Наместник Киевского Троицкого Ионинского монастыря ответил на вопросы о празднике Преображения и Успенском посте для радио «Эра-FM». «Православие в Украине» предлагает текстовую версию.
Итак, 10 архипастырских советов-замечаний на оставшиеся 10 дней Успенского поста.
1. Правильно расставляйте приоритеты. Если Христос — во главе угла, то и пост — в радость
Лето – время отдыха и некой духовной расслабленности, когда человек настраивает себя на праздность, отдыхает от своих трудов. Очень часто ему бывает трудно сосредоточиться на том, чтобы воздерживаться, поститься. Возникают в этом отношении нарекания и в адрес Успенского поста.
Но хотелось бы отметить, что мера восприятия и исполнения постов зависит от системы приоритетов каждого человека.
Если во главе своих приоритетов человек ставит Христа, Православную Церковь, а потом уже все остальное – семью, родину, работу и так далее, то посты для него не являются чем-то экстраординарным, временем скорби и печального воздержания от тех или иных видов продуктов. Они являются, в первую очередь, периодом, когда он сможет попытаться еще ближе стать ко Христу. Сможет ради Бога претерпеть какие-то лишения, пусть достаточно условные, ведь в наше время существует огромное изобилие постных продуктов, и поститься для любого человека — совершенно незатруднительно даже таким строгим постом, каким является Успенский.
Но если человек живет несколько иными приоритетами, если они смещены, если для него более важное место занимает отдых, развлечения, комфорт, тогда, конечно, пост становится весьма сложным и превращается уже в какую-то трудновыполнимую диету.
2. Понимайте правильно церковнославянские выражения. «Постимся постом приятным» — не нам приятным, а тем, который Господь принимает
Церковь призывает: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви». В данном случае слово «приятным» понимается не как что-то приятное нам, а как то, что Господь принимает.
Господь принимает тот пост, который совершается с радостью, в чистоте сердца, с желанием поститься, а не с напряжением, ропотом и измышлениями, как это часто бывает среди некоторых «продвинутых» православных.
3. Не ищите оправданий нарушению поста и не облекайте их в цитаты святых отцов
К сожалению, благодаря доступности информации в интернете сейчас можно найти любую цитату из историков Церкви или святых отцов, которой можно постараться оправдать тот или иной грех. И цитата, вырванная из контекста всей православной жизни, может оправдать практически любую немощь человеческую.
Но мы знаем слова Псалтири, которые звучат по-славянски: «…Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех». «Непщевание» – это изыскиваение оправданий. И мы молимся вместе со святым пророком Давидом, чтобы Господь не уклонил наше сердце в лукавые словеса изыскивать оправдания в наших грехах, в том числе, и в нарушении Успенского или иных постов.
4. Если отступили от поста, принесите покаяние и снова попробуйте держать его так, как положено православным христианам
А если случилось какое-то отступление, то в данном случае нужно не оправдывать себя, не успокаивать, а с сокрушением сердца сказать: «Господи, прости нас, мы были несдержанны. Господи, помилуй! Господи, дай нам остаток поста провести так, как положено православным христианам».
Чтобы действительно встретить с радостью Богородичную Пасху – преставление ко Господу Его Пречистой Матери — Девы Марии.
5. Не путайте: древо грехопадения к яблоку не имеет абсолютно никакого отношения
У многих людей такой фрукт, как яблоко, ассоциируется, в первую очередь, с грехопадением Адама и Евы в Раю, а во вторую, – с освящением на праздник Преображения.
Но начнем с того, что в православной традиции плодом грехопадения является вовсе не яблоко, а смоква. Естественно, в Библии нет упоминания о том, каким именно было дерево. Но православные отцы, в частности те, что составили синаксарь (поучения к тем или иным наиболее значимым службам Великого поста), считают, что именно смоковница (инжир) и была тем деревом, из-за которого все и произошло.
Они разъясняют, почему именно смоковница и ее плоды являются символом греха.
Каждый из нас ел инжир и знает, что пока его ешь, весьма приятно и вкусно. Но после, особенно, если съесть много, возникает жжение в ротовой полости.
Святые отцы толкуют, что грех подобен инжиру, то есть, смокве. Пока человек вкушает его, он кажется сладким и приятным, но после совершения греха вся горечь выступает наружу. Человек чувствует угрызения совести и, естественно, уже скорбит о совершенном.
Поэтому святые отцы и считают, что древом грехопадения была именно смоковница.
Они дальше развивают свою мысль и считают, что смоковница, которую проклял Христос и которая засохла по слову Господа, напрямую связана с древом грехопадения.
Собственно, грехопадение к тем плодам, которые человек вкушает, отношения не имеет. Потому что грехопадение – это изъявление свободной воли человека. Адам с Евой сознательно выбрали преступление Божией заповеди. Плоды же, которые мы вкушаем, даны Господом человеку для радости, для пропитания.
