На исходе года стоит вспомнить, что же внес он в историю Церкви? Что мы будем вспоминать, что занесем в учебники?
1. Пребывание в России Пояса Пресвятой Богородицы
В течение октября-ноября миллионы наших сограждан почтили древнюю христианскую святыню, впервые за всю историю привезенную в Россию. Это событие не имеет себе равных ни по числу участников, ни по географии (от Калининграда до Хабаровска, от Ростова до Санкт-Петербурга), ни по трудам, затраченным каждым его участником.
Очередь к Поясу растягивалась порой на сутки ожидания, стремление к подлинной святыне, связанной с Превысшей Небес, преодолевало трудности и недостатки организации… К Поясу шли прикладываться очень разные люди, но ведь «просто так» много часов подряд на осеннем ветру стоять не будешь – каждый шел со своей нуждой, своей бедой или радостью. Освященные ленточки-пояски теперь находятся в домах миллионов жителей России…
Для всех, кто занимается осознанием жизни России, это сильнейший пример религиозности после десятилетий безбожия. Ни одна партия, ни одна политическая акция по числу участников и близко не может сравниться с этим выражением народной веры. Это событие, безусловно, на первом месте в числе событий уходящего года.
2. Широкие общественные дискуссии о месте Церкви в обществе
Дискуссии, обсуждение, критика и объяснение позиции Церкви по разным вопросам внутренней и церковно-общественной жизни шли, конечно, и раньше. Но в этом году они, можно так сказать, достигли предельной концентрации, выражаясь в ярких выступлениях и апологетов, и оппонентов.
С одной стороны, остроумная и мудрая книга архим. Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» о Псково-Печерском монастыре становится одной из самых продаваемых книг России.
На ТВ выходит фильм А.Архангельского «Жара» о гонениях советского времени и путях интеллигенции в Церкви.
С другой стороны, статья Д.Соколова-Митрича «Очень маленькая вера» в «Русском репортере» (апрель 2011) вызывает волну дискуссий, завершившуюся интереснейшим очным обсуждением с участием священнослужителей, журналистов, блогеров, просто неравнодушных людей (ноябрь 2011), которое помогло многим оппонентам по-настоящему услышать друг друга.
Дискуссии вокруг новой книги прот. Георгия Митрофанова касались вопроса о сотрудничестве Церкви с властью, об отношении христиан к родной стране, политика которой направлена на искоренение веры и Церкви.
В Интернете тысячи откликов собрала полемика вокруг статей писателя Дмитрием Быкова об авторитете современной Церкви и беседы с ученым-атеистом А.Кондрашовым о допустимости религиозного мировоззрения в век прогресса.
3. Увеличение числа епископских кафедр и введение митрополий
С точки зрения общества и простых прихожан событие это было малозаметно (кроме тех регионов, где преобразования привели к переводам авторитетных и любимых архиереев). С точки же зрения внутренней структуры церковной организации – это событие громадного масштаба, которое, безусловно, войдет в учебники русской церковной истории.
Границы епархий, до этого в России почти всегда совпадавшие с субъектами Федерации, что делало епархии равными по площади и населению некоторым странам, постепенно изменяются, так что одна епархия делится на 3-4, а архиерей городской кафедры возводится в сан митрополита. Цель реформы – приближение епископов к рядовым священникам и прихожанам, постепенное превращение их из малодоступных церковных администраторов в реальных предстоятелей местных церквей, знающих нужды приходов и прихожан.
Однако не всеми реформа была воспринята однозначно положительно. Ведь увеличение числа епископов (и, соответственно, епархиальных управлений) – это и рост расходов, рост нагрузки на совсем не богатые приходы.
4. 200 храмов в Москве
Один из самых впечатляющих примеров, когда государство пошло навстречу Церкви, – закладка в Москве десятков новых церквей по типовым, несложным в реализации проектам.
Давно известно, что по количеству храмов на душу населения столица занимает в России последнее место, так что окраинные церкви переполнены, а просветительская и пастырская деятельность в них сведена подчас к грустному и для священнослужителей, и для прихожан духовному «конвейеру».
Конечно, выделить в густонаселенном мегаполисе десятки участков – нелегкая задача, но она была решена Московским Правительством. И хотя не без трудностей (в некоторых местах нашлись противники строительства храмов), но программа строительства начала осуществляться.
Дай Бог, чтобы новые храмы становились настоящими духовными, просветительскими и культурными центрами города.
5. Влияние народа на церковные решения
(замена епископа на Якутской кафедре и отмена перевода настоятеля монастыря из Осетии в Дагестан)
Церковь по своей природе устроена иерархически, однако иерархия эта базируется не на авторитаризме, а на соборном осознании церковного служения. Увы, по выработанной еще в советские годы традиции назначения на кафедры порой делаются произвольно, без участия или хотя бы какой-то санкции тех, с кем предстоит жить и молиться новому предстоятелю.
