11-летняя девочка поступила в университет. Это был правительственный эксперимент
Обычное детство
Микаэла Ирэн Димаано Фудолиг родилась в 1991 году в Кесон-Сити, большом городе. Какое-то время там был правительственный центр, пока столицу не перенесли в Манилу.
Родители девочки, Лин и Тони, говорят, что не пользовались никакой особенной программой для ее развития и воспитания. Разве что не давали готовых смесей для младенцев. Чтобы развлечь, малышке просто предлагали все, что у них было интересного дома, не исключая книг. Обнаружив интерес к книгам, родители начали читать, а потом и считать с ребенком.
— Микаэла умела читать и писать на английском и филиппинском в 3 года! — вспоминает Лин Димаано Фудолиг, мама Микаэлы.
Родители ревностно следили за тем, чтобы у дочери было вдоволь друзей, игр и нормальных детских забав. Беспокойство родителей оказалось напрасным: Микки росла общительной и обаятельной, дети тянулись к ней. Она могла поговорить о чем угодно и, казалось, интересовалась вообще всем на свете.
Тайная программа
В отличие от большинства одаренных детей, Микаэле не досталось мировой славы, ток-шоу, фильмов и интервью в прайм-тайм: таково было одно из условий ее грядущего обучения, которое устраивало ее семью. Ребенка защищали от прессы и не публиковали о ней никаких материалов, пока она не повзрослеет, чтобы не смущать и не отвлекать ее.
Довольно быстро стало очевидно, что девочка выросла вундеркиндом и школьная программа, даже в хорошей школе, которых она сменила несколько, скучна для нее.
В поисках достойного образования для не по возрасту умной дочери Энтони Фудолиг наткнулся на новость об экспериментальной правительственной программе, благодаря которой дети школьного возраста могут год проучиться в университете, не имея аттестата о среднем образовании.
Микаэлу отобрали из числа 218 претендентов, проверив уровень ее знаний на собеседовании, без выпускных и вступительных экзаменов.
Родители гордились, а сокурсники посмеивались
Так в 11 лет девочка попала в Филиппинский университет Дилимана и стала студенткой первого курса. Программа должна была проверить, насколько хорошо социально адаптируются дети младшего подросткового возраста в студенческой среде, учась на общих основаниях.
Это был непростой опыт: родители гордились, преподаватели присматривались, однокашники старше нее лет на 5–7 посмеивались над «кукольными туфельками» и страстными, подробными ответами, и порой даже позволяли себе резкие высказывания.
— Одно дело — одноклассники старше года на два-три, другое дело — настолько взрослые студенты, — вспоминала позже девушка.
К тому же темп обучения оказался непривычно высоким по сравнению со школой. Сдав свой первый экзамен на 72 балла из 100, Микаэла поначалу расстроилась, но потом обратилась за помощью к педагогам, кураторам программы, и уже через полгода сдала все на высший балл.
— Многие думают, что ребенок, даже если он наделен умственными способностями, эмоционально не готов к поступлению в колледж; я рада, что доказала обратное, — говорила уже взрослая Микаэла Фудолиг в интервью.
При этом Микки не теряла связь со старыми школьными товарищами, помогала им готовиться к экзаменам, и даже посетила выпускной бал.
«Прошу оставить меня в университете»
Спустя год обучения в вузе юная Фудолиг написала тогдашнему министру образования Эдильберто де Жезусу и канцлеру (ныне президенту) Эмерлинде Роман письма с просьбой зачислить ее в университет на постоянной основе и позволить окончить его.
Изначально программа-эксперимент предполагала год обучения в вузе, но ей разрешили остаться студенткой, а куратор, доктор наук Летисия Пенано Хо, тогдашний декан педагогического колледжа и президент Филиппинской ассоциации одаренных детей, изучила ее случай и разработала для нее программу, которая позволила бы совмещать все интересующие ее дисциплины. Наставница нарочно предложила довольно большую нагрузку, вызвав азарт в подростке.
— Исключительные дети имеют тенденцию отступать, если им не бросают вызов, – делилась позже наблюдениями Летисия Хо.
Сначала Микаэла делала упор на физику и математику, потом к ним добавились и другие предметы. В итоге она прошла 31 курс в университете Дилимана, параллельно посещая христианскую молодежную организацию, изучая японский язык и посещая два курса по музыке. Девушка с детства обожала музыку как явление на стыке физики, искусства и психотерапии, как нечто, влияющее и на тело, и на разум, и на чувства человека.
Все науки мира
В 16 лет Микаэла Фудолиг выпустилась из университета с отличием и наивысшим на своем потоке баллом, получив диплом бакалавра физических наук и медаль от декана за выдающиеся достижения.
— Вместо того, чтобы идти по проторенной дороге, выпускники должны прокладывать новые; находите же новые пути к своим мечтам, — сказала она в своей выпускной речи.
В 2010 году она получила американскую стипендию Фулбрайта для повышения квалификации по экономике в Калифорнийском университете в Ирвайне под руководством профессора Дональда Саари, где провела несколько лет. В 2013 году труды по физике привели ее к желанной степени магистра. В 2015 году Микаэла стала доктором наук в области физики. Девушка охотно давала интервью, рассказывая о своих новых разработках. Сегодня она активно ведет соцсети, где можно наблюдать за ее жизнью и научными проектами.
Микаэла написала более 30 методических пособий в различных областях. Регулярно в исследованиях были задействованы студенты, которых она учила: Микаэла изучала их биоритмы, длительность сна и уровень стресса, снимала показания с приложений смартфонов, следила за всем, вплоть до реакции на комментарии и ролики в интернете. Она провела и немало социальной работы в родном вузе, курируя лаборантов и работая секретарем кафедры, создавая рабочие группы по проектам и отбирая новые кадры. Люди по-прежнему тянулись к ней.
— Моя работа охватывает широкий спектр тем — мобильная связь, миграция, твиты, книги, музыка и благополучие, — но я вижу, что они связаны одной темой: понимание человеческого поведения посредством использования данных. Хотя мое академическое образование связано с физикой, мои исследования связаны с вычислительными социальными науками, и я очень рада продолжить работу в этой новой области, — говорит про себя Микаэла.
Сегодня Микаэла Фудолиг работает доцентом на кафедре физики в университете Вермонта, США. До этого несколько лет она трудилась в качестве постдокторанта в Азиатско-Тихоокеанском центре теоретической физики в южнокорейском городе Пхохане. Девушка часто возвращается в родную страну (она не меняла гражданство), читая лекции и проводя воркшопы.
Музыка, механика, программирование, физика, математика, японский язык, социология, сбор данных и статистики, экономика, вычислительные машины и жизненный опыт — это лишь неполный список тем ее научных работ, который с годами становится только длиннее.