В Гонконге завершились торжества по случаю празднования 300-летия Православной Миссии в Китае.

Предыстория Миссии

Православные люди появились на территории современного Китая уже в XIII столетии. В 1712 году по взаимной договоренности Петра I и Канси, четвёртого представителя (4 мая 1654 — 20 декабря 1722) маньчжурской династии, была отправлена официальная Миссия в Китай.

Этому предшествовали распоряжения Петра I: уже 18 июня 1700 года он издал указ, обеспечивший будущее Православной Миссии в Пекине: для просвещения в вере китайцев и жителей Сибири царь вместе со Святейшим Патриархом Адрианом V указал киевскому митрополиту Варлааму, чтобы он назначил инока, «которому бы в Тобольске быть митрополитом». Будущий митрополит был обязан найти себе также помощников.

Подобные повеления были повторены Петром I в. 1706 и в 1710 годах, но только в 1711 году Канси позволил вместе с торговым караваном из России прислать Миссию. К тому появился повод: в тот момент император Канси серьезно заболел и поставил условие — прислать в составе Миссии хорошего лекаря.

Тобольск — Пекин

Требование императора было исполнено. Прошение Канси передали Петру I. Царь дал распоряжение митрополиту Иоанну подобрать для Миссии достойных людей. Возглавил ее архимандрит Иларион (Лежайский).

Отец Иларион — малоросс, родом из Чернигова, воспитанник Киевской Духовной Академии, служил в Чернигове, с 1702 года — в Тобольске. В 1709 г. он был произведен в сан архимандрита и начальника Якутского Спасского монастыря, а также в заказчика (управителя) Киренского и Илимского острогов с уездами).

Из Тобольска основная часть посольства вместе с членами Миссии отбыли 3 февраля 1715 года и прибыли в Пекин в начале 1716 года.

14 июня 1728 года был подписан знаменитый Кяхтинский трактат между Россией и Китаем. В нем подводились итоги более чем вековых отношений между империями.

Пятая статья этого трактата определила статус и условия пребывания Миссии в Пекине. Китайская сторона не только разрешала проведение работы Миссии, но и обязывалась содержать ее на свой счет. Это оказалось впоследствии спасительным для Миссии, ибо случались времена, когда от Синода в течение нескольких лет не было никаких поступлений на ее содержание.

Православный Китай сегодня

Сейчас на территории Китая есть четыре церкви, принадлежащие Китайской автономной Православной Церкви, однако, к сожалению, службы в них не ведутся, так как нет ни одного священника-китайца. По законам Китая лица, не являющиеся гражданами страны, не имеют права заниматься религиозной деятельностью.

Торжества по случаю круглой даты проводили совместно Институт китайско-христианских отношений, Китайский университет Гонконга и местное православное братство святых апостолов Петра и Павла при храме в Гонконге во главе с настоятелем протоиереем Дионисием Поздняевым. В числе гостей и участников торжеств присутствовали представители разных регионов, стран и национальностей, приехали крупные ученые-китаисты со стороны России и ученые-русисты из Китая, а так же православное священство Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви за границей.

Общее фото участников торжеств

Русскую делегацию возглавил викарий Хабаровской епархии, проректор Хабаровской духовной семинарии епископ Бикинский Ефрем (Просянок) по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Владыка Ефрем после посещения часовни, устроенной внутри стены

Почетным и особо ожидаемым гостем стал один из старейших китайских православных клириков 87-летний митрофорный протоиерей Михаил Ли (Австралийско-Новозеландская епархия Русской Православной Церкви Заграницей). Он был рукоположен епископом Виктором (Святиным) полвека назад в Китае.

Протоиерей Михаил Ли

В 1999 г. по приглашению китайской диаспоры отец Михаил переехал из Шанхая в Австралию для пастырского попечения о китайской православной общине Сиднея.

300 лет Миссии — оживленный диалог

Официальные торжества проходили два дня — 6 и 7 декабря. Накануне открытия торжеств состоялась встреча владыки Ефрема, настоятеля прихода святых апостолов Петра и Павла в Гонконге протоиерея Дионисия Поздняева и Дмитрия Петровского с генеральным консулом России в Гонконге В. А. Калининым, где были подняты проблемы культурного, образовательного и духовного окормления наших соотечественников, временно или постоянно проживающих в Гонконге.

