295 баллов за ЕГЭ. Как Таня Василенко поступила в МГУ из сельской школы
«Это вообще реально?»
— Откуда пришла идея поступить в МГУ?
— Как-то в 8-м классе мама спросила, кем я хочу быть, и я сказала, что хочу в МГУ, на юридический. Наверное, высотку главного здания знает каждый человек в нашей стране, и я чувствовала, что МГУ — моя планка.
Потом, конечно, засомневалась. Смотрела на проходные баллы и думала: «Как это сделать? Это вообще реально?» А проходные там бывают на уровне 355–357 — за три ЕГЭ и вступительный в самом университете. Так что ЕГЭ надо сдавать минимум на 90.
С тех пор каждый год я решала готовиться, и это заканчивалось одинаково — из-за лени. В 10-м классе хотелось свободы, тогда была моя самая активная школьная жизнь. Но я все равно немного готовилась сама, по кодификатору.
К тому же программа пересекалась с олимпиадными материалами, а олимпиады я писала по «обществу» и истории, по «обществу» трижды становилась призером в регионе. Но я была больше настроена на ЕГЭ. Олимпиады — они, скорее, для развлечения, чтобы попробовать себя, получить запас позитива. Ты просто насыщаешься предметом и понимаешь, что тебе это интересно.
— Что у тебя за школа? Как у вас там обычно сдают?
— Я из деревни, и школа самая обыкновенная. Класс всегда был маленький, 10 человек максимум, а в 11-м нас осталось четверо. Всего в школе где-то 200 человек, даже чуть меньше. У нас была одна-единственная стобалльница по русскому, и то в первые годы, когда только ввели ЕГЭ. Последнее время даже медалистов не было.
— А ты?
— Я круглая отличница со второго класса, оно как-то само получалось. Мне легко дается учеба. Есть люди, которые учат ночами, плачут, что ничего не получается, сомневаются в результате. А я не особо переживала, да и трудилась не особо, как мне кажется. Хотя понимаю, что на самом деле трудилась я много, пусть и не сидела ночами над конспектами. Я раз читаю, два читаю — и запоминаю, у меня хорошая память.
«На занятиях с репетитором просто переписывали учебник»
— Ты приходишь в 11-й класс. За что хвататься?
— Надо было определиться, с кем я буду заниматься и как. Первым делом нашла репетиторов по «обществу» и истории. Но к репетитору по «обществу» сходила на одно занятие и решила, что больше туда не пойду. Так маме и сказала: «Мы, конечно, можем тратить деньги, но я заниматься с ней не хочу».
— Чем она тебе так не понравилась?
— Мы просто переписывали учебник. Позже я купила этот учебник и сама его иногда читала. А по истории с репетитором очень повезло. Раньше у меня в школе был хороший учитель, но она ушла, когда я закончила 9-й, а с другим учителем не было такой искры. С репетитором я снова почувствовала родственную душу, и ко мне вернулось желание учить историю, вкладывать туда силы.
Еще я пошла в онлайн-школу, за одну цену — три предмета: русский, история, «общество». Но по русскому я там не особо занималась и больше готовилась в обычной школе — наш учитель требовал, чтобы мы много решали тесты.
— Зачем тебе и репетитор, и онлайн-школа?
— У меня всегда было чувство, что не хватает материала. По русскому потом так же получилось: в апреле мы с мамой решили, что мне нужен репетитор, чтобы я была уверена в сочинении. В школе мы их писали, но очень мало. И я пошла к эксперту ЕГЭ, это были очные занятия в городе.
Мне было важно, чтобы меня проверили и оценили, потому что меня не устраивало, как это было в школе.
Помню, первое сочинение написала на 14 баллов из 24, это никуда не годилось.
— Что с ним было не так?
— Логические ошибки, речевые, запятые потеряла по невнимательности, поставила проблему правильно, но неправильно выкрутила: один комментарий подходил, а другой нет. И в первую очередь меня научили ставить проблему так, чтобы она подходила и к первому комментарию, и ко второму.
— Делись.