6. Помните: плоды для освящения в храм приносят в знак благодарности Богу, а не для того, чтобы они там приобрели какие-то особенные свойства
Господь мог бы создать те или иные плоды, пригодные в пищу, невзрачными или невкусными, но питательными и полезными для человеческого организма. Однако, любя человека, Он сделал их привлекательными для нас, сделал так, что мы при вкушении, благодаря нашим вкусовым рецепторам, тоже данным от Господа, чувствуем приятные ощущения, нам радостно вкушать то, что Господь создал для нас.
И вот на праздник Преображения мы приносим в храм начатки урожая для того, чтобы с благодарностью сказать Богу: «Господи, Ты сотворил все необходимое для нас, для нашего проживания на этой земле. Причем, сотворил все «добро и красно», как говорится по-церковнославянски, то есть, очень хорошо, красиво и, конечно, вкусно. Мы приносим эти плоды в благодарность за то, что Ты дал возможность эти плоды вырастить, собрать и вкусить».
Собственно, в этом и заключается смысл освящения плодов – благодарение Господа за новый урожай, за новые плоды. А не в том, что плоды каким-то образом освящаются или во время освящения приобретают какие-то особенные свойства. Нет, они такими же плодами и остаются.
7. Не ждите, пока яблоки испортятся. Приносить плоды для освящения в храм можно в любое время, по мере их созревания
Плоды можно приносить в храм для благословения в любое время. Если яблоки скороспелые, то нельзя же ждать до Преображения, ведь за это время они испортятся. Нет, если Господь через мудрых селекционеров устроил так, что яблоки зреют значительно раньше, чем в те времена, когда было установлено освящать плоды в тот или иной день, то их тоже можно принести в храм для благословения. Для того, чтобы показать Господу и сказать: «Господи, благодарю тебя за этот урожай!»
8. Не профанируйте Православие «яблочными» и «медовыми» Спасами. Нельзя праздники, непосредственно связанные с нашим спасением, называть упрощенными названиями
Православие – это религия очень четких формулировок. В древности, например, буквально за одну букву в слове «омоусиос» или «омиусиос», то есть, единосущный или подобосущный, велись целые словесные баталии, собирались Вселенские соборы. Мудрейшие люди добивались истины и не успокаивались, пока не устанавливали эту истину.
Поэтому, мне кажется, в Православии нужно придерживаться тех формулировок, которые Церковь устами святых отцов донесла до нас. И праздник Преображения нужно называть праздником Преображения. Праздник Изнесения Честных Древ Господа нашего Иисуса Христа нужно называть именно так, а никак не первым Спасом, и прочее.
Все-таки нельзя профанировать Православие. Нельзя в угоду каким-то псевдоблагочестивым народным традициям опускать Православие до какого-то бытового уровня, именуя праздники, которые непосредственно связаны с нашим спасением, упрощенными названиями.
9. Всегда помните, чем праздник Преображения так важен для нас
В этот день Господь не изменился, Он не стал другим перед апостолами, которые при виде неизреченного света от изумления упали на землю, закрыв лица руками. Господь показал только часть своего Божества, буквально часть своего божественного сияния, и они это сияние видели.
Собственно, этот нетварный свет, который святые отцы называют Фаворским светом (людям он был показан именно на святой горе Фавор), может узреть каждый человек, который искренне хочет жить во Христе, и это желание сопрягает с определенными действиями. Если он хочет ради Господа делать добрые дела и жить так, как заповедано в Евангелии, так, чтобы уподобиться Христу.
Мы знаем, что апостол говорит: «Подобны мне бывайте, как я Христу» (I Кор. 4:16). Слова дерзновенные, но раз апостол такое пишет, то, действительно, для нас всех это возможно. И если мы возлюбим Бога всем сердцем, то или в этой, земной жизни — если будем как-то особо усердно подвизаться, или в будущей увидим ту славу Фаворского света, которую видели апостолы.
Еще раз подчеркну: Христос не изменился на Фаворе, Он не стал другим. Мы знаем, что Христос в воплощении стал таким же, как мы, человеком, ведь Он был и истинным Богом, и истинным человеком, со всем человеческим, кроме греха. Окружающие не видели за Его человеческой оболочкой ту славу Божества, которую Он носил в себе, но в Преображении Господь частично, немножечко показал ученикам сияние своей Божественной славы.
10. Придите ко Христу в день Его Преображения и соединитесь с Ним, причастившись Его Тела и Крови
Прийти ко Христу невозможно без исполнения Его заповедей. И одна из важнейших заповедей — о причащении Его Тела и Крови. «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» (Иоан.6:53,54). Без исполнения этих слов Спасителя невозможно прийти к Нему.
Сейчас пост – и все — и воздержание в пище, и богослужения Православной Церкви — все способствует тому, чтобы подготовиться и приступить в день Преображения к таинству Причастия. Этот праздник один из наиболее христоцентричных в Православной Церкви.
В этот день обязательно нужно постараться соединиться с Преобразившимся и Воскресшим Христом, причастившись Его Тела и Крови.
Беседу вел протодиакон Николай Лысенко