Христово Воскресение, языческий праздник Весны и коммунистическая маёвка – что празднуем?
Гор Чахал, художник
Перед тем, как высказать свое мнение о новом убранстве города, хочу отметить, что перед мэрией сейчас стоит достаточно неординарная задача. Как совместить празднование Христова Воскресения, языческий праздник Весны и коммунистическую маёвку? Три несовместимых религиозных праздника в одном. Такая шизофреничность задачи рождает и соответствующие сюрреалистические образы, типа яиц с заячьими ушами или пасхального кулича в обрамлении цветов, прорастающих из мужских полуботинок и динамического арт-объекта «Вертолет И. И. Сикорского». То есть во многом, надо признать, проблемы оформления объективны. Когда город определится, что он празднует, оформить праздник будет легче.
Я, конечно, не видел всей палитры художественной фантазии оформителей, но из того, что удалось осмотреть (Театральную площадь, Камергерский и Столешников переулки, Пушкинскую площадь и Тверской бульвар), могу сказать, что ужас в комментариях на ФБ сильно преувеличен. В смысле, ну ужас. Но не ужас-ужас же? Основная претензия к организаторам фестиваля – отсутствие всякой меры. Перебор. Понимаю, что это традиционный старомосковский размах, но надо всё же цивилизовываться как-то.
Хорошо, например, смотрятся макеты византийских храмов перед мэрией. Но зачем обставлять ими по периметру памятник Юрию Долгорукому, как забором? Почему не расположить на площади три-четыре храма, а остальные перенести в другие места. Твербуль на праздник традиционно становится непроходимым из-за полосы художественных препятствий.
Экспозиционерам, в общем, есть над чем поработать. Хорошо бы они поняли: помочь людям встретить праздник не значит заставить их его встречать. Удручает обилие китча. Бесконечные арки и картинные рамки с искусственными цветами для селфи не вызвали у меня ассоциаций с ритуальными услугами, как у большинства друзей в фейсбуке. Скорее, напомнили убранство дешевых кавказских забегаловок 90-х. Я бы посоветовал постепенно избавляться от этого.
Понравились расписанные наивными художниками пасхальные яйца на Театральной. К счастью, их было немного. Скульптуры библейских персонажей вполне в духе народных европейских праздников, которые я очень люблю. Современно смотрелись интерактивные стенды с орнаментами в стилистике граффити, «Лотос» на Пушкинской, освобожденный от цветочных гирлянд… Но больше всего понравилась оригинальная идея топиарного пасхального яйца в торце Камергерского переулка. По-моему, прекрасная альтернатива рождественской ели, лиственное дерево, постриженное яйцеобразно. Яркий пасхальный образ. Яйцо и древо Жизни. Хорошо бы развить эту идею в дальнейшем. Я бы, например, ею и ограничился.
Лучше разнообразить жизнь спальных районов
Максим Атаянц, архитектор
Такого рода активность по созданию подобных вещей в городской среде появилась тогда, когда современная архитектура продемонстрировала некоторую свою несостоятельность, когда возникли унылые, страшные районы, где человеку очень неуютно жить. И вот тот возникший вакуум качества среды стали заполнять различными малыми формами, тем, что можно назвать стрит-артом или урбанистическим дизайном.
Очень быстро, особенно в наших условиях, всё свелось к тому, что люди, занимающиеся этим, стали пытаться паразитировать на уже сложившихся высококачественных городских ландшафтах, которые такого вмешательства совершенно не требуют. Если бы подобную зеленую даму, вылезающую из-под земли на Пушкинской, поставили где-нибудь в спальном районе города, это ни у кого бы не вызвало нареканий, потому что там что ни сделаешь, всё будет в радость.
Но почему-то подобное делают в исторических местах, заимствуя легитимность и художественное качество окружения. Вместо того, чтобы разнообразить жизнь безликих районов, выбираются места, которые заведомо уже и так хороши, знамениты, известны, и там устанавливается нечто, что паразитирует на историческом ландшафте, стремится засветиться отраженным светом.