— Чтобы проверить, надо посмотреть на микровыводы после каждого комментария и подставить туда проблему. Допустим, у нас проблема: что такое счастье? Ты читаешь свой микровывод: «Счастье — это когда родные люди замечают твои победы и радуются этому». Подходит. А если у тебя написано: «Когда человек счастлив, он окрылен и радуется жизни», это не подходит, потому что проблема тогда должна быть другая — какие чувства испытывает счастливый человек?
Собственная позиция проверяется так же. «Что такое счастье?» — «Я считаю, что счастье — это…» Лайфхак, как быстро найти проблему в тексте, особенно публицистическом: надо посмотреть либо в начало, либо в конец текста, обычно там и заключена основная мысль. А вообще формат сочинения тем прост, что его можно натренировать. Да, здесь нет творчества, но с творчеством было бы субъективно, его очень трудно подогнать под критерии, оно осложнит работу эксперта — он устанет, разозлится и снизит баллы. А со структурой может справиться любой.
Абьюзивные отношения и 90 заданий на запятые
— Как у тебя в целом были отношения с русским?
— В 5–8-м классах мне повезло с учительницей: она заложила ту базу, на которой я ехала до конца школы. Мне оставалось только доработать какие-то тонкости для ЕГЭ, их я наверстывала в онлайн-школе и с репетитором. Но в русском я была уверена. Напористо начала готовиться только в феврале, зная, что мне хватит нескольких месяцев.
Русский для меня — это даже больше не правила, а схемы. Ты решаешь 50 заданий — и запоминаешь. Где-то ошиблась — за каждую ошибку еще по 5 заданий. Запятые я тренировала на сайте «Решу ЕГЭ». Он не очень мне нравится, потому что по «обществу» там задания слишком завуалированные, не формата ЕГЭ: я сделала буквально три номера, пытаясь вчитаться в формулировки, и бросила. А вот по русскому ради интереса можно и там потренироваться. 90 заданий на запятые открыла — и за один присест прорешала.
— А с «обществом»?
— У меня с ним были абьюзивные отношения: то оно меня не любило, то я его (смех). Самое сложное в «обществе» — правильно подобрать формулировки и примеры, чтобы попасть в критерий и угодить проверяющему. Я знаю историю, когда у девочки было 98, она пошла на апелляцию — ей этот балл засчитали, но сняли за другое задание.
Но даже эти формулировки и примеры можно научиться писать с помощью постоянной тренировки. Этим я занималась в онлайн-школе, хотя готовилась по большей части сама: учебники, какие-то другие ресурсы и «нарешка», но ее было немного. Сборник Котовой и Лисковой на 30 типовых вариантов я так весь и не дорешала.
Труднее всего мне было составлять планы. Их больше 200, выучить все можно, конечно, но не слишком реально. Можно импровизировать — но так, чтобы попасть в критерии. На экзамене мне досталась тема «Формы государства», это очень легко. А вот если бы дали «Истину» или «Мышление»?
«Общество» — предмет очень абстрактный. Ты читаешь, что познание — это процесс получения знания, а знания — результат познания, и такой сидишь: «Эмм… чего?» Но ЕГЭ, на самом деле, простой, потому что там не надо углубляться. Это формат, который требует заучивания и тренировки.
— То есть не работает схема «я скачал себе из “ВКонтакте” файл со всей теорией, выучил и сдал на 100».
— К сожалению, нет. Залог успеха — практика! Чем больше «нарешки», тем выше вероятность сдать хорошо.
Практика — это в первую очередь про структуру. Если ты неправильно оформил задание, его уже могут не зачесть. Эксперт не будет гадать.
Мне репетитор по русскому так и говорила: «Используй клише».
Проверяющий увидит эти клише и просто поставит за них баллы, потому что так ему четко будет видна структура. А иначе он будет думать, что ты этого не знал, начнет снимать баллы или очень долго вчитываться, устанет, разозлится и все равно снимет балл за что-нибудь другое. Поэтому надо тренироваться, как расписывать все эти задания и на сколько предложений.
— Историю, как я понимаю, ты любишь. Знаю ребят, которые говорили, что по истории репетитор или курсы в принципе не нужны: включил видеоуроки на YouTube, открыл учебник, все выписал, запомнил. Зачем платить деньги?
