Сегодня, 20 сентября, на Винзаводе открывается выставка «Духовная брань». На ней будет представлено, в том числе, несколько икон, которые напоминают негатив с фотоснимка: лик прорисован темными красками, а глазницы светлыми. Таким образом, перед нами будто предстает обратная сторона видимого мира. Создатели экспозиции, известный коллекционер древнерусской живописи Виктор Бондаренко и молодая художница Евгения Мальцева, утверждают, что их вдохновила нашумевшая акция Pussy Riot в храме Христа Спасителя и что проект не является очередным выпадом против Церкви.
Можно ли называть экспонаты выставки иконами и стоит ли православным посещать экспозицию? Комментиррует иконописец протоиерей Николай Чернышёв, клирик храма в честь святителя Николая в Кленниках, член Патриаршей Искусствоведческой комиссии:
То, что я слышал про это мероприятие, мне, естественно, не нравится. Раз используется негативное изображение, то это скорее похоже на антиикону, а не икону. Это всё отвратительно.
По поводу нового типа икон — это дело не самодеятельных художников и даже не каких-то высокопрофессиональных, но светских художников. Это исключительно дело Церкви. Церкви решать, нужны ей новые типы икон или достаточно традиционных.
Церковь призывает к творчеству, и у нас есть развитие творчества: каждый век, каждая эпоха оставляет нам новые стили икон, но, повторю, это смотрится органично, потому что это внутреннее дело глубоко воцерковленных художников.
Никто из серьёзных художников-иконописцев прошлого никогда не ставил перед собой такой искусственной задачи — создать обязательно что-то новое, что-то оригинальное, что-то невиданное. Оно становилось таким по мере искренности автора, по мере его честности. Так происходило углубление церковной традиции.
А если специально ставить такую задачу, то обязательно выйдет что-то пошлое, скучное или даже смешное и карикатурное – это ничем хорошим не закончится. Это безусловно несёт духовный вред, потому что эти направления для человека с нормальной душой, здоровой психикой будут отвратительны.
Повторюсь, что иконописные направления должны создаваться внутри Церкви, соборным разумом. Если это не так, если это какие-то художники, которые сами о себе заявляют, что для них главное — продолжение того отвратительного дела, которое совершили женщины с неприличным названием в храме Христа Спасителя, естественно, это всё архинеприлично.
Вообще, икона призвана изображать вечное. Например, предстояние человека перед Богом. А здесь мы видим попытки людей изобразить дух времени. Апостол Павел нам заповедовал: «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия» (Рим. 12:2). То есть иконе и не нужно отображать какой бы то ни было дух времени, в этом нет задачи иконы. Если дух времени ощущается на иконе, это уже нечто другое, потому что дух времени это нечто преходящее. Призвание же иконы совсем иное».