4 сентября исполнилось 70 лет со дня расстрела фашистами священномученика, епископа Чешского и Моравско-Силезского Горазда (в миру Матей Павлик). Ключевая фигура в деле возвращения в Чехословакию веры и традиции, заложенных Кириллом и Мефодием, Владыка жизнью и смертью показал полную преданность Христу, как истинный пастырь положив живот свой за овец.
Матей Павлик родился в 1879 году в Моравии, в поселке Груба Врбка в католической семье. В этом районе исторически были сильны и протестантские традиции. Учился в католической школе, затем на богословском факультете Оломоуцкого университета, во время учебы самостоятельно изучил церковно-славянский язык, а в1900 году посетил Киев, чтобы познакомиться с православным богослужением. В 1902 году закончил учебу и был рукоположен в священники и направлен служить в небольшой городок Карловицы.
С 1906 по 1920 год о. Матей Павлик окормляет психиатрическую больницу в Кромержиже, сам изучая психологию и психиатрию. Также он участвует в кружке реформаторски настроенного католического духовенства, выступающего за богослужение на чешском языке, допущение женатого священства, провозглашение свободы вероисповедания. Во время первой мировой войны он издает журнал «Право народа», где пишет статьи на эти темы.
Надо сказать, что в это время среди чехов и словаков были сильны панславистские настроения, в среде католического духовенства и культурной интеллигенции ведутся многочисленные дискуссии о возрождении кирилло-мефодиевской традиции. Ведь именно в чешских землях проповедовали Евангелие святые Кирилл и Мефодий, приехавшие по приглашению Великоморавского князя Ростислава, и чехи всегда почитали их как своих небесных покровителей.
Святой Горазд, в честь которого Матей Павлик взял себе имя при пострижении в монахи, был одним из учеников просветителей славян.
Но уже при жизни св. Горазда первого возобладала латинская традиция, и возможность славянской литургии была надолго утрачена. Многие государи просили Папу о разрешении в этих землях богослужений по-славянски, объясняя это большой пользой для народа.
Самому влиятельному из чешских правителей императору Священной Римской империи Карлу IV Папа даже пошел навстречу – разрешил славянское богослужение, но не везде, а только в одном монастыре. О возвращении к вере отцов мечтал и Ян Гус, гуситы просили о принятии их в лоно Православной церкви, чему помешало лишь взятие Константинополя турками.
Надежды на изменение религиозной ситуации особенно оживают после Первой мировой войны. В это время о. Матей заболел болезнью глаз, он почти лишился зрения, поэтому некоторое время оставался в стороне от происходящих событий. Чехословакия обретает долгожданную независимость, католичество особенно остро воспринимается чехами и словаками как религия австрийских завоевателей.
Священники реформаторского крыла посылают Папе Римскому проект предлагаемых ими изменений, после отвержения которого полмиллиона католиков выходит из римо-католической церкви и создает церковь национальную. Будущий Владыка служит на площади в Кромержижи первую чешскую литургию, его радикальные взгляды приводят к его отлучению от католической церкви.
После долгих размышлений отец Матей как один из лидеров движения официально заявляет, что ищет единения с православием, что находит его «наиболее плодоносной формой христианства, как по религиозным, так и по национальным соображениям». 25 сентября 1921 года Святейший Патриарх Сербский Димитрий в присутствии митрополита Антония (Храповицкого) и всех епископов Сербской церкви рукоположил Матея Павлика во епископа.
К сожалению, довольно скоро в новой Церкви Чехословацкой возобладало либеральное крыло. Их программным документом стал «Чехословацкий катехизис», в котором христианство понималось как этическая система, без признания Христа Богом и веры в Троицу. После двух лет борьбы за чистоту веры Владыка полностью расходится с либеральным большинством и остается главой малой Чешской Церкви Православной – чехословацкой епархии Сербского патриархата.
Уже в 1924 году Владыка посылает первую группу молодых людей в Сербию для получения богословского образования. Сам предстоятель неустанно трудится на благо церкви, переводит на чешский язык богослужебные тексты, ездит по приходам, часто живя в каждом по несколько месяцев, помогает в строительстве храмов, учит пению и окормляет паству.
Сборник молитв и песнопений, составленный им, так называемый Гораздов сборник, до сих пор является наиболее употребляемой в православной церкви Чешских земель и Словакии богослужебной книгой.
В период, когда у православных чехов в Праге не было своего храма, митрополит Сергий (Королев) разрешал епископу Горазду совершать богослужения на чешском языке в русском православном храме на Ольшанском кладбище.
Интересно, что долгие годы русские православные служили на главной Староместской площади Праги, в храме св. Микулаша, который был арендован царским правительством на сто лет. После Первой мировой войны православные службы проходили там лишь изредка. Но Владыке Горазду там служить не разрешили.
В 1935 году начали совершаться православные богослужения в соборе свв. Кирилла и Мефодия на Рессловой улице в Праге (бывший католический храм св. Карла Боромейского). Именно с этим храмом – епископской кафедрой Владыки Горазда – связана одна из наиболее славных и трагических страниц сопротивления чехов гитлеровскому режиму, и именно это повлекло мученичество епископа и его соратников.