— Потому что тяжело найти правильные видео. А в тех видео, которые в открытом доступе от онлайн-школ, нет полной информации, она вся только в платном курсе. Хорошо, бесплатная информация есть в учебниках. Но там обычно много воды. Чтобы информация была полной, надо читать несколько учебников. А иногда в них есть несостыковки.
Допустим, когда закончила княжить Ольга? В одном учебнике дают 957 год, в другом 962, в третьем 968, в четвертом 969. А на самом деле все года правильные, потому что это разные точки зрения. Но откуда ты знаешь об этом? Онлайн-школа сразу дает несколько точек зрения, там уже есть выборки со всех учебников, и это сильно облегчает жизнь. Реально подготовиться самому, реально найти материал, но на это ты потратишь кучу времени, которое мог бы потратить на запоминание.
Плюс онлайн-школы еще в том, что есть домашние задания с проверкой. А сам ты в любом случае не сможешь качественно проверить развернутые ответы. В этом году по истории добавили новое задание. Например, дано два периода — возьмем положение дворянства при Петре I и Екатерине II. Надо написать тезис и два аргумента. И если нет эксперта, который в этом разбирается, сложно понять, как это сделать.
— Что тебе сложнее всего давалось в истории?
— XX век, потому что чем ближе к нам, тем больше известно фактов. А чем больше фактов, тем больше надо учить. И сама система изменилась. Даже XIX век с системами министерств ближе к современности, нежели СССР со своими наркомами и совнархозами. Плюс очень много личностей, надо знать каждого партработника, который был при Ленине, Сталине, Хрущеве, Брежневе. Это тяжело.
«Под конец года я вставала в 5 утра»
— Когда ты успевала все это учить?
— Так сложилось, что в какой-то момент друзья от меня отстранились. Было мало желания гулять, общаться, и это ушло из расписания. Поэтому времени на учебу оставалось достаточно.
В школе я была до 3-4 часов дня. Иногда нас отпускали пораньше, но, если я приходила домой после трех, у меня не было сил ни на что. Старалась полежать, поспать, поужинать и где-то вечером, часам к 5–6, иногда к 7 садилась за учебники.
К урокам почти не готовилась, если честно. А иногда и на самих уроках занималась своими делами, некоторые учителя относились к этому понимающе. Даже на уроки «общества» я брала с собой ноутбук и читала электронную книгу.
У нас весь класс сдавал этот ЕГЭ, учительница занималась с остальными, а я понимала, что мне этого мало, поэтому работала сама.
Вебинары в онлайн-школе могли идти 20 минут, могли полтора часа. До февраля мы проходили всю программу, а потом начиналось повторение. За неделю до экзамена — экспресс-курс, на котором ты еще раз тезисно проходишь все темы. Под конец я смотрела вебинары на двойной скорости. Если было что-то прямо очень интересное, еще раз переслушивала.
— Ты не первая, кто мне про это рассказывает, но я все равно не понимаю, как вы умудряетесь на такой скорости что-то запомнить.
— Когда слушаешь на удвоенной, а потом переключаешь на обычную, мозг возмущается: «Почему так медленно?» Но это было в конце года, когда весь материал пройден. У меня же еще с олимпиад была очень сильная база, и я уже легче воспринимала все: «Так, это я знаю, это знаю. А это про что? Остановимся, выпишем».
Иногда все это длилось до полуночи, иногда до часу, но чаще я ложилась спать в 10–11 вечера, меня просто вырубало. Вставала я в 6:40, потому что в 8:30 начинались уроки в школе. Но это ладно. Под конец года я вставала в 5 утра, чтобы еще доделать то, что не успела с вечера — сочинение дописать, например. Вообще мне легче работать с утра. Вот сегодня у нас были пары по немецкому и правоохранительным органам, к ним задали огромный пласт материала. Вчера я легла в 22:30 и встала в 5 утра, читала учебники.
— У тебя случались моменты, когда не хотелось делать ничего?
— Случались, в декабре я просто приходила из школы и ложилась спать. Почти весь месяц у меня выпал, я остановилась как раз на первой половине XX века и отстала. Мне кажется, я не смогла распределить нагрузку и быстро выгорела. Дальше уже делала каждый день по чуть-чуть.
