300 лет православия на Камчатке
Сайт Белгородской Православной Духовной семинарии
Андрей Борисович Ефимов, заместитель декана миссионерского факультета ПСТГУ
Весь двадцатый век был веком подмен и крушения традиционных церковных, государственных и культурных структур, традиционного менталитета как православных народов, так и католических. В результате сегодня во всем мире через рекламу, Интернет, телевизор, кино, радио, газеты широко и агрессивно наступает растление. Прятаться невозможно. В школах и вузах наркотики, на улицах и в транспорте пристают сектанты. Каждая третья семья неполная.
Где взять пример, образ того, как нести в наш многострадальный народ Слово Божие? Еще двадцать лет назад люди были иными, и в удивлении и ужасе отходили, когда сталкивались с теми проявлениями зла, которые нас окружают сегодня. 15 лет назад на нас хлынул поток разврата, насилия, пошлости, стяжательства, но, промыслом Божиим, одновременно при храмах открылись воскресные школы, начало разворачиваться строительство новых храмов. Тогда родители и бабушки привели в церковь детей и внуков, чтобы мы дали им духовно-нравственный стержень, чтобы эти дети выросли людьми. Для преподавателей воскресных школ (прежде всего) был создан наш Православный Свято-Тихоновский богословский институт. Во всей нынешней разрухе надежду вселяет только храмовое строительство, благодаря которому, начиная с 1988 г ., возводится около 1000 храмов в год. В среднем по всей России каждый день вырастают два или три храма, и каждые 12 дней открывается новый монастырь.
Сначала и молодые, и старые шли в храмы охотно. Но сейчас этот поток новых людей стал значительно меньше. Большая часть пришедших не осталась в Церкви, они ушли совсем или оказались в сектах. Одна из главных причин наших бед в том, что многие храмы и сейчас еще не готовы принять тех, кто приходит к нам извне, из страшного современного мира, неся в своей душе печать страстей. Следует напомнить, что сектанты и протестанты, отчасти католики, лучше нас были подготовлены к переменам в нашем обществе. По оценкам специалиста по проблемам религии и Церкви профессора Трофимчука, на подготовку и присылку к нам миссионеров — сектантов и протестантов тратились огромные средства, особенно в первые годы перестройки: около 1 миллиарда долларов ежегодно. В основном деньги шли от США, Германии, Кореи и Японии. И сегодня сектанты свободно покупают время на телевидении, издают огромными тиражами нужную им литературу и т. д.
Кто такой миссионер сегодня, и чему учит нас история нашего миссионерства? Церковь говорит, что единственным идеалом и целью жизни является святость. Этим идеалом жил русский народ почти десять веков, за что наша страна и была названа Святой Русью. И все эти века самой распространенной в народе книгой были Четьи минеи, ежемесячные жития святых. Из этих книг народ получал значительную часть образования и на них воспитывался. Тем более и мы должны обращаться со стоящими перед нами трудными вопросами к святым подвижникам нашим, потрудившимся в проповеди веры, явившим нам пример миссионерства, начиная с древних веков и кончая современностью.
Богословие миссии призвано приоткрыть тайну священноапостольства, тайну распространения благодатного света в непросвещенном мире. Для этого нужно дать представление о мире, спасаемом и просвещаемом благодатью Божией. Нужно описать человека и то, как благодатью Божией он становится членом Церкви, живет, строит свою жизнь в отношении к Богу, к другим людям и к миру. Необходимо изъяснить, как человек может в меру образа и подобия Божия быть сотрудником Богу в Его благодатном просвещении другого человека. Требуется приоткрыть тайны границ Церкви, соотношения Церкви и мира, и тогда на основании православных антропологии, экклезиологии и сотериологии приоткрывается тайна священноапостольства, возникает миссиология.
