Заразность СМИ и молодежные суициды
В последние несколько десятилетий, в Европе и США были проведены обширные исследования о влиянии репортажей и программ о суицидах на подростков и молодых людей. Чтобы снизить вредное воздействие СМИ и обучить журналистов как нужно говорить о самоубийствах, в 2007 году в США были опубликованы специальные Рекомендации для СМИ при освещении темы суицидов. Правмир представляет данные исследования троих исследователей из США: Маделен Гульд, Колумбийский Университет, Патрика Джамиесона и Даниэла Ромера из Университета Пенсильвании, опубликованного в журнале American Behavioral Scientist.

Совершение суицида после прочтения репортажа или просмотра телевизионной программы известен как «эффект Вертера» — роман Гете «Страдания юного Вертера» вызвал в свое время увеличение числа самоубийств и был запрещен во многих странах Европы.

Этот феномен в 80-е годы изучал американский ученый Филлипс, который доказал тесную взаимосвязь между репортажами о самоубийствах в газетах и на телевидении и последующем увеличением числа самоубийств.

Воздействие новостей

С 1990 года воздействие СМИ на совершение самоубийств было задокументировано во многих странах кроме США – начиная от западных стран, включая Австрию и заканчивая Австралией и странами Восточной Азии.

Магнитуда увеличения числа суицидов после репортажей о них пропорциональна количеству продолжительности и важности освещения этой темы в прессе

Например в Австрии исследования указали на прямую связь между тем, как освещалось в прессе самоубийство одной знаменитости, которая покончила с собой, используя огнестрельное оружие, и увеличением суицидов с помощью огнестрельного оружия.

В 2000 году американский ученый Стэк изучил 293 факта о самоубийствах из 42 исследований, подтвердив, что самоубийства знаменитостей в 14,3 раза чаще вызывают подражание способу, с помощью которого самоубийство было совершено. В то время как случаи «простых» суицидов вызывали подражание способу только с частотой в 4,03 раза.

При этом, воздействие громких историй суицидов чаще имело влияние на подростков.

Воздействие фикшн

Четыре ученых разных национальностей в 1985 году и два – в 1987 обнаружили, что после показа фильма, в котором был совершен суицид, в больницах участились случаи госпитализации подростков, совершивших попытку самоубийства. При опросе некоторых из них о причинах поступка, подростки признавались, что смотрели этот фильм.

Подобным образом, после показа в Германии шестисерийного сериала «Смерть студента», в котором один из героев прыгает под поезд, исследователи также обнаружили увеличение числа суицидов среди подростков и молодежи в течение 70 дней после показа сериала. И метод самоубийства был, как правило, таким же, как в фильме.

В 1987 году в Англии команда ученых изучила влияние попытки передозировки лекарствами, изображенной в популярной британской мыльной опере. Было подтверждено, что попытки самоубийств по такой же модели участились.

Согласно более поздним исследованиям 1999 года, было обнаружено, что после демонстрации фильма, в котором герой совершил суицид через передозировку лекарствами, за неделю было зафиксировано 49 случаев госпитализации с попытками самоубийства именно таким способом. 20% опрошенных подтвердили, что на их решение повлиял эпизод с передозировкой, а 17 % — что эпизод повлиял также на выбор способа самоубийства.

Критика

Несмотря на большое количество исследований о влиянии СМИ на принятие решения совершить суицид, несколько исследований не подтверждают это влияние или находят его только среди подростков.

Например, американский ученый Мерси в своем известном исследовании 2001 года доказывает, что воздействие СМИ на суицидальное поведение довольно незначительно. Однако, следует учитывать, что при его исследовании:

а) измеряя воздействие СМИ, использовались различные типы медиа-историй

б) пытавшиеся покончить с собой возможно вообще не были подвержены воздействию СМИ (практически не читали газет, книг и т. д.).

с) пытавшиеся покончить с собой находились в стрессовых ситуациях, которые гораздо скорее могли повлиять на их действия

д) период воздействия изучался в 30-дневном интервале, в отличие от других исследований, изучающих более короткие интервалы времени.

е) исследуемые самоубийцы были в возрасте от 25-34 лет – возрастная группа, не особо чувствительная к подражанию.

Другое исследование Мерси доказывает, что суицидальные наклонности не передаются по наследству. Это также оспаривается большим количеством исследований. Например, исследование 2001 года, используя информацию ADD Health, а также опросы студентов, показывает, что подростки, у которых друзья или члены семьи совершали попытку суицида, в три раза чаще совершают попытку самоубийства.

Альтернативные стратегии исследования

Согласно докладу Интернет-ресурса Mental Health, «существует достаточно информации для подтверждения факта, что суициды подростков могут быть спровоцированы вымышленной или реальной историей суицида».

