Зураб Чавчавадзе: Нынешние и будущие поколения должны хорошо помнить, что творил Ленин
— Зураб Михайлович, хорошо ли это стремление людей — избавить свои города от присутствия памятников Ленину, а, следовательно, и памяти об одном из самых страшных тиранов? Ведь, по-моему, стремление это можно только приветствовать — чище воздух делается?
— Стремление избавиться от памятников Ленину следует, конечно же, поощрять. Но начинать надо с выяснения процентного соотношения числа сторонников и противников этой идеи. И не во всем государстве, а в каждом отдельном регионе. Боюсь, что во многих областях противников окажется ощутимо больше. В этом случае форсированный снос приведет к обратному результату, и воздух не станет чище, потому что, по причине неизбежного обострения гражданского противостояния, общественная атмосфера засорится руганью, стычками и прочими перепалками. Все это очень плохой фон для воздействия на общественное сознание в желаемом направлении.
А вот «лишать людей памяти об одном из самых страшных тиранов» нельзя ни в коем случае! Нынешние и будущие поколения должны хорошо помнить, что творил этот тиран, когда ликовал при русских неудачах в войне с Японией, когда ехал из эмиграции в Россию с подрывными целями на деньги врага, чтобы посодействовать его победе, когда требовал расстрелять как можно больше священнослужителей и т. д. и т. п.
В тех регионах, где сторонников сноса окажется абсолютное большинство (70-80 %), следовало бы аккуратно демонтировать памятники и вновь монтировать их на специально выделенных территориях в своеобразных «музеях под открытым небом», куда фрустрированные 20-30% могли бы приезжать любоваться своими кумирами. Всё действо, естественно, должно было бы сопровождаться мощными пиар-кампаниями, рекламирующими этот опыт на всю страну.
Но там, где расклад окажется противоположным, никакого насильственного сноса предпринимать нельзя. Сегодня как никогда внутренняя ситуация в стране требует максимальной консолидации общества.
— «Контекст», в котором все это происходит на Украине, — ненависть к России и русским. Почему, снося памятники палачу, обязательно считают, что избавляются от проклятого русского прошлого?
— А вот справедливо сформулированный второй вопрос свидетельствует о серьезном помутнении сознания, в которое погрузилось нынешнее националистическое украинское общество. Дело в том, что если бы не было того самого «проклятого русского прошлого», то современная Украина состояла бы из крохотных «западэнских» земель, которые усердно раздирались бы венграми, поляками, румынами и прочими охотниками до чужих приграничных территорий.
Другой признак шизофренизации общественного сознания на Украине состоит в том, что, круша памятники Ильичу как якобы русскому человеку, украинские русофобы даже не догадываются о том, что по градусу врожденной русофобии они просто слепые щенята по сравнению с ненавистным им «вождем мирового пролетариата»!
— Не дает ли сама Россия повод для русофобии, позволяя отождествлять себя и свой народ именно с «Ильичом», то есть, заступаясь за памятники Ленину, возмущаясь их сносом? Не пора ли лишить наших «партнеров» этого аргумента, этой связи — «русский = «Ильич» = нехороший»? Почему мы не хотим/не можем очистить собственные города от подобных памятников и других следов большевизма — мы же таким образом не только чистоту наведем и историческую справедливость восстановим, но и лишим оппонентов одного из главных орудий русофобской пропаганды?
— Современная официальная Россия вовсе не «отождествляет себя и свой народ с Ильичом». Достаточно вспомнить слова, обращенные Президентом В. В. Путиным парижской диаспоре первой волны на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, в которых дана нелицеприятная оценка революционной власти большевиков. Вместе с тем, Россия справедливо называет крушителей памятников Ленину на Украине вандалами, потому что способ, который используется ими при сносе монументов, определенно отдает душком вандализма.
Я неоднократно предлагал нашим общественникам, тщетно ратующим за изменение революционных топографических наименований и за снос монументов, испробовать другой способ борьбы за восстановление исторической справедливости. А именно – устанавливать в непосредственной близости от памятника или рядом с табличкой с названием улицы, поселка, города объективную информацию о том или ином историческом персонаже или событии. Это позволило бы, во-первых, нейтрализовать вредное идеологическое воздействие на современных людей, а, во-вторых, наверняка бы подвигло будущие поколения принять решение не о вандалистском, а о вполне цивилизованном устранении «следов большевизма» из нашей жизни.
Беседовал Петр Давыдов