Миссионерство начинается с того образа проповеди, который дал нам Христос, — образа всех трех лет Своего служения. Этому образу уподоблялись апостолы, несшие благую весть о Царстве Божием. Господь готовил апостолов, посылая их на благовестие, даруя им благодатную силу благовествования и исцеления. Закончилось Его земное служение словами, обращенными к апостолам, к Церкви, к нам: «Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа… и се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Мф. 28, 19-20). Им же даны и совершенные образы доброго самарянина и доброго пастыря, полагающего душу свою за овцы своя.
Каждый христианин несет в мир радость Благой вести, радость причастности Воскресению Христову, победе, победившей мир. И эта радость причастности любви Божией, которой он делится с другими, становится неиссякаемым источником радости о Духе Святом, ибо от избытка сердца глаголют уста. Свидетелями этой благодатной радости были апостолы и все поколения христиан, потому что православие — это радость, радость и радость.
Естественное состояние для здорового живого организма Церкви — расти. Этот рост во всем многообразии форм изучает история миссий. Русская Церковь в течение тысячелетия просвещает не только народы Российской империи, но и иные, и имеет огромный миссионерский опыт. Это связано и с тем, что территория империи занимала больше шестой части всей суши, и с разнообразием народов и малых этнических групп, населявших эти земли. Всю историю России, начиная со святого князя Владимира, можно рассматривать как борьбу за православную государственность, а идея союза Церкви и государства в решении всех вопросов земной жизни стала национальной идеей российского народа. Опыт истории симфонии Церкви и государства в России уникален. Российская империя в течение многих веков была главным, а временами и единственным оплотом православия, и крушение ее в 1917 году означало постепенное крушение и остальных меньших «православных миров».
Российские народы, перенявшие от Византии православие и идею православного государства, приняли и завет Христа — идти до конца Земли с проповедью христианства. То, что не всегда удавалось Византии, удавалось России и Русской Церкви в течение десяти веков. Удалось создать и сохранить православную империю, в состав которой входили частично или полностью непросвещенные народы, и постепенно просвещать их православной верой. Удавалось за границей при посольствах создавать храмы и центры православного просвещения: иногда впереди шли православные миссионеры, завоевывая любовь и уважение, а затем шла дипломатическая миссия. Так, в Пекине до 1861 года через духовную миссию осуществлялось и дипломатическое представительство, пока не появилось русское посольство. Роль духовной миссии в просвещении и истории Аляски, Америки и Японии трудно переоценить.
В истории русского миссионерства сияют многие подвижники, святые, послужившие Церкви и народам, населявшим нашу Родину. Их подвигами сеялось и взращивалось зерно православной веры, и на этой закваске поднимались российские народы, российская государственность, российская культура и хозяйство; вся жизнь пропитывалась духом православной веры. На фундаменте православия строились отношения между различными народами, заселявшими Россию, в том числе и с теми, которые придерживались магометанства, буддизма или язычества. Тысячелетний опыт веропроповеднического подвига духовенства и мирян, аристократии, государей и простолюдинов, ученых богословов и простых крестьян в самых различных условиях остается сегодня неизвестным и невостребованным Нет ни одной обобщающей монографии по истории российской миссии, кроме маленькой брошюры протоиерея Евгения Смирнова 1904 года.
Расцвет миссионерства приходится на вторую половину XIX и начало XX века, до Первой мировой войны. Этому расцвету существенно содействовало созданное в 1870 году Православное миссионерское общество, объединившее здоровые силы православной России в деле помощи веропроповедничеству. За эти годы было достигнуто очень многое, но нарастали и разрушительные явления. Противостоять разрушению силами миссионеров не удавалось, и это мы видим из материалов миссионерских съездов, включая последний, пятый, в августе 1917 года.
Соблазны подменных антихристианских идей «свободы, равенства, братства» разрушали православную веру в народе, православный уклад народной жизни, православную государственность в течение длительного времени. Эти разрушительные течения периодически проявлялись и ранее во всех слоях общества и в различных формах, вплоть до восстания декабристов и начала деятельности террористических организаций. В Россию антихристианский тоталитаризм (в том числе и в демократических одеждах) шел с Запада, где попытки антицерковных революций сотрясали Европу в течение нескольких веков.