А так как повлиять на СМИ гораздо легче, чем на другие факторы, способствующие суицидам (например, генетическую уязвимость), нужно приложить максимум усилий, чтобы в СМИ правильно освещалась тема суицидов.

Роль инструкций для СМИ

Инструкции для новостных СМИ

Учитывая, какое сильное влияние СМИ оказывают на уязвимых людей, нужно уделять большое внимание всевозможным предупреждающим мерам при сообщении о самоубийствах в Новостях.

После проведения опроса 59 журналистов, пишущих о суицидах, оказалось, что репортеры недооценивают прямое влияние своих репортажей на последующие самоубийства, более того, даже те, кто слышал о феномене заразительности, выражали сомнение правда ли это.

Таблица. Суицидальные истории в девяти известных газетах 1998 года

Газета Количество % на первых 9 страницах % в заголовках
Chicago Tribune

New York Daily News

Dallas Morning News

Houston Chronicle

Los Angeles Times

The New York Times

Newsday

USA Today

Washington Post

Всего

159

58

181

107

176

90

83

35

83

972

78.0

41,4

44,8

39,3

71,0

67,8

32,5

91,4

84,3

60,3

63.5

50,0

45,9

56,1

71,0

54,4

51,8

25,7

71,157,4

Анализ таблицы показывает, что в 5 газетах из 10 больше половины историй были помещены на первых девяти страницах, в 7 из 9 газет отразили тему суицида в половине своих заголовков.

В связи с этим, в ряде федеральных агентств, а также частных фондов, были выпущены следующие рекомендации для журналистов:

1. Нельзя придавать суицидальным историям большую важность в новостях

2. Нужно избегать сенсационности в заголовках о суицидах

3. Нужно избегать акцента в новостях на случаи суицидов

4. Нужно избегать детального описания метода совершения суицида

5. Описание жертв суицида должно быть нейтральным, чтобы не вызвать желание подражать

Если в случаи суицида у жертвы была депрессия или имело место злоупотребление алкоголем или наркотиками, следует обязательно упомянуть об этом, так как психические расстройства или зависимость поддаются лечению и многие самоубийства можно было предотвратить.

Инструкции для фикшн-медиа

К сожалению, специальных инструкций для фикшн-медиа не было разработано, в связи с отсутствием доказательств влияния демонстрации самоубийств на популярных каналах и в кино на совершение суицидов.

Но именно молодые люди составляют основную аудиторию кинотеатров (40%), поэтому так важно учитывать какой эффект может произвести демонстрация случаев самоубийств в кино.

В 2002 году американец Патрик Джемисон изучил фильмы за 80 лет, в которых содержались сцены, изображающие суицид. Он выяснил, что за последние десятилетие количество таких фильмов настолько увеличилось, что один из десяти фильмов изображает суицид или попытку суицида.

За последние пять лет в США было снято 96 фильмов с по крайней мере одним изображением суицида за фильм.

Кроме того, изображение суицидов в фильмах среди героев моложе 25 лет превышало количество действительных суицидов в этой возрастной группе. Такой подход наблюдается в фильмах, находящихся в топе, начиная с 1960 года.

Рекомендации для СМИ

(Американский фонд по предотвращению самоубийств, Американская Ассоциация Суицидологии, Центр Публичной Политики Анненберга, Офис главного хирурга, Центр по контролю и профилактике заболеваний, Национальный институт психического здоровья, Служба Психического Здоровья).

СМИ могут сыграть большую роль в предотвращении самоубийств. В репортажах и новостях о случаях суицидов они могут информировать читателей о причинах и предвестниках суицидов, о тенденциях, влияющих на их количество, а также о продвинутых способах лечения психических расстройств и зависимостей, приводящих к суициду.

В то же время, СМИ могут сильно навредить и спровоцировать волну самоубийств. Например, романтизируя суициды, представляя самоубийц как героев, и не объясняя причины суицида (представляя самоубийство как необъяснимое действие здорового человека), СМИ могут поощрить других потенциальных жертв.

Суицид и психические заболевания

— Знали ли вы, что более 90% жертв суицидов имели психические заболевания на момент смерти, которые часто вообще не были диагностированы.

— Аффективное расстройство или злоупотребление алкоголем и наркотиками — самые распространенные заболевания среди жертв суицидов. И при наличии подобных расстройств, риск суицида значительно выше среди подростков и молодежи.

— Причина суицида всегда значительно более сложная, чем просто какое-то неприятное событие (например, расставание с любимым человеком или потеря работы). Также нельзя объяснять суицид стрессом, дискриминацией или плохими социальными условиями.