Проф. Даниэль Янг, Директор Института китайско-христианских исследований (слева) , проф. Чжан Байчунь (Пекинский Педагогический Университет), Епископ Бикинский Ефрем (Просянок), Нельсон Митрофан Чин, Президент Братства всех китайских святых (Бостон, США), проф. Марина Витальевна Румянцева (ИСАА МГУ)

В первый день торжеств в Институте китайско-христианских исследований в Гонконге состоялась конференция. Перед ее началом для гостей провели экскурсию по территории Института, показали лютеранский храм Тао Фэн Шань и часовню.

Чжан Байчунь рассказывает об устройстве алтаря

 

Выступления, дискуссии и круглые столы были посвящены различным аспектам Православия в Китае: проблемам распространения, трудностям перевода богослужебных, миссионерских и иных текстах о Православии, вопросам правильного восприятия понятий и фундаментальных основ веры китайцами — людьми с абсолютно иной системой философско-религиозных и мировоззренческих ценностей.

Практически ни один доклад не остался без бурного и живого обсуждения.

Проблемы миссии в Китае

Протоиерей Дионисий Поздняев в своем выступлении, посвященном Православной церкви в китайском контексте, подробно рассказал о состоянии дел относительно статуса и положения Автономной православной церкви Китая.

прот. Дионисий Поздняев

Цель проведения миссии в китайской среде, отметил отец Дионисий, необходимо разделить на две отдельные задачи: работа в континентальном Китае, где есть свои особенности и юридические условия, и поддержка и распространение Православия в китайском мире в других странах по всему миру, в том числе и в России.

Главные проблемы первой задачи:

1. законодательство Китайской республики, юридическая неоформленность и, соответственно, непризнанность властями Китайской Православной автономной Церкви;

2. возобновление и укрепление связей между РПЦ МП и Китайской Православной автономной Церковью, которые были значительно ослаблены в 1950-ые годы;

3. отсутствие православных священников среди самих китайцев;

4. создание институтов духовного образования и подготовки клириков, а также решение вопроса о признания Китайской Автономной Православной Церкви Вселенским Православием, что совершенно невозможно без существенной поддержки извне.

Решение этих проблем видится в трех направлениях:

  • осознание проблемы миссии в китайском мире как общецерковной задачи;
  • разработка и координация программ для церковных институтов, направленных на нормализацию положения Православной Церкви в Китае;
  • создание механизмов регулярного финансирования миссионерских проектов, связанных с проповедью Православия в китайском мире.

Отец Дионисий особо подчеркнул, что состояние Православной церкви в Китае на данный момент является критическим.

Что касается комплекса проблем второй задачи, проведение работы в среде китайской диаспоры по всему миру, то основная проблема в том, что нет целостной единой программы и механизмов ее исполнения. Также не существует никакого механизма регулярной дискуссии и обсуждения проблем по вопросам Православия в Китае.

Ключевыми механизмами в ведении миссии среди китайцев является владение китайским языком, обучение и подготовка китайских студентов, проведение трудоемкой работы по переводу книг на китайский язык.

В течение всего дня с перерывом на обед были зачитаны следующие доклады и выступления: сотрудника ОВЦС Дмитрия Петровского «Русская Православная Церковь и российско-китайские отношения», президента православного братства Всех китайских мучеников Нельсона Митрофана Чина «Пономарский проект: многоязычная компьютерная платформа для уставного формирования чинопоследований богослужения», профессора Пекинского столичного педагогического университета Линь Цзиньхуа «Православные исследования и китайские академические круги», преподавателя института стран Азии и Африки Московского государственного университета М. В. Румянцевой«О трудностях перевода богослужебной лексики и богослужебных текстов на китайский язык», профессора Пекинского педагогического университета Чжан Байчуня «О лексиконе православных терминов на китайском языке», профессора Пекинского университета Сюя Фэнлиня «О своеобразии православной антропологии» и преподавателя Московской духовной академии диакона Георгия Максимова «Внутренняя духовная жизнь православного христианина».