Ну и ближе к концу года начала работать мотивация «мне нужны высокие баллы, чтобы поступить в МГУ».
Над кроватью висел плакат: МГУ, хорошие оценки, судебное следствие.
Мне было чем вдохновляться. Еще на стене было написано «Перезаряжай».
— Как перезаряжалась?
— Книгами в первую очередь. Я люблю художественную литературу, особенно романы и современную фантастику, она вообще в другой мир переносит: представляешь, как сражаешься на мечах или похищаешь золото в противоположной вселенной… Плюс мы много ездили к родственникам на выходные. Ну и с одноклассницами я тоже иногда все-таки гуляла. В какой-нибудь вечер могла сказать: «Сегодня не буду заниматься ЕГЭ, я посвящу время себе». Тут самое главное — сделать что-то, что тебя отвлекает.
— Почему ты тогда поступала на юриста, а не на филолога, если любишь читать?
— Потому что наряду с этим я очень любила детективы. Мы с папой смотрели кучу сериалов, особенно русских, а некоторые пересматривали по несколько раз все сезоны. Как-то сидим на диване, мама заходит в комнату: «Опять вы это смотрите!» — разворачивается и уходит.
Вот эта вселенная с поисками преступников, расследованиями, уликами, судебными процессами меня очень сильно интересовала. И сама политика, правовая система мне тоже очень нравятся. Публичные лидеры остаются в истории, а у меня есть мечта, чтобы в учебнике обо мне написали хотя бы строчку. Можно и абзац, конечно. А если идти в политику — нужно в первую очередь юридическое или экономическое образование.
Да оно и в быту пригодится. Я смогу понимать, где меня хотят обмануть, к кому мне обратиться за помощью и как правильно прочитать договор, чтобы там не было той самой нижней строчки самым мелким шрифтом.
«Когда я увидела эту тему, поняла, что все — конец»
— Насколько ты была уверена в своих силах перед ЕГЭ?
— 16 мая мы писали пробник по русскому, результаты пришли вечером перед экзаменом. Я увидела, что у меня 100. В классе у всех были хорошие результаты, и учительница сказала: «Девочки, не надевайте розовые очки, это еще ничего не значит». Но шла я уже с легкой душой.
К истории чуть-чуть расслабилась, но в это время шли пятичасовые вебинары с повторением, которые я смотрела на 2х. А вот на «общество» уже очень тяжело собиралась, потому что два экзамена вымотали. Я была не уверена ни в «обществе», ни в истории. Только в русском.
— У тебя 295, на чем срезалась?
— На истории. Мне не повезло с Афганистаном. Надо было написать три причины ввода войск, а у нас изначально была негласная установка, что про Афганистан ничего не спросят, потому что обычно максимум спрашивают дату ввода и вывода войск. Я была к этому не особо готова и перемудрила. И еще споткнулась на совсем элементарном задании по тексту, мне больше всего обидно за этот балл. Но тогда я все равно уже понимала, что все мои мечты про МГУ очень-очень близки к реальности.
— Но тебе предстоял вступительный в самом МГУ.
— К нему я почти не готовилась. Я сильно устала от ЕГЭ. Посмотрела на YouTube несколько видео про структуру. Там надо за три часа написать три обществоведческих эссе. Желательно еще приводить философов по каждой теме. Я понимала, что все равно это не выучу. Посмотрела некоторые темы, очень многие пересекались с ЕГЭ, но тем 15 вообще не было в школьном курсе. И вот я пробовала их выучить, наверное, пять разобрала — и одна попалась. Не напрямую, но я смогла ее привязать.
Все это происходило дистанционно. Из тем были «Формы собственности», «Подзаконные акты и законы субъектов РФ» (когда я эту тему увидела, поняла, что все, конец) и «Культура и цивилизации» (вот это я знала). Я набросала на черновике план и стала судорожно писать. А у меня еще были проблемы с интернетом, и я очень часто вылетала из конференции.
В конце, когда загружала работу, вылетела больше чем на 10 минут. И хорошо, что переподключилась, потому что загрузился только один лист работы из восьми.