В начале XX века уже далеко не весь российский народ жил в Церкви и Церковью, соблазны находили почву, укореняясь. Во время великих искушений народ не устоял в вере, духовные основы оказались недостаточно прочными, и православная империя пала.
О возможности духовного возрождения свидетельствуют первые плоды посттоталитарного проповедничества: строительство храмов, создание духовных школ, возрождение монастырей, православных издательств, и многое, многое другое. И главное для нас сегодня — обретение корней в мученическом подвиге за Христа наших отцов и дедов. Тогда откроются и пути промысла Божия, ведущие к воссозданию православной Руси, Святой Руси, этого уникального православного мира, живущего идеалами святости, стремящегося к святости.
В следственных показаниях епископа Арсения Жадановского (на допросе 28 мая 1937 г ., дело № П-25682), расстрелянного на Бутовском полигоне под Москвой в 1937 году (на этом полигоне каждую ночь расстреливали сотни людей до 1953 года), есть такие строки: «Православная церковь в настоящее время находится в очень тяжелом положении… Православная церковь неоднократно переживала гонение и снова возрождалась, так и в настоящее время. Положение, которое переживает Церковь при советской власти, должно измениться. Церковь будет восстановлена, откроются монастыри. Советская власть будет свергнута народом, и управлять страной будут русские верующие люди, преданные Православной Церкви».
Сегодня наступает время духовного возрождения России, которое провидели многие наши святые. Глубокое воцерковление народа, семьи, возрастание детей в христианских семьях и в храме, православное воспитание и образование, участие всех прихожан в активной приходской жизни позволяют выявить тех, кто способен к миссионерскому служению. Народ Божий должен сам дать из своей среды будущих миссионеров, стремящихся потрудиться подвигом священноапостольства. Подготовка к служению — это с одной стороны, духовное возрастание, а с другой — образование и приобретение навыков и опыта, в том числе опыта участия в жизни храма (богослужебной и внебогослужебной) и опыта общения с людьми.
Веропроповедничество всегда более обращено к сердцу, чем к уму. Святитель Иннокентий Вениаминов, апостол Аляски учит: «Но чтобы действовать на сердце, надобно говорить от сердца: от избытка бо сердца уста глаголют. И потому тот, кто исполнен и избыточествует верою и любовью, может иметь уста и премудрость, ей же не возмогут противиться сердца слушающих, и которая указует как, где и что говорить…»
Главным фактором духовного просвещения и воцерковления народа являются возрождение богослужебной и приходской жизни и подлинный пример православных христиан, несущих евхаристическую радость своим ближним. Только завоевав любовь и уважение ближних, можно нести им Слово Божие. Уже сейчас идет создание центров духовного просвещения — миссионерских центров, которые иногда называются Центрами православной культуры. Работа таких центров оказывает влияние на все слои населения; они имеют обширные библиотеки, фоно- и видеотеки. Но при всем разнообразии современных православных изданий необходима дополнительная издательская работа с миссионерскими целями, в том числе для детей, юношества, пожилых людей.
Перейдем к конкретным планам веропроповедования. Делом первейшей необходимости стало создание миссионерского центра, собирающего и обобщающего миссионерский опыт, как старый, так и современный. Центр призван содействовать образованию и воспитанию миссионеров, участвовать в создании православных СМИ, в том числе образовательных. Приведем вариант функционально-содержательной структуры центра.
Функциональная и содержательная структура Миссионерского центра
1. Информационно-аналитический отдел.
