391 балл за ЕГЭ. Как училась Кира Самойлова
«Я человек нервозный»
— Профильная математика, физика и химия — неожиданный набор, прямо скажем.
— Еще информатика и русский! Я до конца не была уверена в том, чего хочу. Знала, что я технарь, но сомневалась, поступать мне по физике или по химии. Вроде химия ближе, но тогда круг профессий сужается. Физика мне давалась тяжело, и я думала, что сдам ее хуже, чем информатику. В итоге по информатике у меня 88 баллов, а по физике 100.
— Когда ты начала готовиться?
— К русскому, математике и химии — в 10-м. Несмотря на то, что органика началась у нас только в 10-м классе, мы все равно начали готовиться заранее. Наша учительница по химии сказала, что за один год мы мало что успеем, и она была права. В русском ничего нового по теории особо не добавлялось. А по математике мы постепенно изучали темы, но и не переставали разбирать задачи из ЕГЭ.
В конце лета я нашла курсы в онлайн-школе по химии, физике и математике. Я человек нервозный. Мне лучше сделать побольше домашки, чтобы я точно была уверена, что отработала тему.
Летом долго думала: «А вдруг мне не хватит лицея?» За физику я боялась больше всего, а в химии из-за органики было ощущение, что у меня в голове каша, хотелось все как-то систематизировать. Поэтому на всякий случай взяла курсы. Хотя сейчас могу сказать, что я бы и без онлайн-школы справилась и сдала бы хорошо.
В основном я смотрела вебинары на удвоенной скорости, параллельно делая домашку, потому что иначе не успевала. Обычно занятия в лицее у нас шли до самого вечера, свободного времени оставалось очень мало. Зато я себя чувствовала удовлетворенно и потом на экзаменах не волновалась: «Зачем переживать? Вряд ли попадется то, чего я не знаю».
Переживала только за русский. Я не до конца знала все тонкости и, опираясь на правила, делала ошибки. Поэтому в основном старалась писать так, как чувствую. Для меня все гуманитарные предметы нелогичны, учить их тяжело. Хотя в химии-физике тоже надо учить, но там одно выводится из другого и можно понять связь. А в русском так не получится.
Взять словарные слова — на ЕГЭ могут дать что угодно, у нас миллионы этих слов. И откуда я могу знать, как они все пишутся? С паронимами у меня тоже бывают проблемы, я могу не заметить подвох. Мама всегда говорила, что я придумываю слова, неправильно добавляю какие-нибудь суффиксы и считаю, что это нормально.
— Ты нашла для себя какой-то выход?
— Я пыталась выписывать слова, которые не знала («Ого, это так пишется, оказывается!»), учила их. Но все равно это не давало уверенности, что именно они попадутся на экзамене. Ощущение, что таких слов больше в разы и я все равно никогда их не выучу.
— Если бы тебе дали словарь в тысячу страниц и сказали, что эти слова будут на экзамене, тебе было бы легче.
— Точно! Я бы все выучила и была спокойна.
Варианты, от которых закипает мозг
— Что было самым любимым?
— Химия. Но на высокие баллы я бы советовала решать что-то «необычное». Например, сборник Добротина — это простой, добрый, хороший сборник, он подойдет для начала, но потом лучше решать что-то посложней. Наша учительница не пойми откуда доставала сложнейшие варианты, от которых вскипал мозг у всех. После такого кажется, что на экзамене вообще все элементарно.
И еще важно не бояться последней задачи. Да, она комбинированная в кучу действий, с разными реакциями, по которым надо что-то вычислить, но она решаема. Обычно химию выбирают сдавать с биологией. Мне кажется, биология — более гуманитарный предмет. А вот в химии надо много считать, решать системы уравнений, думать логически. У многих проблема возникает именно с этим. Но в целом в ЕГЭ редко попадаются суперсложные задачи.
— У тебя был айти-класс, от химии совсем далеко.
— В лицее в 11-м классе был всего один час химии. За это время ты почти ничего не узнаешь, поэтому на экзамене можешь получить баллов 60-70, и то с трудом. Но у нас было четыре дополнительных часа в неделю, на этом настояла наша учительница, и все это время мы готовились. У нас очень высокие результаты — еще одна сотка, 97, 95 и 88. Мы сдавали впятером, для лицея за один год это много.
— Не знаю, что для меня страшней — химия, профильная математика или физика.
— Математики у нас изначально было много. Наверное, самое сложное для меня — это параметры. Здесь зависит от того, какой попадется. Есть типы решений, но не всегда шаблоны помогают. Надо просто много решать, и тогда ты будешь чувствовать, что делать. Ты видишь параметр, у тебя ощущение, что там наворочено невесть чего — с тригонометрией, с показательными уравнениями, — но если ты что-то подобное видел и решал, может прийти идея, как это раскрутить. Параметры я постепенно нарешивала весь год.