Мне было очень страшно. Я вышла из комнаты и сказала: «Мама, 50 будет — и хорошо». А потом началось самобичевание.
У меня было 8 дополнительных баллов за медаль и за сочинение, то есть уже 303. Я прикидывала, что в идеале мне бы набрать 70 — и вот тогда я точно пройду на бюджет. Потом пришли результаты, я открываю, смотрю — там 90!
— Ты подавала еще куда-то, чтобы перестраховаться?
— В пять вузов, но больше по приколу: в Питер, в РАНХиГС, в Финансовый, в МГЮА. Везде прошла.
— Сколько на юрфаке в МГУ было мест?
— Всего бюджета 295, для общего конкурса — 198. В списке я была 11-я. У нас есть девочка, у которой 408 баллов из 410, она потеряла 2 балла на ЕГЭ по «обществу».
«Главное, чтобы не отчислили»
— У тебя был какой-то отходняк?
— Лето у меня началось только после 3 августа, а полноценное — после 14-го, потому что мне делали операцию. Потом мы должны были ехать на море, но оно сорвалось: 22 августа на автобусе я приехала заселяться в общежитие — и уже с концами. Сказала маме, что домой на пару дней возвращаться не буду.
— Расскажи про место, где ты жила.
— Смешанные чувства испытываю к нему. С одной стороны, там родной дом, родные улицы, а с другой — отсутствие перспектив. Наверное, все знают майонез и масло «Слобода», вот у нас в городе стоит завод, который это все производит. У меня мама главный бухгалтер, папа работает на стройке, ездит в командировки. Перспективы есть, но не такие, как мне бы хотелось. Я чувствовала, что хочу развиваться, но мне просто негде и не с кем.
— Как обустроилась в общаге?
— Хорошо. Нас семеро в блоке квартирного типа, я живу в комнате на двоих. Мы все в разных группах, нам есть что обсудить, иногда вместе по вечерам чай пьем. Домашние обязанности тоже легко распределили. Уживаемся пока что. Надеюсь, никого не отчислят и мы доживем до 4-го курса (смех).
— Вам не рассказывали байку, что поступить в МГУ сложно, а вылететь еще сложнее?
— У нас все старшекурсники говорят: «Главное, чтобы не отчислили». Как я слышала, в прошлом году с первого курса на юрфаке отчислили 100 человек. Очень многие отсеиваются: некоторые перестают ходить на семинары, не учат. Если не будешь посещать — сразу пересдача с комиссией, и вылететь можно на раз-два.
— Учиться сложно?
— Сложно, но можно! Учеба в университете отличается от школьной: позади остаются обычные школьные учебники, и ты начинаешь знакомиться с первоисточниками. Иначе говоря, первый курс ты учишься учиться. Но помогают старшекурсники, которые делятся материалами лекций и семинаров прошлых лет. И, конечно, прекрасные преподаватели, готовые дать нам огромное количество полезного материала. Мне очень сильно нравится история отечественного государства и права, у нас невероятно крутой лектор.
— Как отдыхаешь?
— Сильно выматываюсь на парах, они у нас с 9 до 18, потом минут 40 еду в метро. Бывает, устаю и просто лежу. Потом сажусь за учебу. А так мне нравится гулять, я открываю для себя много мест — я же в Москве не жила, мне все интересно: ВДНХ, Парк Горького, Патриаршие пруды. Надеюсь, в ближайшее время в Третьяковку доберусь.
Еще хочу вступить в студенческую дружину, заниматься волонтерством, там очень активные ребята. Если не участвуешь в студенческой жизни, ты, по сути, не был студентом. У нас планируется зимний бал. Хочу найти кавалера и танцевать.
— А в будущем что хочется сделать? О чем был бы тот самый абзац в учебнике?
— Хочу заниматься либо судейством, либо политикой — скорее всего, в сфере образования. Мечтаю сделать что-то реально полезное, чтобы школьникам было интересно учиться. По себе знаю, что сложно себя увлечь самостоятельно. Так что продолжаем ставить большие цели, на мелкое не замахиваемся.
Фото: Жанна Фашаян