Информационно-аналитический отдел производит сбор и анализ информации по различным направлениям деятельности МЦ. А именно:
— накопление материала по работе остальных отделов МЦ,
— разрабатывает вместе с иными отделами различные целевые миссионерско-просветительские программы;
— проводит исследование по сотрудничеству отделов МЦ с другими государственными и негосударственными организациями в соответствии с направлением их деятельности;
— проводит социологические исследования по проблемам духовно-нравственной жизни;
— создает группы по экспертизе воспитательно-образовательных программ и методических материалов по духовно- нравственному воспитанию;
— организует связи с синодальными отделами, епархиями и иными миссионерскими структурами РПЦ и с государственными и общественными структурами;
— анализирует и обобщает опыт православного христианского просвещения в регионах России, Украины, стран СНГ и за рубежом;
— проводит совещания по духовно-нравственному просвещению для руководителей учреждений образования, здравоохранения и культуры;
— анализирует ежемесячно итоги деятельности МЦ, помогает руководству в разработке стратегии и тактики всей деятельности центра.
2. Отдел сопровождения социального служения.
Функциями отдела являются:
— консультирование социальной работы;
— обеспечение центров социальной помощи методическими разработками, программами по социальному служению;
— помощь благотворительным центрам в создании миссионерско-просветительских проектов и благотворительных акций;
— консультирование центров социальной помощи по организации миссионерско-просветительских курсов в пенитенциарных учреждениях;
— консультирование благотворительных фондов по спорным вопросам и нахождение православных специалистов для разрешения сложных проблем в данном направлении.
3. Отдел методического обеспечения и организации духовного просвещения.
Функциями отдела являются:
— организация и управление деятельностью подведомственных групп отдела соответственно направлению этих групп;
— группы отдела прикреплены к телевидению, радио, другим СМИ, паломнической службе, молодёжным центрам и молодёжным движениям, центрам по взаимодействию с военнослужащими, центрами по работе с наркозависимыми, к интернет-проектам, к издателям и распространителям духовной и просветительской литературы;
— обеспечение соответствующими материалами, методическими разработками, программами разнообразных видов просветительской деятельности;
— группы осуществляют рецензию деятельности TV, радио, центров социальной помощи, паломнических служб и других видов просветительской деятельности на предмет соответствия этой деятельности вероучению Православной Церкви.
4. Отдел методического обеспечения подготовки миссионерских кадров.
На всех этапах реализации программ духовно-нравственного просвещения задача подготовки миссионерских кадров предполагается одной из приоритетных. В задачу отдела методического обеспечения подготовки миссионерских кадров входит:
— совершенствование стратегии, тактики, концепции, учебных планов, программ по подготовке православных миссионерских кадров;
— составление методических рекомендаций по духовно-нравственному просвещению для различных категорий специалистов;
— методическое обеспечение подразумевает составление учебных и практических пособий (программ), а также подборку литературы, наглядного и иного материала (аудио, видео);
— на основе методических материалов, разработанных отделом методического обеспечения подготовки миссионерских кадров, предполагается создание рабочих групп, которые будут заниматься подготовкой миссионерских кадров на базе ПСТГУ;
— отдел обеспечивает условия для повышения квалификации педагогических и руководящих кадров в сфере православной культуры и воспитания. Разрабатывает и организует систему поддержки и стимуляции труда педагогов.
5. Отдел экспертизы просветительских проектов.
Отдел экспертизы просветительских проектов, возглавляемый опытным духовником, дает оценку разрабатываемым проектам по методическому обеспечению и организации духовного просвещения, а также по обеспечению подготовки миссионерских кадров;
— дает заключение о разработанных проектах,
— разрабатывает систему дополнительного образования и переподготовки, систему повышения квалификации и др.;
— разрабатывает методики и материалы по дистанционному обучению и переподготовке кадров просветителей.
6. Отдел сопровождения системы образования.
Отдел принимает непосредственное участие во всей образовательной деятельности. В сферу деятельности отдела входит участие в разработке методического обеспечения подготовки кадров, центра довузовского образования (детский сад, школа), дополнительного образования, системы повышения квалификации и подготовки специалистов высшей квалификации;
— участвует в составлении и изменении имеющихся программ по духовно-нравственному воспитанию для дошкольных учреждений, начальной и общей основной школы, дополнительного, среднего специального и высшего образования;
— организует работу по интеграции духовно-нравственной составляющей в содержании образовательных программ по различным методикам и учебным дисциплинам;
— организует систематическую работу по преподаванию учебного предмета «Православная культура в образовательных учреждениях»;
— оказывает методическую и педагогическую помощь церковно-приходским и воскресным школам.