В 1938 году Чехословакия становится жертвой так называемого Мюнхенского сговора, треть ее территории оккупируется Германией, а 15 марта 1939 года фашисты подчиняют себе всю страну. В сентябре 1941 года протектором Богемии и Моравии становится правая рука Гитлера, один из инициаторов и архитекторов «окончательного решения еврейского вопроса» обергруппенфюрер СС Рейнхард Гейдрих. За жестокость он вскоре был прозван «пражским мясником».
По заданию чехословацкого правительства в изгнании на территорию протектората были заброшены десантники для организации убийства Гейдриха. Целью так называемой «Операции Антропоид» была в том числе моральная поддержка чехословацкого сопротивления, жестоко подавляемого протектором.
27 мая Йозеф Габчик и Ян Кубиш, за спиной которых стояла широкая сеть подпольщиков, совершили покушение на Гейдриха, в результате которого 4 июня он умер в больнице. Габчику и Кубишу удалось скрыться, в конце концов они и еще пятеро соратников-парашютистов оказались в крипте православного храма Кирилла и Мефодия. Убежище им предложил староста Ян Сонневенд с разрешения отца Владимира Петржека.
Тем временем фашисты, потрясенные покушением и смертью Гейдриха, начинают ответный террор. Полностью стираются с лица земли две деревни, все мужское население от 16 лет расстреляно, женщины отправлены в концлагерь, дети – в немецкие семьи на работы.
Постоянно звучат по радио призывы выдать диверсантов во избежание новых жертв. В конце концов один из участников десанта не выдерживает давления и раскрывает оккупантам местонахождение товарищей.
Во время, когда принимается решение об укрытии исполнителей покушения, епископ Горазд находится в Берлине, что является для него безусловным алиби. Когда Владыка приезжает в Прагу и узнает о ситуации, он настоятельно просит подыскать патриотам другое убежище, не желая рисковать жизнью своих прихожан.
И рано утром 18 июня к воротам храма направилась повозка могильщика, который готовился под видом мертвых перевезти парашютистов на кладбище. Только когда она подъехала к собору, он был уже окружен. Против семи смельчаков было отправлено более семисот вооруженных военных, бой продолжался семь часов, пока не погиб последний из защитников крипты.
Для немцев это было поражением, поскольку их целью было взять диверсантов живыми, чтобы под пытками выудить из них как можно больше информации об участниках и деятельности подполья.
На следующий день после побоища Владыка Горазд пишет письмо в Гестапо, в котором берет всю ответственность за укрытие парашютистов на себя, надеясь таким образом спасти свою паству. 25 июня он был арестован, месяцами подвергался жестоким ночным допросам и унижениям. 4 сентября расстрелян вместе с протоиереем Вацлавом Циклом и старостой Яном Соневендом. Тела их были сожжены.
На следующий день был казнен доктор богословия отец Владимир Петржек. Деятельность православной церкви на территории протектората была запрещена, все православное духовенство было депортировано в Германию на принудительные работы. Так закончилась славная миссия Владыки Горазда в Чехословакии, продолжавшаяся столько же лет, сколько служение Кирилла и Мефодия в Великой Мораве.
После коммунистического переворота 1948 года все лица, участвовавшие в движении сопротивления, поддерживаемом из Лондона, были под подозрением, многие подверглись заключению и другим репрессиям. История покушения на Гейдриха – одна из самых ярких страниц сопротивления – замалчивалась, крипта храма была почти всегда закрыта.
Вклад церкви в борьбу с фашизмом тоже по понятным причинам не был популярной темой для обсуждения, хотя в сопротивлении, в том числе и в подготовке «Операции Антропоид», участвовало множество верующих, как православных, так и чешских братьев и католиков, свидетельствовавших, что именно вера во Христа побуждала их бороться с человеконенавистническим режимом.
Сербская церковь прославила епископа Горазда в лике новомучеников в 1961 году. В 1987 году, во многом благодаря усилиям настоятеля пражского собора свв. Кирилла и Мефодия о. Ярослава Шуварского, Владыка Горазд был причислен к лику святых православной церковью чешских земель и Словакии.
На родине Владыки в Грубой Врбке действует маленький монастырь Св. Горазда с экспозицией его о жизни. В 1995 году трудами четы Шуварских в крипте храма был создан музей, посвященный событиям 1942 года, который каждый год посещают тысячи людей, в том числе школьников и студентов. Жертва маленькой Чехословацкой православной церкви не забыта.
Память о героях Гейдрихиады живет, в ознаменование ее семидесятой годовщины летом 2012 года организация «Память народа» провела выставку на Карловой площади Праги, которая пользовалась огромным успехом. Экспозиция была развернута в уменьшенной модели концлагеря Матхаузен, где содержалось и было расстреляно 252 человека, связанных с подготовкой покушения. Самой младшей из расстрелянных было 14 лет.
Читайте также:
Митрополит Христофор: Архиерей должен смиряться и любить
Сербские патриархи – от Средневековья в XX век