В последнем номере мне сняли баллы за пункт «в», хотя я его сделала. Учительница рассказывала, что этот пункт сложно выкрутить абсолютно логично, чтобы никто не придрался. Но так как это не влияло на конечный балл, то и ничего страшного.
Физика — боль. Наверное, в 9-м классе я еще что-то понимала, но потом все рухнуло. А как сдавать-то? Надо заниматься дополнительно. Можно сказать, на физике мне повезло с вариантом. После ЕГЭ мы с девочкой из моего класса сравнили варианты, и оказалось, что они были противоположные. Допустим, у нее известна масса грузика и надо найти его ускорение, а у меня известно его ускорение и надо найти массу грузика. Числа совпали, мы проверили всю вторую часть и поняли, что у нас все правильно, если не снимут баллы за оформление.
Но времени я больше тратила на химию и математику, потому что эти предметы мне очень близки и я чувствовала, что хочу поступать все-таки по ним.
— Информатика?
— Там я вообще дополнительно не занималась и не особо переживала, понимая, что сдаю на всякий случай. Нас хорошо готовили на уроках, и было сложно написать совсем плохо, 70+ было обеспечено, если ты ходил.
Последний пробник я написала на 92 балла. Но экзамен оказался сложнее. Были олимпиадные ребята, которые могли бы написать на 100, но две последние жуткие задачи все испортили, многие их завалили. Информатика сейчас очень популярна. Очевидно, что ее будут усложнять.
— Но ты в айтишники не хотела. В медицинский, судя по всему, тоже.
— Биологию не люблю. Мне страшно смотреть на свои раны, а на чужие тем более. Поэтому медицина сразу отпала. Просто химия.
«Не получается, а тебе нужно все на отлично»
— Ты училась в сильном лицее. Как сложилось, что именно там?
— Случайно, на самом деле. Родители хотели отдать меня туда с первого класса, но так рано не принимали. Когда я оканчивала началку в языковой гимназии, папа узнал, что принимать начали с 5-го. Я никак не готовилась, хотя некоторые ребята специально ходили на курсы. Мне сказали: «Попробуй, проверь свои силы».
Каким-то чудом я написала этот экзамен и прошла. Встал выбор: идти или не идти. Выяснилось, что моя лучшая подруга из моего класса тоже писала этот экзамен и не поступила, а я без нее идти не хотела. Но меня уговорили, а она все равно поступила позже.
— Насколько сложно было учиться?
— С одной стороны, тяжело, потому что новые, незнакомые люди. Крепко подружиться долго не получалось, как и вклиниться в уже сложившиеся компании. С другой, было привычно, потому что последний год в моей гимназии мы учились, как в средней школе, с разными учителями. Хотя требования были сильно выше. Например, на математике каждый урок нам давали тесты, контрольные и зачеты.
— Конечно, ты была отличницей.
— Да! К сожалению. Поначалу когда что-то не получается, а тебе нужно все на отлично, ты постоянно думаешь: «Так, до четвертной не хватает еще три пятерки!» — и это усложняет жизнь. Что буду отличницей, я настроилась еще в началке, а потом попала в систему, где по профильным предметам тяжело получить пятерку. Все годы у меня закрыты на отлично, хотя в четвертях проскакивали четверки — кажется, по истории, по программированию. Но в целом вытягивала.
— Зачем?
— Некоторые учителя тоже спрашивали, говорили, что лучше углубиться в предметы для ЕГЭ. Но золотая медаль дает дополнительные баллы. А несколько баллов — это очень серьезно. Моя лучшая подруга не смогла поступить в Вышку, хотя у нее 295 баллов. Если бы у нее было три балла за медаль, она бы прошла в зеленую волну и могла учиться за счет средств из бюджета Вышки.
С 5-го класса я держала уровень, в последние два года больше работала репутация: все понимали, что я стараюсь и готовлюсь к контрольным, поэтому шли навстречу.
— Ты ходила на олимпиады?
— Я участвовала все годы с 5-го класса, но в основном в математических. Наша учительница нас реально готовила на дополнительных занятиях, и первые годы я что-то занимала. В 9-м классе я прошла на регион Всероса по химии и стала призером. Но до региона дойти довольно легко, а вот взять что-нибудь там уже проблема. В 10-м классе я поплыла в органике, и на регионе мне уже не хватило баллов.
