Публицист Валерий Панюшкин задал 15 вопросов православным в своей новой колонке в журнале «Сноб». Отвечает публицисту апологет Сергей Худиев.

Прежде всего, мне хотелось бы поблагодарить Валерия за мужество, с которым он исповедал Православную веру в среде, в которой это отнюдь не стяжало ему горячих и продолжительных аплодисментов. Попробую ответить на его вопросы.

Сергей Худиев. Фото: Анна Гальперина, katehon.ru1. Вы правда думаете, что мы — единая Церковь? Если вы — прихожанин церкви Косьмы и Дамиана, пойдете ли вы исповедоваться к игумену Сергию Рыбко? И наоборот, пойдете ли вы из храма Сошествия Святого Духа в храм Косьмы и Дамиана?

Да, мы единая Церковь. Я глубоко огорчён известными словами о.Игумена (как кто-то может быть глубоко огорчён моими) , но это не делает нас разными Церквями. Церковь — это не собрание приятных во всех отношениях людей, это собрание искупленных. Плохих людей, за которых умер Христос. Если Христос не отворачивается от меня из-за моих грехов, а несёт их на Себе, то и мне не должно отворачиваться от собрата. Я принят на тех же условиях, что и он — мы оба грешники, за нас обоих умер Невиновный.

2. Вы правда думаете, что церковь открыта для всех? Да? А храм Христа Спасителя на Пасху?

Честно говоря, я не знаю, открыт ли он на Пасху. Я просто хожу в ближайший к моему дому храм — и не вижу смысла ехать в ХХС специально, чтобы меня туда не пустили (если не пускают)

3.Почему мы такие мрачные?

Не замечал как-то особой мрачности за людьми, которые стоят рядом со мной в церкви. Может, где-то есть и мрачные.

4. Как мы, Церковь, ухитряемся запрещать презервативы и не запрещать мотоциклетные шлемы?

Однозначного запрета на презервативы в Церкви нет. Процитирую «Основы социальной Концепции Русской Православной Церкви»:

XII.3. Религиозно-нравственной оценки требует также проблема контрацепции. Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту. Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя. Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза (см. Х.4). Намеренный отказ от рождения детей из
эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным
грехом.

Вместе с тем супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время. Впрочем, необходимо памятовать слова апостола Павла, обращенные к христианским супругам: «Не уклоняйтесь друг от друга,разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7. 5). Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может «вместить» высокие требования воздержания, от тех, кому это не «дано» (Мф. 19. 11), и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи.

Почему мы, Церковь, против абортов, но не против смертной казни?

Казнь злодея по суду и убийство младенца, который заведомо не является ни агрессором, ни преступником — это принципиально разные вещи. Относительно же смертной казни Патриарх высказывался: «Я против смертной казни в современной России»

5. Почему наши священники врут во время богослужений? На отпевании говорят: «Сие есть чадо мое по духу» про покойника, которого видят впервые в жизни. Или говорят: «Изыдите, оглашенные», а после этих слов оглашенные остаются стоять в храме, и священники продолжают служить как ни в чем не бывало.

Слово «врать» все же предполагает намеренное введение в заблуждение. Когда Вы говорите «как дела?» человеку, рассказ которого о его делах Вы вовсе не хотите услышать, Вы не врёте, Вы используете устоявшуюся формулу приветствия. Точно так, как атеист, говорящий «спасибо» (спаси Бог) не занимается лицемерным исповеданием веры, а опять-таки, использует устоявшийся оборот.

6. Почему у наших православных священников не считается зазорным прямой антисемитизм, притом что Христос и апостолы были евреями?

Простите, у кого? Это просто широкое обобщение, которое ничем не лучше «у евреев считается». Процитирую один из своих прошлых текстов: Главный раввин России, Берл Лазар, сказал в связи с кончиной Патриарха Алексия II: “он видел в нас, евреях, своих братьев, детей единого Б-га, говорил о «кровном родстве» между нами. Поэтому он с уважением относился к нашему Закону и открыто говорил об этом. И мы, евреи, тоже относились к патриарху Алексию и его пастве с огромным уважением”. Он же приветствовал новоизбранного Патриарха Кирилла как “дорогого друга и брата”. Лидеры обеих общин дружески общаются и принимают совместные заявления по различным вопросам. Похоже, главный раввин страны вовсе не считает Русскую Церковь оплотом антисемитизма; и я не вижу смысла пытаться быть большим евреем, чем главный раввин.

