Меньше 2% населения приняли участие в Рождественских богослужениях, следует из статистики МВД, собранной в праздничную ночь в 11 тысячах храмов. Судя по подсчетам многих, такие цифры выглядят вполне реалистично.
«Эта цифра не с потолка, именно по ней в обычной, а не в медиа-церкви, рассчитываем количество реальных прихожан. Т.е. на 5000 жителей нашего поселка и окрестных сел получаем 100 прихожан, так оно и есть. Еще 50 добавили приехавшие на дачи москвичи. Это мало хотя бы потому, что 7-8% актива имеет любая религия титульной нации в самых загнивающих странах Запада. Где потерялись еще 6%?» – пишет в фейсбуке священник Руслан Стрижак.
Пресс-секретарь Валуйской епархии Дмитрий Готовкин приводит статистику поселка в Белгородской области. «Райцентр, благополучное святое Белогорье, один храм на поселок. В совокупности за ночь и утро на богослужении побывало до 250 человек.
При населении в 10 тысяч человек в поселке – 2,5% от общего числа жителей, 99,9% из которых крещены в Православной Церкви. На Пасху примерно такая же картина. А в воскресные дни от 50 до 80 человек прихожан – 0,5-0,8%», – пишет он.
Однако многие указывают, что цифры, приведенные ведомством, очень примерные. Каждое утверждение в статистике МВД «странное», рассуждает настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ протоиерей Владимир Вигилянский.
«Подсчитываются посетившие ночную службу в 11 тысячах храмов.
1. Храмов в РФ в два раза больше. Значит, не подсчитаны литургии, которые служатся утром.
2. Во многих городских храмах две литургии, а в монастырях – и три.
3. По моим подсчетам (пишу об этом уже 15 лет с фактами в руках), на рождественских и пасхальных службах в Москве – минимум (!) полмиллиона молящихся. Эта цифра никак не соответствует сведениям МВД.
4. И последнее. Я служу в храме в центре Москвы, где вообще нет жилых домов, а в радиусе 1 км у нас еще 15 храмов. На Рождество на двух литургиях у нас 500-600 причастников, на Пасху – 700-800 причастников. Эти цифры надо умножить, как минимум, на два. Получится количество пришедших на эти праздники».
Не посчитали также тех, кто не смог прийти ночью. «Нас не посчитали. Мы утром ходим, потому что с маленькими детьми трудно на ночь. И храм был полон», – пишет иллюстратор Елена Рождественская. «Многие остаются у телевизора. Не от лени, а потому что кому-то тяжело, кому-то далеко, кому-то хочется именно Патриаршую службу посмотреть», – добавляет журналист Руслан Дзкуя.
По личным ощущениям в храмах было не протолкнуться, пишут многие. «Побывала за Рождество сразу в трех храмах. Благуша (, всенощная – битком, и огромные очереди на исповедь, то есть все эти люди придут и на литургию. Черкизово, ночная – не протолкнуться, 4 чаши было на литургии и ко всем очереди во весь храм. Совсем уже ночью доехала до Митино, и даже там в 2 (!) ночи было полно народу на уличной трапезе, а во время службы, думаю, храм тоже был переполнен. Это очень личные наблюдения, но упадка не наблюдаю, скорее наоборот», – пишет Мария Темнова.
«Я поехала подальше от Москвы, в Никольское под Рузу. Там было не протолкнуться ночью (исповедовали часов до 2) и очень много на причастии утром», – согласна Мария Болшакова.
«Судя по числам, которые дало МВД, получается, что посетили службу 2,5 млн человек в 11 тыс. храмов, что составляет 227 человек на храм. В среднем. В нашем храме, как всегда, яблоку негде было упасть. Никто не считал прихожан. По-моему, эта статистика взята с потолка. Не успели бы они посчитать, если бы велся подсчет», – считает Игорь Шукан.
Даже если прихожан станет больше, существующие храмы просто не смогут принять всех. «Недавно Патриарх сказал, что у нас около 37 тысяч помещений, где служится литургия. Ну, округлим до сорока и умножим на 100. Это 4 миллиона прихожан. На 200 – 8 миллионов», – рассуждает публицист Андрей Зайцев. «Я думаю, что вот он, максимальный актив 8-10 миллионов по самым оптимистичным подсчетам. Больше просто в храмы не войдет».
Протоиерей Андрей Лоргус считает, что с учетом недостатков статистики православных в России не больше 7,5%.
«Мы – церковный народ – мы меньшинство в стране России. Так есть и, думаю, в XXI веке не изменится», – пишет он на своей странице в фейсбуке.
Измерять Церковь исключительно процентами от населения нельзя, считает он. «Если мы хотим быть русскими православными членами Церкви – то радость и мир с нами да будут. А если мы хотим быть «великой церковью», «великой державой», «православным царством» – то увы, плач и скрежет зубов».
«Я выбираю первое, и его у меня никто не отнимет. И даже если впереди меня ждет совсем малая Церковь, малое стадо, гонения и осмеяния, я хочу с Ней остаться. И я остаюсь в Церкви».