Была смешная история. Со мной на олимпиаду пошла моя подруга, и мы вместе попали на регион. Там два этапа, практика и теория. Теорию мы написали как смогли. На практике сели рядом, там было сложное титрование: тебе дают раствор неизвестного вещества, и ты по каплям добавляешь другое вещество, чтобы понять, что реагирует, а что нет. Надо расписать и выяснить, что за растворы, какая концентрация.
Мы были к такому совсем не готовы. И под конец, когда надо было сдавать работы, мы так и не поняли, что нам с этим делать. Написали многое наугад. У нас были разные варианты, мы попали к разным проверяющим, и это страшно! Моя проверяющая меня мучила: все у меня посмотрела, спросила, откуда я это взяла, а я и не знаю. По вдохновению. И все. Но смешно, что мы попали в верные ответы. Это показывает, что на олимпиадах писать нужно абсолютно все, что приходит в голову.
А так у меня в 10-м классе была бауманская олимпиада «Шаг в будущее» по математике. Она третьего уровня, поэтому дает либо дополнительные баллы в другие вузы, либо право БВИ в Бауманку.
В 11-м классе я пыталась что-то написать по математике, но дело не пошло. Идти неподготовленным — трата времени. Было ощущение, что это бессмысленно и легче готовиться к ЕГЭ. Но это не так. Лучше брать олимпиады. А с ЕГЭ начинаются мучения: пройдешь ты или нет, когда 70% мест занимают ребята с правом БВИ?
Омут несделанных домашек
— Расскажи про свою жизнь в этот год.
— Я не только училась. Всегда были тусовки, особенно в этом году. Конечно, до ноября я держала себя в тонусе с онлайн-школой, была супервумен, которая успевает в лицее, а потом посмотрит пять миллионов вебинаров и делает пять миллионов домашек.
Потом началась подготовка к сочинению, я слушала аудиокниги, иногда что-то перечитывала по кратким содержаниям. Онлайн-школа ушла на второй план — и у меня образовалось 10 долгов за несколько дней. Жуть! Ты заходишь на сайт: математика — 10 домашних работ. Когда это успеть?
Закрываешь один вебинар, а за день добавляется два. Ты утопаешь в омуте несделанных домашек и непросмотренных вебинаров. В какой-то момент я решила, что хуже уже не будет. Какая разница, 100 вебинаров не просмотрено или 90? Можно и пропустить.
— Меня бы грызла совесть, что я плачу за это деньги.
— И меня тоже грызла. Но мы не очень много заплатили, тем более я еще и вернула деньги за свои 100 баллов, у онлайн-школы есть кэшбек. В целом совесть меня не сильно мучила, ведь все равно работала немало. Но и ходила на дни рождения, отдыхала на дачах с друзьями.
Перед ЕГЭ по химии последние две недели я уже не думала о школе и залпом смотрела вебинары. Могла сделать не всю домашку, но посмотреть и вспомнить все темы — да. А по математике дополнительный вебинар ничего не даст. Я просто решала домашки и накануне на всякий случай посмотрела вебинары по последним задачам, чтобы уловить логику решения и понимать, от чего оттолкнуться.
— Как прошли экзамены?
— У нас было очень много ЕГКР (Единая городская контрольная работа в формате ЕГЭ и ОГЭ — Примеч. ред.), мы три раза писали официальные пробники по всем предметам. Поэтому экзамены были как очередные пробники. За 10 минут до первого экзамена я опомнилась: «Так, это уже не пробник». Но в целом не волновалась.
Когда я ждала последний результат, написала классный руководитель: прислали письмо из Департамента образования и науки Москвы, что про меня хотят сделать статью, потому что у меня 300 баллов. Но как? У меня еще не было третьего результата. Значит, либо они ошиблись (но тогда я бы очень расстроилась), либо есть надежда? Информатика — точно нет. Значит, физика? И где-то через полчаса приходят результаты — 100 баллов по физике.
— Не расстроилась за русский?
— Нет, я была рада 91 баллу! Ожидала меньше. Наверное, я мало уделяла ему времени, но иначе пришлось бы меньше заниматься химией и физикой. Я не жалею, потому что все равно сделала свой максимум.
МГУ или ВШЭ?
— Куда ты подавала документы?
— В Высшую школу экономики на химию, это первый приоритет, потом на информатику и вычислительную технику, информационную безопасность. В МГУ подавала на фундаментальную химию, еще думала над университетом им. Менделеева. На всякий случай подала в Бауманку на биомедицинские технологии и айти-специальности — туда у меня было право БВИ.
— Что в этом году с конкурсом в Вышке?
— Всего 35 бюджетных мест, 16 занимают олимпиадники и льготники. Удивительно, что из льготников не все подали оригиналы.
