Депутаты готовят поправки ко второму чтению законопроекта, рассматриваемого как ответ на американский «закон Магнитского». Они предполагают прямой запрет на усыновление российских детей гражданами США, а также деятельность организаций-посредников в этой сфере. В связи с этим Россия должна будет разорвать соглашение с США о сотрудничестве в области усыновления, действующее с ноября 2012 года.

Министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров

Это неправильно, я уверен, что, в конечном счете, Госдума примет взвешенное решение

Министр образования Российской Федерации Дмитрий Ливанов

«Логика как бы «око за око», но логика неправильная, так как могут пострадать наши дети, которым не нашлось усыновителей в России»

Министр России по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов

«Введение запрета на усыновление гражданами любых иностранных государств, в частности США, детей, особенно с ограниченными физическими возможностями станет большой ошибкой. Пока это позиция только комитета. Надеюсь, она не будет одобрена», — сказал Абызов.

Глава профильного комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина

«Это просто подло, если не сказать подленько. Никогда Россия не защищала свои интересы, используя детей. Я очень хорошо помню, как происходило с чеченской войной от ее начала и все последующие годы — 1995-й год был характерный. Чеченские боевики использовали «живой щит» из детей и женщин, и мы все говорили, что это подло и низко. Этим решением мы опускаем Россию до уровня террористов и боевиков», — заявила Мизулина.

Она высказала мнение, что многие американские политики «на ура» воспримут денонсацию российско-американского соглашения об усыновлении, потому как именно США очень долго сопротивлялись заключению договора. «Это был самый длительный процесс, именно потому что очень влиятельные силы были против того, чтобы наши российские дети получили автоматом гражданство, а значит, право консульских и посольских представителей входить в эти семьи. Это глупо. Это против себя»

Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин

Это торговля детьми, это чудовищное дело, которое позорит страну. Увязывать поправку об усыновлении с «законом Магнитского» — цинично и бесстыдно. Получается так: каких-то важных, взрослых дядей не пускают в другую страну — правильно или неправильно. В ответ на это мы принимаем наш закон, по которому мы лишаем детей права на усыновление.

Лукин пояснил, что интересы ребенка должны стоять на первом месте. При этом он выступил за преимущество для граждан России при усыновлении российских сирот. Однако если ребенку не гарантированы сносные условия для жизни, тогда закон, по словам Лукина, должен позволять ему приобрести родителей за рубежом.

Глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов

Российский ответ на американский «закон Магнитского» не должен касаться вопроса усыновления детей.

«Связывать это с больными российскими детьми — я считаю, это просто неэтично. Российский ответ должен быть симметричным»

Людмила Петрановская, семейный психолог: Надо бороться не с усыновлением, а с коррупцией

Ответ асимметричен настолько, что ассимметричней некуда. Можно сразу расстреливать по паре-тройке сирот после каждого высказывания из США, что у нас, мол, нехорошо с правами человека. Из этой тысячи детей в год, которая теперь ни к каким американским родителям не уедет, доживут до 18 далеко не все. А до 30 мало кто. Зато изнасилованы или сексуально использованы в учреждениях будут процентов 60. Избиты, макнуты головой в унитаз или лицом в описанную постель, мыты очень горячей или ледяной водой, накормлены через рвотные спазмы — 80. Унижены, оскорблены, лишены контактов с родными, свободы перемещения, нормального образования, нормального детства — 100.

Я знаю, о чем говорю. Потому что дети, попавшие в семьи, потом вспоминают и рассказывают. А их приемные родители рассказывают мне. А еще выпускники рассказывают. Сотни, тысячи рассказов. Некоторые даже идут в прокуратуру. Максимум, чего удается добиться — тихое увольнение «по собственному» уж очень зарвавшейся воспитательницы. А если насилие идет со стороны старших воспитанников — а это в основном так, то и вообще никто не идет, а что с ними сделаешь, если сами они — такие же несчастные, никому не нужные в свое время тоже изнасилованные дети? Опять в психушку? Они там уже были.

Да, сегодня иностранное усыновление, в силу повсеместной коррупции, — имеет некоторые тревожные моменты. Но надо бороться с коррупцией, а не с усыновлением. С российским усыновлением коррупции в таком прямом виде, когда бы за детей просили деньги – нет. Но – учреждения нередко просто не хотят отдавать детей, поскольку им это невыгодно: финансирование идет на каждого ребенка, а если детей остается мало, учреждение – просто закрывают.

В итоге всех эти антиусыновительских кампаний, традиционно, страдают дети.

Светлана Сорокина, журналист: Нельзя запрещать детство, хоть бы и за границей

Запрет на усыновление российских детей американцами, на мой взгляд, совершенно неадекватный ответ на «закон Магнитского». Скажите, пожалуйста, причем здесь дети?! Мое глубокое убеждение – таким образом действовать было нельзя.

