Если путь прорубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал, что почем,
Значит, нужные книги ты в детстве читал.
Если мяса с ножа ты не ел ни куска,
Если руки сложа, наблюдал свысока,
И в борьбу не вступил с подлецом, палачом,
Значит, в жизни ты был ни при чем, ни при чем.
В. Высоцкий
Беседа с Федором Тишковым, руководителем военно-патриотического клуба «Стратилат». Мы попросили его «раскрыть» перед нами образ русского богатыря.
Всяк на своем рубеже
Все в детстве ходили в Исторический музей, где выставлены латы, мечи, копья. Тогда все это казалось далеким. Но если с подобным оружием походить, подвигаться, то это совершенно другие впечатления. Сразу начинаешь понимать, насколько тяжело было в таких условиях биться. И потом уже, смотря исторический фильм, представляешь, скажем, как нелегко было выдержать атаку.
Мне кажется, изучая те предметы, которыми пользовались предки, ребята начинают больше уважать свою страну. Мы рассказываем о воинских подвигах, ратных традициях как старины, так и современности, поскольку те же афганская и чеченская войны пронизаны подвигами наших ребят. Об этом стоит говорить, и это ребятам интересно. По большому счету, мы не ставим цели, чтобы все наши ребята прошли через армию. Подготовка к службе – не самая главная наша задача. Можно быть воином, не только служа в армии. Можно быть и компьютерщиком, и ученым, сидеть в кабинете, но при этом оставаться русским воином.
Богатырь – это в первую очередь защитник своей страны. А Родину можно защищать в разных направлениях. У Константина Кинчева есть песня «Инок, воин и шут»: «Всяк на своем рубеже». Каждый защищает Россию: один в духовной брани, другой в брани физической, третий помогает им всем. На каждом направлении надо оставаться богатырем, защитником России. И помимо сплочения коллектива наша основная цель – чтобы ребята заботились о будущем нашей страны.
Испытание неподвижностью
Самый любимый русский богатырь – Илья Муромец. Это реальное историческое лицо; его канонизировала Русская Православная Церковь. Известно, что он тридцать лет и три года сидел сиднем, то есть у него был паралич нижних конечностей. Что такое просидеть тридцать три года дома? Кругом люди гуляют, влюбляются, работают, защищают свою землю…
Есть очень хороший кадр из старого фильма про Илью Муромца, где в окно смотрит этакий здоровый дядька, и в то время как вокруг бесчинствуют кочевники, он ничего не может сделать. С другой стороны, в это время идет очень интенсивная духовная работа, уходят какие-то внутренние вещи, которые мешают, человек начинает смиряться. Илью Муромца исцеляет Господь руками старцев – калик перехожих – и дает огромную силу.
А известно, что новое вино не наливают в старые мехи. Большую силу дать неподготовленному человеку – все равно, что, как в известной поговорке, вдруг наделить его властью и богатством: человек может зазнаться, начать превозносить себя. Но сила, данная Господом Илье, попала на благодатную почву благодаря этой работе, которая шла все предыдущие годы. После этого он научился русской системе, если так можно выразиться, за очень короткий срок. Она избавляет от того внутреннего страха, который зажимает во время боя. В ней нет цели навредить, которая очень закрепощает. А когда лишнего нет, человек внутренне спокоен, он ясно отдает себе отчет о происходящем, и тело движется согласно его устремлениям. У Ильи Муромца к моменту начала его ратных подвигов уже было то, чего люди достигают годами тренировок.
Победа — не цель
Многие обращают внимание, что русская система рукопашного боя – это в первую очередь система мировосприятия, православная по своей сути. Она порой очень удивляет любителей современных боевиков, где главный герой бьет всех направо и налево. Если брать даже наших чемпионов по боксу, их поведение очень отличается от, скажем, поведения американских боксеров во время соревнований. Те начинают друг перед другом: «Да ты щенок, да я тебя побью». А наши обычно ничего на это не говорят. Отношение совершенно иное.
В русской системе рукопашного боя самое главное – внутренняя работа. Конкретные физические формы, которые она принимает: удары, уходы, – не самое главное. В ее основе, как ни странно, смирение. Если у человека есть желание причинить боль другому, желание сделать зло, желание победить любой ценой, ему будет тяжело учиться нашей борьбе. Главная ее цель – остаться живым, и нет цели победить противника. Конечно, удары очень сильные, но это совершенно не самоцель.
Впрочем, подробнее об этом стоило бы поговорить с хранителем стиля «Система» Михаилом Рябко или побывать на сайте его клуба.