Странными мне кажутся и пальмы перед Большим театром, чье появление оправдывают пасхальной тематикой, праздником Входа Господня в Иерусалим. Но это никак не может быть на большой исторической сложившейся площади. Да, сейчас стало возможным приходить с пальмовыми ветвями в храм, раздавать их детям, так делает несколько лет и наша семья. Это красиво, исторически достоверно… Но когда пальмы неожиданно вырастают перед Большим театром – смотрится странно.
Так же странно, как и стеклянные полукружия на Тверской, на месте снесенной «Пирамиды», которым москвичи уже дали остроумные прозвища.
Так что я к подобным попыткам украсить город отношусь с осторожным скепсисом. Однозначно позитивного ощущения по этому поводу у меня не возникает, но и резкого негатива, что всё немедленно снести – тоже нет. Повторяю, что лучше было выбрать для этого такие места, которые принесли бы меньше славы для устроителей, но зато исправили бы катастрофическую унылую ситуацию, которая есть во многих местах массовой застройки в Москве.
Успокаивает, что это явление имеет временный характер, что всё уберут и ничего серьезно испорчено не будет. В то же время тогда надо подумать, так ли оправданны большие вложения средств и энергии, людских усилий…
Дизайнерам надо бы прислушиваться к городу
Ирина Языкова, кандидат искусствоведения
Сама идея украшения города – не плоха, и те же зеленые фигуры – не местное изобретение: в европейских городах можно встретить подобные зеленые «сооружения». В Париже, например, но там – это делается в парках, на зеленой лужайке, среди деревьев, а не посреди каменного города.
Вопрос в том – как это сделано в Москве. А сделано всё с эстетической точки зрения, мягко говоря, не очень. Особенно странно, что сносили палатки, как уродующие город, и вместо них поставили то, что уродует город еще больше. Хорошо, что временно.
Безвкусно выглядят и многочисленные огромные пасхальные яйца, а некоторые еще и с ушами, и огромные куличи (кстати, утверждают, что в некоторых из них сделаны туалеты!). Меня удручает именно безвкусица, то, что все эти «украшения» появляются совершенно без учета той среды, в которую помещаются.
Дизайнерам надо бы прислушиваться к городу, понимать, что уместно именно в нем, именно на конкретных улицах. Окружающее пространство само диктует, что ему нужно, надо только уметь слышать и видеть это. А для этого необходимо иметь вкус, мастерство и, конечно, хотя бы любить Москву.
Временные вещи претензий не вызывают…
Иван Лубенников, Народный художник России
Я спокойно отношусь к подобным зеленым скульптурам. Почему бы и нет, поскольку это временная вещь, она особых претензий не вызывает. Кто-то захотел сделать именно так – не вижу в этом ничего ужасного.
Мне кажется, что нужно было бы тщательнее подбирать место, продумывать его, может быть – сделать фигуру чуть меньше, что рука не очень соответствует заданному масштабу. Но всё это – нюансы. Повторяю, всё, что временно – не страшно. Я вообще против временных вещей ничего не имею. Главное, чтобы постоянные архитектурные памятники не разрушали.
Те, кто возмущается появлением подобных вещей, рассматривают подобное как вторжение в их индивидуальную жизнь, потому что это их город. Но на самом деле это не есть вторжение в индивидуальную жизнь, поскольку акция разовая. Потом всё будет разобрано и город приобретет свой привычный вид.
От необразованности – безобразие
Юрий Аввакумов, архитектор, дизайнер
У необразованного (корень – образ) заказчика (власть это или общество) никакой художник ничего хорошего не создаст по определению, и любое благое дело легко превратится в безобразное (корень тот же). Образованных художников и ремесленников тоже всё меньше – больше ловких исполнителей.