Праздник 4 ноября, официально заявленный как «День народного единства» появился в нашем календаре сравнительно недавно – в 2005 году. Ввели его по предложению Межрелигиозного совета России с целью возрождения почитания дня освобождения Москвы от польских захватчиков.
Традиция празднования появилась еще при Алексее Михайловиче и окончилась с революцией 1917 года. Многие, особенно коммунисты, презрительно рассматривают новый праздник как замену 7 ноября, однако, не стало ли в свое время 1 мая в народном календаре «краской пасхой», не заменило ли Рождество для жителей Римской империи привычные и традиционные сатурналии?
Действительно, дата выбрана неслучайно. Закончилось смутное время, Русь сохранила свою идентичность, которая находилась на грани исчезновения, собственную веру, государство, вновь обрела столицу, создала все условия для избрания нового царя. Процесс перерождения праздников со сменой традиции вполне естественен и известен испокон веков.
Однако, пока праздник для россиян по-настоящему красным днем не стал, о чем вот уже который год повествует ВЦИОМ: до сих пор большинство граждан России его правильно назвать не могут, события, к которому приурочен, не знают и отмечать не собираются. Причем, как явствует неумолимая статистика, серьезной положительной динамики в этом вопросе не наблюдается. Следует отметить, что случай этот далеко не уникальный для нашей самой новейшей истории. Главный государственный праздник России «День независимости» 12 июня пользуется еще меньшей популярностью среди населения.
Свято место пусто не бывает, и главный политический праздник страны, напрямую поднимающий вопросы формирования русской государственности, межнациональных и межрелигиозных отношений начинает уходить из под контроля его создателей. Фактически ни одного общенационального мероприятия, посвященного именно политическому единению населения от Балтики до Тихого океана в рамках единого государства (за исключением тематически-развлекательных народных гуляний) не существует.
Наоборот, Москва 4 ноября представляет собой настоящий «праздник непослушания», политической дезинтеграции народов России, поскольку самым цитируемым в СМИ мероприятием будет т.н. «Русский марш». А помимо него – митинги ЛДПР, Единой России, антифа и многих, многих других. Причем, что характерно, на митинг партии власти на Поклонной горе заявлено 7000 участников (как думаете, соберут?), а на Русский марш 25000.
«Русский марш» стал самым цитируемым событием 4 ноября в рунете. Не верите? Поглядите, какое событие 4 ноября упоминается чаще! Да вся политическая дискуссия вращается так или иначе вокруг «русского марша», рост численности участников которого, кстати, налицо. Как налицо и факт: власти изобретали праздник под себя, назвали «днем народного единства», а в результате 8 лет проведения праздника дискурс оказался прочно захваченным оппозицией, протестующей против единения народов России и в целом негативно оценивающей весь традиционный имперский ход развития российской истории.
В чем же причина такого индифферентного отношения граждан России к новым государственным праздникам? Почему оппозиция задает тон этому празднику, а власти проводят безликие мероприятия для галочки? Думаю, ответ на этот вопрос окажется очевидным: новая российская государственность за 20 лет своего существования так и не обрела собственного политического смысла и не базируется на прочном идеологическом фундаменте.
Похвально, что предпринимаются попытки основы любой государственной идентичности – исторической преемственности, с чем и связан праздник 4 ноября. Однако, подтверждения этой преемственности на практике пока не происходит.
Для верующего человека в России 4 ноября всегда был праздником и без государственной указки. Казанская икона является одной из самых почитаемых в России, и отношение к ней особое. Ее заступничество в смутное время – лишь один из эпизодов богатой «биографии». Вне зависимости от желания властей роль русской церкви в преодолении смуты трудно переоценить.
Это наш праздник, и праздновать его следует особо. Националисты идут на «Русский марш», антифа, сторонники ЛДПР и Единой России – на свои митинги-собрания, куда податься православным христианам? Только организовать собственный вариант празднования, который по русской православной традиции принято проводить в форме крестного хода.
Следует заметить, что в первый год празднования (2005) крестные ходы проводились в целом ряде городов России, в то числе и в Москве. Однако, потом от этого почему-то отказались. В результате, к 2012 году, то есть к 8 годовщине введения памятной даты и 400-летней годовщине преодоления смуты Россия подошла без какой-либо традиции празднования. Единственная сложившая исторически на Руси форма празднования памятных дат, тем более, настолько связанных с церковным календарем, как 4 ноября – это крестный ход. Возможно, власти не хотели бы делать крестный ход символом праздника в связи со светским характером государства.
Однако, есть две причины , по которым крестный ход необходимо поддерживать и возглавлять: никакой другой популярной формы за 8 лет придумано не было, и враги власти в последнее время все чаще являются одновременно и врагами церкви. Это ли не причина совместить светский праздник с церковным, из которого он и произошел?
В этом году в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Нижнем Новгороде, Ярославле и другим городам России пройдут крестные ходы. В них помимо духовенства планируется участие представителей власти и различных политических организаций. Хочется надеяться, что такая форма проведения праздника Казанской иконы Божией Матери окажется наиболее популярной в народе, и численность участников превысит прочие проекты. В конце концов, крестный ход должен стать главным мероприятием ежегодного праздника 4 ноября, символом единства власти, церкви и народа.