Люди, которые пытались покончить с собой, на самом деле, как правило, имеют серьёзные психические расстройства.

Вопросы, которые надо задать

— Лечилась ли жертва суицида когда-либо от депрессии или других расстройств

— Не было ли у жертвы проблем со злоупотреблением алкоголем или наркотиками

Точка зрения, которой надо придерживаться

— Эффективные методы лечения всех расстройств доступны

— Нужно открыто признавать, что у покончившего с собой человека были проблемы

Опрос живых родственников и друзей

Согласно исследованиям, в период сразу после совершения суицида, семья или друзья жертвы с трудом понимают что произошло и поэтому их ответы о причинах суицида могут быть слишком прямолинейны, проблемы минимизированы, а мотивы усложнены.

Обычно, при первой реакции, семья или друзья считают смерть любимого человека необъяснимой и отрицают все тревожные звоночки.

Поэтому все опросы родственников, сделанные в первое время после суицида, очень ненадежны.

Подход, которого надо придерживаться

— Тщательное и подробное расследование, как правило, открывает глубоко спрятанные проблемы, неизвестные даже близким покончившего с собой человека. Большинство жертв действительно тем или иным образом предупреждали других об опасности совершения суицида.

— Некоторые родственники или друзья склоны предполагать, что какой-то конкретный человек, школа или доктор, каким-либо образом виноваты в смерти жертвы. Но тщательное расследование почти всегда не подтверждает подобное списывание ответственности на кого-то одного.

Опасения

— Драматизирование совершение суицида, описывая горе друзей, учителей и одноклассников жертвы, способствует тому, что другие потенциальные жертвы начинают воспринимать самоубийство как способ привлечения к себе внимания, а также как метод мести.

— Использование подростков как героев ТВ-шоу или репортажей с целью, чтобы они рассказали о попытках самоубийства, очень опасно и может поощрить других уязвимых молодых людей таким же образом привлекать к себе внимание.

Язык

Увеличение числа суицидов часто называют эпидемией, что предполагает значительно более драматичную картину, чем есть в реальности. А использование в заголовках слова «суицид» или ссылка на причину смерти, могут вызвать подражания.

Рекомендации к языку

— Избегать слово «суицид» в заголовках. Лучше назвать причину смерти в самой статье

— Сообщая о смертях знаменитостей, в заголовке следует писать только «Скончался в возрасте…», а как умерла знаменитость сообщать уже в самой статье.

— Противопоставляя смерть от суицида попытке суицида, предпочтительнее употреблять термины «удачный», «неудачный» или «неудавшийся».

Особые ситуации

Смерть знаменитости

Смерть знаменитости скорее вызовет подражание, чем обычная смерть. Поэтому, хотя освещение в прессе естественно будет вестись очень активно, нельзя, при описании причин суицида, позволить гламуру индивидуальности затмить проблемы со здоровьем или злоупотребление наркотиками.

Самоубийство – убийство

При освещении очередного суицида, нужно осознавать, что трагедия смерти может замаскировать сам факт суицида.

Суицид по соглашению

Взаимная договорённость между двумя людьми об одновременном убийстве друг друга является очень редким видом суицида. Как правило, это не способ свести счеты с жизнью двумя любящими друг друга личностями, которые не хотят разлучаться, а принуждение одним человеком другого, зависящего от него.

Перевод с сокращениями с английского Марии Строгановой

Материалы по теме:

1. ПРЕВЕНЦИЯ САМОУБИЙСТВ. РУКОВОДСТВО ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

(Материал Всемирной организации здравоохранения)

2. СМИ и ПОДРАЖАТЕЛЬНОЕ СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (профессор Е. Б. Любов, Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В. П. Сербского Минздрава – филиал Московский НИИ психиатрии)

Часть I. (с) Журнал «Суицидология» № 3 за 2012 г. С. 20-29.

Часть II. (с) Журнал «Суицидология» № 4 за 2012 г С. 10-22

3. ПРОФИЛАКТИКА ПОВТОРНЫХ СУИЦИДАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ЛИЦ, СОВЕРШИВШИХ ПОКУШЕНИЕ НА САМОУБИЙСТВО (профессор Б. С. Положий. Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В. П. Сербского Минздрава).

 Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2013. – N 2 (19)

4. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

(профессор Б. С. Положий, Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В. П. Сербского Минздрава РФ).

Журнал «Суицидология» // 2015. _ № 1. – С. 3-7

5. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО   ПОВЕДЕНИЯ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Е.Б. Любов, Е.В. Борисоник, С.А. Чубина (Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В. П. Сербского Минздрава РФ) //2016

Готовится к печати

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.