23 февраля в России отмечается День защитника Отечества.
Быть «защитником Отечества» можно не только в вооруженных силах.
23 февраля всегда был неофициальным мужским днем, хотя, собственно, официально именно мужским днем он так и не стал, но все же смог обрести черты настоящего праздничного дня, когда в 2002 году был объявлен выходным днем. Сегодня революционная подоплека, ставшая причиной появления этого дня в праздничном календаре уже давно забыта, и праздник приобрел более благозвучное наименование «День защитника Отечества».
Естественно, что в первую очередь под этим понимают защитников непосредственных, то есть наше российское воинство, которое, во всем его многообразии, защищает Россию от внешних и внутренних угроз. Такое понимание справедливо и одновременно справедливо, что российское воинство имеет свой день в году, когда ему воздаются почести. Но 23 февраля никогда не воспринимался как сугубо «профессиональный» праздник, как, к примеру, День милиции.
Быть «защитником Отечества» можно не только в вооруженных силах. Главное, что нужно осознать каждому мужчине, маленькому и большому, быть мужчиной – это значит брать ответственность на себя, но не только за себя, но и за других. В Церкви, государстве и семье мужчинам отведена ключевая роль, поэтому без осознания необходимости брать ответственность невозможно быть чьим-либо защитником.
Но что значит брать ответственность? Брать ответственность на себя – значит понимать, что от твоих конкретных слов и поступков зависит не только твоя собственная судьба, но и судьбы твоих близких и всех тех людей, которые, так или иначе, зависят от твоих действий. Понято, что ответственность это не сугубо гендерный признак, место женщин в обществе также значимо, но роль мужчины в обществе, а особенно в семье, всегда воспринималась как ключевая.
Бог именно мужчину поставил во главе семьи и все мы прекрасно знаем, что жена должна «убояться своего мужа», но служение мужчины, это вовсе не служение устрашения, это служение любви и всегдашней заботы. Но свято место пусто не бывает, как только нареченный глава семьи теряет волю к созиданию, это роль часто переходит его «слабой половине», вынужденной делать то, к чему была призвана половина «сильная». Для того, чтобы подобное не происходило в обществе, нужно начинать с того, что, по словам некоторых, является его «ячейкой».
Протоиерей Димитрий Карпенко