Первый день празднования 300-летия Православной Миссии в Китае завершился торжественным ужином от имени Института китайско-христианских исследований в Гонконге.

Рано утром гости и участники торжеств прибыли в Институт китайско-христианских исследований Посещение Лютеранского храма Тао Фэн Шань на территории института Чжан Байчунь рассказывает об устройстве алтаря

Украшение кафедры ввиде креста на лотосе – своеобразное сочетание христианских и восточных симовлов

Макет христианского храма в виде семиэтажной пагоды символизирует ступени духовной лестницы при борьбе со страстями Евангелие и молитвословы хранятся под каждым стульчиком Посещение часовни Икона св. Апостолов Петра и Павла в часовне

 

 

Прот. Дионисий фотографирует на память общий вид зала, в котором проходила конференция Приветственное слово владыки Ефрема Проф. Даниил Янг, Директор Института китае-христианских исследований и прот. Дионисий Поздняев Проф. Сюй Фэнлинь, Пекин Прот.Дионисий Поздняев проф. Марина Витальевна Румянцева (ИСАА МГУ) Людмила Григорьевна Губарева, Координатор русского центра при Университете святого Иосифа, Макао Нельсон Митрофан Чин, Президент Братства всех китайских святых, Бостон, США Владыка Евфрем благословляет трапезу Лютеранский храм Тао Фэн Шань Подарочная тарелка в сувенироной лавке Деревянные скульптуры с основными моментами жизни Христа (в сувенироной лавке) Владыка Ефрем в сувенирной лавке Владыка Ефрем и прот. Алексей Кисилевич (Шанхай) рассматривают Евангелий на китайском языке Прот. Дионисий Поздняев в сувенирной лавке Владыка Ефрем в сувенирной лавке Чжан Байчунь и вл. Ефрем Дискуссии и разговоры продолжаются и на улице: прот. Дионисий, проф. Чжан Байчунь и владыка Ефрем Внешний вид здания, где проходила конференция проф. Марина Витальевна Румянцева (ИСАА МГУ) Встреча долгожданных гостей – протоиерея Михаила Ли и матушки Анны Встреча долгожданных гостей – протоиерея Михаила Ли и матушки Анны Встреча долгожданных гостей – протоиерея Михаила Ли и матушки Анны Матушка о. Михаила Ли Анна Ли Михаил Дроздов, председатель координационного совета соотечественников в Китае и старейшего русского клуба в стране проф. Чжан Байчунь (Пекинский Педагогический Университет) отец Михаил и матушка Анна Ли Александр Зайнигабдинов, Пекин Диакон Георгий Максимов, МДА владыка Ефрем, прот. Владимир Бойков из Новой Зеландии и прот. Михаил Ли Отец Михаил Ли прот. Владимир Бойков и владыка Ефрем

Проф. Линь Цзинхуа и монахиня Наталья (Гонконг) Людмила Григорьевна Губарева, Координатор рууского центра при Университете святого Иосифа, Макао и о. Дионисий Амвросий Лин Сэнь, студент-русист, Пекин Монахиня Наталья (Гонконг) Колокол на Лютеранском храме Тао Фэн Шань Фигруки апостолов на крыше Лютеранского храма Тао Фэн Шань

Диакон Георгий Максимов, МДА

проф. Чжан Байчунь (Пекинский Педагогический Университет) Проф. Сюй Фэнлинь, Пекин проф. Марина Витальевна Румянцева (ИСАА МГУ) Диакон Георгий Максимов, МДА Нельсон Митрофан Чин, Президент Братства всех китайских святых, Бостон, США Торжественный ужин, организованный Институтом китайско-христианских исследований Торжественный ужин, организованный Институтом китайско-христианских исследований Торжественный ужин, организованный Институтом китайско-христианских исследований Чтец Папий Фу Силян, Шанхай, прот. Михаил Ли и матушка Анна, Сидней

Читайте также:

300 лет православному… Китаю

Протоиерей Владимир Бойков: Made in China, рожден в Австралии, русский

100 миллионов христиан — китайцев, или Перспективы православия в Поднебесной (+Видео)

 

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.