7. Почему мы, Церковь, выставляем своими представителями самых агрессивных своих членов?

В любом сообществе больше бросаются в глаза люди, которые Вас раздражают — тем более, если это такие колоритные личности, в чёрной коже и блестящем металле, как хоругвеносцы. Но это ещё не значит, что они представляют сообщество в целом.

8. Почему для нас, верующих, ключевым действием в Церкви является покаяние, а сама Церковь не кается ни в чем и никогда?

Потому что грехи членов Церкви есть грехи против Церкви, а не грехи Церкви.

9. Почему от имени нас, Церкви, говорят всегда два-три человека довольно реакционных взглядов? Почему говорят администраторы?

Не знаю, на этом же «Правмире» говорят все, кто хочет, Вас там тоже публиковали.

10. Почему нами, Церковью, был запрещен ко служению отец Сергий Таратохин, поддержавший Ходорковского в тюрьме? Почему нельзя священнику иметь взгляды и поступать по совести?

Не знаю, не рассматривал этот случай подробно. Но у каждого свои политические симпатии/антипатии — Вас раздражают антисемиты (меня тоже) кого-то — сторонники Ходорковского, все уверены, что именно они-то поступают по совести и их за это тёмные силы злобно гнетут.

11. Почему в большинстве наших церковных лавок не купишь книг отца Александра Меня, да даже и дьякона Андрея Кураева не купишь? Что это за ползучее запрещение интеллигентных и образованных православных писателей?

Ряд книг о.Александра Меня имеют официальный гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви», Патриарх благословил их распространение. Так что никакого запрета нет, как и в отношении книг о.Андрея Кураева

12. Почему самый посещаемый наш церковный праздник — Крещение? Единственный день, когда в храме дают что-то материальное — воду?

Не замечал. Главный праздник — Пасха.

13. Почему наши православные богослужения показывают по всем телеканалам, а богослужения иудеев, мусульман и буддистов не показывают никогда?

Просто потому, что их среди телезрителей — меньше.

14. Как можно про выходку пятерых девчонок в храме говорить «гонения на Церковь»? Или кто-то не бывал на Бутовском полигоне, где расстреляли тысячу священников?

Проявления враждебности могут и не носить сразу кровавого характера. Сталкиваясь с проявлениями того же антисемитизма, Вы же не говорите «ну, это мелочи по сравнению с Холокостом, никто же вас сейчас не убивает, стоит ли поднимать такой шум?» Исторический опыт показывает, что шум стоит поднимать до того, как начали убивать. Ненависть к Церкви уже приводила в нашей (и не только нашей) истории к массовым убийствам, и этот исторический опыт определённо стоит учитывать. Как сказал Брехт, «ещё плодоносить способно чрево..» и мы помним, что оно выносило в прошлый раз.

15. Почему мы так часто апеллируем к государству с просьбами о насилии?

Потому что государство есть аппарат минимизации насилия. Чем раньше будут остановлены провокаторы и поджигатели, тем меньшим насилием это в итоге обернётся. У Вас (и меня) есть возможность вести эту беседу исключительно потому, что начальствующий с мечем (Рим.13) поддерживает порядок. Отсутствие государства (и его отвратительного насилия) мы можем наблюдать, например, в Сомали или Ливии. Такое положение дел описано еще Гоббсом как «война всех против всех». Государство затем и нужно, чтобы ее не допустить.

Разве мы хотим быть похожи на евангельскую толпу, которая апеллировала со словами: «Распни Его, распни!» к Понтию Пилату?

Видите ли, мне тут недавно приводили аргумент в пользу тех конкретных пацанов, которые учинили побоище в гей-клубе — мол, Христос тоже практиковал насилие, бичом изгонял торговцев из храма. Вы находите аналогию между Господом и громилами чрезвычайно натянутой? Вот и я нахожу некоторые аналогии натянутыми.

Но, более всего, я хочу поблагодарить Вас за эту (и за предыдущую) серию вопросов. Вы вызвали очень интересную и важную дискуссию.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.