербии, где были встречены не просто тепло, а с огромным энтузиазмом, чего они здесь никогда не находили.
И еще: я знаю нескольких молодых новообращенных в Православие из среды американских панков, которые вернулись снова в школу и сейчас прекрасно говорят по-русски, очень любят русскую культуру и литературу. Вы сами историк и знаток Византии. Я не верю, что мы все так уж разделены по интересам. Традиционное Православие и культуры, из которых оно вышло, должны очаровывать всех, кто находит Христа в Православной Церкви. Это то же самое, что захотеть узнать о жизни наших прадедов. Возможно, мы не сможем жить, как жили они, но в нас живет жажда приобщиться к этому.
– Апостол Павел был евреем из евреев, готовым положить жизнь за свой народ, но он был отправлен к язычникам ради полного послушания Господу. Позднее сам Павел упрекнул апостола Петра в двоедушии. Святитель Иоанн (Максимович) любил русский народ и усердно трудился ради его благополучия, но он также прозревал, что русская эмиграция распространит семена православной веры в других частях мира. Не важно, к какой культуре, народности или возрастной группе принадлежит тот или иной человек, – от гостя ожидают проявления уважения к хозяину. Это универсальный здравый смысл. Универсально и то, что и от хозяина ожидается великое гостеприимство. Это на самом деле очень богатая и глубокая христианская традиция, своими корнями восходящая к гостеприимству Авраама. Когда кто-то смотрит на вот эту икону, то должен вспомнить уважение и приветливость Авраама и его семьи, а также благодарность их гостей. Это две стороны одной медали.
Я также считаю, что нам следует проповедовать Евангелие и тем, кто вне Церкви, и снова обращаюсь к гению святых равноапостольных Кирилла, Мефодия и преподобного Германа Аляскинского. Они желали привести людей ко Христу и показывали Христа своими благими делами. Не делать этого – значит двигаться к империалистической римо-католической или протестантской модели, которая порой порождала возмущение в среде самих «обращенных». Почему? Конечно, люди восстают не против Христа – они восстают против того, что им велят стать европейцами, испанцами, англичанами и так далее, для того чтобы быть христианами.
– Современный христианский мир дает прекрасный образец смешения французской и арабской (по стилю) христианских культур в Ливане. Из истории мы знаем, что и культуры греков и римлян отлично смешивались, а позднее европейские культуры брали многое друг от друга. Когда недовольство их не разделяло, наши предки всегда заимствовали самое лучшее у других культур.
– Да. И сегодняшняя возможность учиться, участвовать и наслаждаться другой культурой и другой этнической историей – это преимущество нашего времени, ставшее доступным для нас через путешествия, Интернет и личные отношения с иммигрантами. Но принадлежность к какой бы то ни было нации не делает нас лучшими христианами и не приближает к Богу. Последнее возможно только когда у нас есть покаяние и мы живем в покаянии, и тогда небеса распахивают нам свои врата. Все остальное лишь ветки, сучья и солома.
Перевел с английского Дмитрий Лапа