И вот, в уходящем году было как минимум два события, когда такие произвольные поставления были в спешном порядке откорректированы Священным Синодом после обращения рядовых верующих – священников и мирян.
В одном случае паства в Якутии была возмущена формализмом и сомнительными делами новоназначенного епископа, во втором – осетинская паства не пожелала лишиться опытного духовника и настоятеля, переведенного в другую республику. Соборным разумом Церкви острые ситуации были разрешены.
6. Сослужения РПЦЗ и ОСА, Экзархата КП
Совсем недавно, в 2008 году, произошло историческое событие восстановления единства Русской Православной Церкви. Однако раны, нанесенные гонениями XX века, нуждались в долечивании.
До нынешнего года не сослужили между собой иерархи трех ветвей, рожденных Русской Церковью, – РПЦЗ, Православной Церкви в Америке (OCA) и Экзархата русских православных церквей в Западной Европе в юрисдикции Константинопольского Патриархата.
И вот, соответственно в июне и ноябре уходящего года состоялись такие совместные Богослужения в Нью-Йорке и Париже, положившие конец многолетним евхаристическим разделениям. В этих Богослужениях приняли участие и священнослужители Московского Патриархата.
7. Иоанн Охлобыстин – шут или пророк?
В сентябре 2011 года внезапный церковно-общественный информационный повод создал известный актер и по совместительству запрещенный в служении священник Иван Охлобыстин.
После массированной PR-кампании и при большом стечении народа он представил свою «Доктрину 77» — выраженное в форме медиа-шоу концептуальное изложение традиционного монархического пути России, возрождения русского народа. После этого, он захотел было баллотироваться в президенты, однако получил отказ священноначалия и свернул свою публичную общественную деятельность столь же быстро, как и начал.
Многие увидели в акции И.Охлобыстина шоу и саморекламу, но многие оценили смелые и по сути верные положения высказанной им консервативной концепции развития страны.
8. События вокруг русского храма в Ницце
Дело по передаче в собственность Российской Федерации здания Никольского собора в Ницце – крупнейшего и красивейшего русского православного храма за пределами России – возникло из-за истечения срока долгосрочной аренды здания и признания современной России законным правопреемником царской России, построившей этот храм.
До нынешнего года храм находился в ведении прихода Экзархата русских церквей в юрисдикции Константинопольского Патриарха. В разные годы в нем служили известные пастыри русского зарубежья, такие, например, как о.Александр Ельчанинов.
В нынешнем году многоходовая развязка судебной тяжбы сопровождалась многочисленными статьями в русских православных СМИ, направленными на дискредитацию Русского Экзархата и ассоциации, отвечавшей за содержание собора. Ассоциация обвинялась в плохом содержании собора, незаконном сборе средств с посетителей, невнимании к нуждам прихожан и даже русофобии.
Ответного слова «обвиняемым» не давалось – и они использовали нецерковные СМИ. Ныне по решению суда ключи от собора переданы представителям России (и соответственно Московского Патриархата). К счастью, по имеющимся сведениям, процесс решается в церковном ключе – т.е. происходит сослужение с поминовением двух Патриархов.
Трагическая смерть вятского священника о.Петра Шака – заслуженного, известного протоиерея, втянутого в трудно объяснимые конфликты и, по официальной версии, наложившего на себя руки.
Любой церковный человек, а тем более священник, знает, что самоубйство – тяжелейший и непоправимый грех, поэтому добровольные уходы из жизни православных христиан не страдающих психическими заболеваниями, а тем более священников – просто немыслимы. Поэтому, многие не поверили в официальную версию и предполагают, что произошло убийство…
10. Изучение основ православной культуры
Обнародованы – хотя и как-то украдкой – результаты проведения эксперимента по изучению основ религиозной культуры в регионах. В целом результаты признаны положительными, преподавание не привело к разделению учеников по национально-религиозному принципу.
Согласно опросу, 78% родителей, чьи дети участвовали в эксперименте, относятся к преподаванию этого курса положительно, 28% родителей полагают, что их ребенок в результате изучения курса изменился в лучшую сторону, около 20% родителей считают, что класс, где занимается их ребенок, стал более дружным. 41% участников опроса полагают, что их дети теперь лучше поймут представителей других религий.
Однако такое экспериментальное преподавание, прошедшее в регионах, не было допущено в Москве.
* * *
Таким был уходящий год…
Конечно же, кроме церковных в жизни нашего общества и каждого человека было множество других событий – но за всем, что с нами происходит, христиане видят не случайное сплетение обстоятельств, а путь, который мы должны пройти к Небесному Отечеству.
И совсем скоро мы войдем в новое «лето благости Божией» — значит начнется новая стадия этого пути.