Могу сказать, что поступление сложнее самих экзаменов. Я ведь не думала над вузами до этого, все откладывала на последний момент. Просто решила, что сначала надо написать ЕГЭ на максимум, а там смотреть по ситуации. Но это плохая стратегия.
Потом оставалось мало времени, всего несколько недель. Я хотела поговорить с выпускниками вузов, и нужно было их найти, все обсудить. Это сложнее, чем спокойно искать в течение года, например: вот я нашла человека из МГУ, позвоню-ка я ему.
Я очень нервничала. Не было стопроцентной гарантии, что я поступлю в Вышку, там я повисла на последнем месте, а в МГУ точно проходила. Что выбрать? МГУ для химии вроде логичней. Старшее поколение говорит: «МГУ лучше». Младшее: «Вышка лучше!»
— Вечный спор.
— Буквально вопрос отцов и детей, и ты не уверена ни в чем. Этот период для меня сложней, чем весь 11-й класс.
— То есть ты и в МГУ писала вступительный экзамен.
— Да, я в последний день отправила заявку. Потом стала смотреть дополнительное вступительное испытание. Удивилась, что задания сильно отличаются от ЕГЭ. Целый блок химии, физическая химия, в ЕГЭ не входит, а там она почти во всех заданиях.
Пришлось разбираться самой. В интернете мало информации. Я смотрела разборы прошлых лет, но их надо выуживать. Оригинального решения от МГУ нет. В итоге я нашла девочку, которая окончила в этом году химфак, мы с ней неделю занимались. Я сдала хорошо, на 97 баллов. Но был стресс. Еще и онлайн-формат — он для меня тяжелее. Это круто для регионов, но мне эмоционально легче писать в аудитории.
— Почему Вышка перевесила?
— Я много сравнивала, и некоторые аспекты в Вышке стали для меня ключевыми. Все же я до сих пор сомневаюсь. Но всегда есть возможность исправить, если пойму, что ошиблась.
— Есть идеи, что делать потом?
— Я разговаривала с человеком, который окончил химфак года четыре назад, и он сказал, что не нашел перспективу, кем работать дальше. Быть учителем я не готова. Либо нужно идти в специализированную школу, медколледж, где действительно хотят ее изучать.
В обычных школах к химии относятся как к чему-то ненужному, ее редко сдают. А если я буду преподавать, я бы хотела отдачу. Иначе я буду злиться и срываться на учеников, а зачем это им и мне?
Что делать с этими знаниями дальше? Работать в лаборатории? Не знаю. Идеи есть, но не хочу загадывать.
Перфекционист
— Как хотелось отдохнуть после такого забега?
— Закончились экзамены, был день рождения у моей подруги Тани, мы поехали к ней на дачу на несколько дней. Еще я ездила к своему молодому человеку, а потом — на дачу к себе, там уже спокойно отдыхала с бабушкой.
Я не всегда хочу общаться с людьми, иногда хочется посидеть и посмотреть сериал. Бывает, вижусь с друзьями, мы вместе куда-то выезжаем. Я очень люблю играть в настолки в компании.
— Заметила, что для тебя важно окружение: что в детстве, что сейчас.
— Да, и все ушли в разные вузы, мне так грустно! Тяжело представить, что 1 сентября мы не придем и не будем все вместе. Не знаю, как в этом году я бы справилась без поддержки семьи, друзей, молодого человека.
— У тебя в семье были отличники?
— Просто хорошо учились, но не отличники. Думаю, каждому ребенку хочется быть для своего родителя хорошим. И когда тебя хвалят за учебу, ты понимаешь, что это «зеленый свет» и надо продолжать.
Когда я сказала, что хочу окончить школу с красным аттестатом, мою учебу перестали контролировать, никогда не заглядывали в дневник. Наверное, все знали, что я человек ответственный. Если я сказала, то буду стараться это выполнить.
— Что бы ты еще в себе выделила кроме ответственности?
— Я перфекционист. Мне важно, чтобы люди вокруг делали на совесть то, за что они берутся. К себе отношусь так же.
— Как думаешь, перфекционизм и комплекс отличника — связанные вещи?
— Комплекс отличника для меня — это когда человек боится сделать ошибку и не готов из-за страха идти к новому. Он делает что-то, чтобы всем вокруг нравиться: ты для всех идеальный, самый крутой, хорошо делаешь свою работу.
А перфекционизм — когда ты не другим показываешь, какой ты классный, а самому себе. Человек может быть перфекционистом, но для него учеба не будет важным критерием, и он не будет отличником.
Фото: Юлия Иванова