Нынешнее состояние и проблематика современного миссионерства отражены в материалах Архиерейского Собора РПЦ 1994 года и в материалах миссионерских съездов епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви, проходивших в последующие годы. Определения Собора касаются задач Церкви в области религиозного образования и православной миссии в современном мире.
Памятуя о долге проповеди учения Христова, Архиерейский Собор призывает пастырей и чад Русской Православной Церкви выйти на новое поприще миссионерского служения. В этом служении необходимо руководствоваться заветами Древней Церкви, использовать богатый миссионерский опыт Русского православия, тщательно и бережно соотносить нынешние возможности и потребности с постоянной памятью о годах мученического свидетельства в недалеком прошлом. Необходимо также создавать такой синтез целостной христианской культуры, который был бы творческим отображением вечной и неизменной истины православия в постоянно меняющейся реальности.
Миссионерское служение неразрывно связано с задачей восстановления полнокровной церковной жизни в епархиях и приходах. Миссионерским целям должна служить вся приходская жизнь, в особенности — духовно-просветительские труды пастырей и мирян и повседневная диакония, что является органически присущей общинам «литургией после литургии». Именно поэтому сильное миссионерское воздействие имеет социальное служение Церкви, ее забота о бедных и угнетенных людях, беженцах, эмигрантах, безработных и лишенных крова.
Православная миссия должна учитывать многоликость современного общества, необходимость особого подхода к различным профессиональным и культурным группам, в частности к воинам, рабочим, земледельцам, членам профессиональных движений, к различным группам интеллигенции, к обездоленным жертвам урбанизации и современной технической цивилизации, к людям, входящим в социальные группы риска — подследственным и заключенным. Необходимо особо выделить миссионерскую работу с молодежью, организацию богослужений и религиозных бесед для детей и подростков.
Важной частью миссионерского служения Церкви должен стать ее вклад в культуру, искусство, науку и иные области народной жизни. В этой же связи надо рассматривать вклад Церкви в решение проблем экономики, экологии, миротворчества, устроения государственной и общественной жизни, а также участие православных христиан в общечеловеческих усилиях, направленных на разрешение этих проблем.
По решению Архиерейского Собора был создан миссионерский отдел Русской Православной Церкви с печатным органом «Миссионерское обозрение», проводятся конференции, миссионерские экспедиции, совещания; создан Фонд в поддержку возрождения миссионерства. Миссионерский отдел во главе с архиепископом Белгородским Иоанном работает во взаимодействии с отделами религиозного образования, издательским отделом, учебным комитетом и другими. По всей России, по всем епархиям и благочиниям идет миссионерская работа.
В книге профессора протопресвитера Василия Зеньковского есть такие слова; «Основное содержание нашей эпохи — это разделение, разрыв всей культуры и духовности с жизнью Церкви, уход культуры от Церкви, так называемая автономия культуры, принципиальная ее свобода от религиозных верований. Вера для творчества и культуры стала ненужной, является как бы некоей добавочной роскошью, без которой культура может без вреда обойтись, и к которой она потеряла интерес. Всему есть простор в культуре, но только не вере. Необходимость освящения мира кесаря есть творческое начало в принципе симфонии. Это симфония Церкви и культуры… Церковь должна идти в мир, жить его страданиями и трудностями, но в то же время она должна стоять на страже правды в мире, во власти культуры, должна быть детоводителем мира ко Христу, вести по пути покаяния греха и преображения мирских стихий в творческой жизни мира. Это есть задача воцерковления мира. Весь смысл христианского учения в истории только в этом и заключается, это и есть теократическая задача Церкви».