Когда мне говорят про трагические случаи, произошедшие в США с российскими детьми, я сразу же говорю про статистику российскую, где в год гибнет около 2000 детей от жесткого обращения взрослых. И, кстати, речь преимущественно о кровных семьях. Вот на эту жуткую ситуацию у нас в стране и нужно обратить внимание…

Да, к сожалению, от уродов никто не застрахован, но выводить все это в тренд, в идею национальной защиты, утверждая, что именно наших детей замучивают, — мягко говоря, странно.

Вот бы энергию этих патриотически настроенных борцов, да в мирных целях! Занялись бы они ситуацией и в сиротских учреждениях, и в семьях в целом. У детей из сиротских учреждений отнимают шанс на нормальную жизнь. Это страшно. Детство – у всех одно. И если здесь мы не можем детям обеспечить нормальную жизнь, то не нужно ввязывать их в политику и запрещать им иметь детство хоть бы и за границей.

Чулпан Хаматова, соучредитель фонда «Подари жизнь»

Это настолько все цинично, что просто слов нет. Страшно подло. Расплачиваться будущим детей, которые ни в чем не виноваты, не имеют никакого отношения к теме спора между странами, – это гнусно. Беззащитные дети превращаются в заложников каких-то грязных взрослых историй. Если этот законопроект будет принят, – у людей отнимутся последние, все еще теплящиеся надежды на то, что государство хоть как–то думает о своих гражданах.

Сначала сделайте так, чтобы стояла очередь из российских приемных семей, которые переживают за судьбу больных малышей, потому что понимают: нет чужих детей, они наши все. Не горят желанием наши сограждане усыновлять инвалидов… Даже нет смысла обсуждать то, что у детей в детских домах – в таких, какие они есть сегодня, – нет будущего – это очевидно всем. Когда детей лишают родительской любви, они лишаются возможности нормально жить, социализироваться. Это – приговор. Когда лишены родительской любви дети-инвалиды – это двойной приговор.

Я знаю семьи в Америке, где усыновлены российские дети. Их любят, им дают прекрасное образование, лечат… Если сравнить статистику жестокого обращения с детьми в американских и российских семьях, у нас, к сожалению, таких фактов в разы больше.

Елена Альшанская, руководитель объединения волонтеров Otkazniki.ru: Ответ России на «закон Магнитского» абсурден и нелогичен

Сама инициатива представляется несколько абсурдной.

Что получается? Это же ответная реакция на «список Магнитского». В деле Магнитского речь о том, что есть чиновники, которые были замешаны в определенных, не совсем законодательно правильных действиях, и это — системное нарушение. И приравнивать его к запрету на въезд обычным американцам, ничем вообще ни с какими с нарушениями не связанными, как минимум, нелогично. Это – разные уровни. То есть мы признали, что там нет коррупции, и раз мы не можем найти там таких примеров, как случай Магнитского, все, что мы можем – отомстить за это американцам, усыновляющим брошенных нами детей…

Я не считаю, что российские дети никому не нужны. Нужны! Усыновляют с каждым годом все больше. Если мы в России реально начнем помогать приемным семьям, серьезно их сопровождая, то не будет никакого вопроса про иностранное усыновление.

Станислав Дубинин, воспитатель постинтернатного сопровождения: Нужно перестроить систему

Я против ограничения прав детей жить и развиваться с других стартовых позиций. Из группы, в которой я работал, удочерили девочку-подростка. Она уехала в Америку три года назад. Я в интернете переписываюсь с ней и с её усыновителями, знаю о её успехах и настроении. Девочка, несомненно, способная и там у неё появилась возможность более полно раскрыть свои возможности и таланты.

Я против расхожего мнения, что наши дети не нужны в России. Нужны. Просто заниматься ими сложно, и для того чтобы ими заниматься, нужны другие, более современные методы и технологии. Уже есть люди, которые занимаются продвижением нового отношения к сиротам, можно назвать, например, Александра Гезалова и его единомышленников. Я надеюсь, что с помощью таких людей ситуацию с проблемами сиротства можно изменить к лучшему.

Слабые места в работе с проблемой сиротства на сегодняшний день уже известны. У нас не налажена работа с неблагополучными и неполными семьями, а государственное обеспечение детей плюс постоянные подарки от спонсоров и волонтёров, приводят к тому, что дети в системе детских домов растут потребителями, а не созидателями. И, наконец, это отсутствие постинтернатного сопровождения.

Если сегодня суметь перестроить воспитательную систему приютов и детских домов, если усилить работу с малообеспеченными семьями, если при постинтернатном сопровождении будет реальная помощь выпускникам в их интеграции в общество и вопросы об усыновлении за границу отпадут сами собой.

Я, проработав 16 лет в детском доме воспитателем, в ноябре этого года ушёл, потому что увидел самое слабое место в системе, это постинтернатное сопровождение. Первые же шаги в этом направлении вскрыли множество проблем, которыми я сегодня и занимаюсь.

