Почему в России почитают византийский праздник
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы не относится к числу двунадесятых, отмечающих главные события Священной истории Нового Завета. Собственно, его могло бы и не быть в нашем календаре, мы бы даже не заметили, что чего-то не хватает. Но на Руси он издавна был одним из самых почитаемых праздников, и это не случайно — он открывает нам многое о нашем почитании Приснодевы Марии и о том, почему мы обращаемся к Ней в молитве со словами, которые, казалось бы, можно говорить только Богу: «Пресвятая Богородице, спаси нас!»
1 октября 910 года Константинополь, столица Византийской империи, находился под угрозой очередного вражеского нападения сарацин (то есть арабов). На всенощную под воскресенье юродивый Андрей (славянин, проданный в рабство в византийскую столицу) вместе со своим спутником Епифанием молились во Влахернском храме, где находилась тогда одна из самых чтимых святынь Византии — Риза Богородицы. Во время молитвы они увидели, как Сама Богородица в сопровождении святых сходит в храм… Святой Дмитрий Ростовский описывает дальнейшее так: «Когда св. Андрей с Епифанием созерцали сие дивное видение, Богоматерь молилась на долгий час, обливая слезами Свое Боговидное и Пречистое лицо. Окончив здесь молитву, подошла к престолу, молилась и здесь за предстоящий народ. По окончании молитвы, сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом».
Город устоял перед врагами, и в честь этого события был учрежден праздник. Но подобное уже не раз случалось в византийской истории, Константинополь выдерживал немало осад и штурмов и до, и после этого. Может быть, именно поэтому праздник Покрова постепенно исчез из византийского календаря. Зато на Руси он стал одним из самых любимых. С одной стороны, именно в это время года традиционно отмечалось завершение уборки урожая, и Церковь заменила языческие гуляния праздником с новым содержанием. Не случайно именно с Покрова на Руси традиционно начиналось время свадеб.
Но дело, конечно, далеко не только в урожае. На Руси почитание этого праздника началось в середине XII века, когда св. князь Андрей Боголюбский вдохновился рассказом из жития другого славянина, своего тезки, и воздвиг на реке Нерли великолепный храм в честь праздника Покрова. Характерно, что наши предки не пожелали отмечать какой-нибудь «день воинской славы» — день победы своих дедов над византийцами, ведь такие победы им удавалось одержать. Напротив, они праздновали день избавления Константинополя от врагов, потому что важнее национальной гордости было для них заступничество Богородицы за всех, кто обращается к Ней с молитвой. В том числе, разумеется, и за наш народ.
Самый известный посвященный этому празднику храм в Москве стоит на Красной Площади, и все обычно называют его именем Василия Блаженного. На самом деле это Покровский собор, построенный по приказу Ивана Грозного после победы русских войск над казанскими татарами в день Покрова 1552 года.
Впрочем, праздник Покрова напоминает нам не столько о завоеваниях, сколько о защите своих собственных земель. Показательна еще одна история, случившаяся в Пскове в 1581 году во время осады города войсками польского короля Стефана Батория. За несколько дней до решительного штурма старец Дорофей увидел, как Богородица в сопровождении святых спускается с небес в Покровскую церковь, а затем обходит городские стены. Она сурово упрекнула жителей города за их грехи, но обещала Свое заступничество. Когда через несколько дней начался штурм, основной удар был нанесен по Покровской башне возле Покровского монастыря. Полякам удалось пробить брешь в стене, но войти в город они не смогли и сняли осаду.
Это явление Богородицы было изображено на специально написанной Псково-Покровской иконе. Она почиталась как чудотворная, и с 1601 года в память об избавлении города стали совершаться ежегодные крестные ходы с выносом этой иконы. После революции она была передана в местный музей. В 1944 году при отступлении немцев икона исчезла и обнаружилась только в 1970-м на выставке икон в Германии — как экспонат из частной коллекции. Псково-Покровская икона вернулась в Россию только в 2000 году после долгих дипломатических переговоров.
Но если отвлечься от исторических подробностей — в чем же глубинный, богословский смысл праздника Покрова? Людей спасает крестная жертва Христа, и потому мы молимся прежде всего Ему. Но Христос в Своей земной жизни не был женщиной, не знал брака и деторождения, не испытал старости и потери любимого Сына. Зато все это было известно Деве из Назарета, и нет ничего удивительного в том, что иногда мы обращаемся с просьбой о заступничестве именно к Ней, находя у Нее материнскую заботу и покровительство.
И на небе, и на земле человек не одинок перед Богом, у него есть помощники и ходатаи, и первая из них — Богородица и Приснодева Мария.