Тимур Кизяков, автор и ведущий программы «Пока все дома»: Любовь не имеет границ

 

Тимур Кизяков

Любовь не имеет границ. Не важно, в какой части света ребенок найдет свое счастье, свою семью. Главное, чтобы встреча состоялась… Да, от трагических случаев никто не застрахован. Они могут произойти и у нас, и за рубежом, в кровных семьях, в приемных…

Чтобы свести их к минимуму, государство должно продумать грамотную систему, механизмы контроля, как там, так здесь. В том числе, контроля за теми, кто отдает детей на усыновление. Почему не разбиралось, кто отдал ребенка в семью, где произошла трагедия? Кто контролировал эту семью?

Получается, что виновные – не наказаны, а наказывают невиновных — тех иностранцев, которые хотят взять ребенка в семью, сделать его счастливым. А ведь иностранцы берут в свои семьи и очень больных детей, некоторых из которых, не попади они в свое время в семью за рубеж, уже не было бы в живых.

Есть много примеров, когда дети, усыновленные иностранными родителями, выросли, и благодарны, что их жизнь сложилась именно таким образом. Ведь у ребенка, оставшегося в системе детских сиротских учреждений шансы выйти в нормальную взрослую жизнь, полноценно социализироваться – минимальны.

Легко быть патриотами, решая судьбы чужих детей. Настоящая забота о детях никогда не приведет к системе запретов на усыновление. Как в известной притче, когда две женщины претендовали на одного ребенка, и им предложено было поделить его. Чужая женщина согласилась, чтоб «было по справедливости». Настоящая мать была готова расстаться с ребенком, лишь бы ему было хорошо, лишь бы он не пострадал…

А с псевдопатриотизмом можно далеко зайти. Он, кстати, встречается на «региональном уровне», когда детей не хотят отдавать в семьи в другие регионы. Тогда, может, не отдавать ребенка, если усыновитель не живет на той улице, где он родился?! Понятно, что шансы попасть в семью у ребенка сводятся к нулю, зато – патриотично…

Да, грустно, что дети, усыновленные иностранцами, не будут говорить по-русски. Тогда, может быть, государству следует все-таки не запрещать иностранное усыновление, а помогать отечественному, создавая благоприятные условия для российских усыновителей?

Елена Зелинская, вице-президет Медиасоюза

Конгресс США препятствует появляться на территории своей страны гражданам другого государства, которые не соответствуют принятым в Америке представлениям о законности и правопорядке.

Дума в ответ нанесла удар по собственным гражданам — по сиротам.

В качестве кого использованы на этой войне больные и никому ненужные дети, которыми переполнены российские детдома? Живой щит? Заложники? Месть: типа не доставайся же ты никому?

Кто станет следующим ресурсом, брошенным в бой за счастливую старость жуликов?

Александр Гезалов, общественный деятель и публицист, эксперт по социальному сиротству стран СНГ и эксперт Общественной палаты РФ

Александр ГезаловЗапрет иностранного усыновления был бы приговором для российских сирот. У детей, остающихся в системе российских детских домов, очень мало шансов стать затем нормальными гражданами. Тем более детей старшего возраста у нас в семьи берут очень плохо. Иностранцы готовы брать детей старшего возраста…В России прокуратура ежегодно выявляет 200 убийств детей в российских кровных семьях. Думаю, что цифра занижена, ведь есть и покалеченные, и просто пострадавшие от домашнего насилия…

В целом, иностранное усыновление лучше и качественнее, чем российское. Возвраты там сведены к минимуму, лучше качество жизни детей, существует система реабилитации после детского дома.

Так что патриотизм относительно иностранного усыновления должен быть, но в рамках разумного. Должен быть патриотизм детства, а не так – оставить ребенка на территории страны любой ценой, пусть ему здесь плохо и нет шансов благополучно выйти из системы детских домов.

Елизавета Глинка, руководитель фонда «Справедливая помощь»

«Легче всего обидеть слабого». Так говорил мне один священник.

Пнуть собаку или человека, оскорбить того, кто не может ответить, осудить, проклясть, пожелать зла и обвинить в смертных грехах. Это происходит на каждом шагу, стало обыденностью, с которой смирились многие. Иногда те, кого пинают, могут ответить. Иногда такими же действиями, а иногда прощением.

Завтра Госдума будет рассматривать поправку, запрещающую американским семьям усыновлять русских детей — сирот.

Уже много написано о том, что в США большинство усыновленных — дети -инвалиды, у которых пока в России удел — дом инвалидов, если доживут до него, не погибнув в детских домах и домах ребенка. Я не знаю людей, которые внесли это предложение. Но я знаю детей, которые могли бы выжить, будучи усыновленными иностранцами.

И ведь не сенаторов, принявших закон Магницкого наказали, не взрослых людей, а русских сирот. Которые ответить не смогут, да и вряд ли узнают о том, что кто-то 19 декабря — по злой иронии в день святого Николая Чудотворца, лишил их шанса обрести полноценную семью.
Мне во многом чужда американская политика. Но отношение к инвалидам там — не такое , как в России.
Завтра снова обидят сразу тысячу слабых. Потому что это сделать легче всего.

Составлено по материалам РИА Новости, Интерфакс, Правмир, авторские блоги. Список пополняется

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.