Минувшие две недели были богаты на события, которые, в свою очередь, не могли не вызвать отклика в чутких сердцах и дневниках православных блогеров.
Больше всего пищи для размышлений дали московские новости. Последняя декада сентября началась с обсуждения строительства на Боровицкой площади. Вот одно из самых точных (скажем прямо, и одно из немногих подходящих для цитирования — большинство блогеров, вне зависимости от вероисповедания, на выражения не скупится): “Пора пройтись по Москве прощаясь, как с дорогим покойником. Кочевники на архитектуру смотрят просто: где хотим юрту, там ее и раскинем. На очереди дом Пашкова, Манежная и Кремль. Минины в Лондоне, Пожарские в кутузке. Куршавель-оглы форева”.
Впрочем, в различных СМИ появилась информация, что временный исполняющий обязанности мэра столицы В.И. Ресин застройку Боровицкой площади отменил. Правда, Рустем Адагамов, более известный как жж-юзер drugoi, свидетельствует, что пока ничего не изменилось.
В блогосфере месяц заканчивается реакцией на отставку московского градоначальника. Тут мнения блогеров разделились.
“Вовсе не стесняюсь признаться: на выборы Лужкова я — демонстративно прогуливавшая выборы с 19-ти лет — сознательно ходила. А за Лужкова я голосовала. Не потому, что мне нравится, что он делает с Москвой. А потому, что, в отличие от большинства представителей современной власти, Лужков — живой. Он из наших девяностых, а не из попахивающих гнильцой двухтысячных. Он человек, а не механизм в костюме. Как человек, он ошибался, имел свои пристрастия и представления, не был свободен от человеческих слабостей. Но ни разу за все эти годы у меня не возникло ощущения, что он — чиновническая нежить, андроид”. — пишет в своем блоге Анна Валерьевна Архангельская, доцент филологического факультета МГУ.
Совершенно иначе оценивает “отрешение” мэра от должности Андрей Хвесюк, координатор движения сопротивления убийству детей:
Ну и, конечно, нельзя было не обсудить письмо Ю. М. Лужкова Д. А. Медведеву.
Впрочем, и без политических событий блогерам было, о чем поговорить — вечные церковно-исторические и богословские темы никогда не перестают волновать православных.
В журнале иконописца, богослова и православного книгоиздателя Киприана Шахбазяна поднят вопрос о Евхаристии: “Если Тело и Кровь в нас не истощаются, не истлевают, не извергаются, то зачем повторять Причастие? Я, честно сказать, и у свв. отцов ответа не вспомнил, и сам не нашелся, что ответить…
Сергей Болотов в провокационной манере начинает в своем живом журнале историческую дискуссию о гонениях на Церковь в СССР: “в Советском Союзе не было репрессий против христиан, равно как их не было против представителей других религий или национальностей. Были репрессии против инакомыслящих”.
Нельзя не упомянуть о своеобразном “прорыве” в блогосфере, произошедшем на завершающейся неделе: православная проблематика заинтересовала безрелигиозных блогеров.
Уже упомянутый Рустем Адагамов цитирует высказывание широко известного в православном Рунете (не в последнюю очередь благодаря своим экспрессивным высказываниям) главы Ассоциации Православных экспертов Кирилла Фролова: «Сейчас православие — это основа модернизации. Лично я считаю, что русские компьютеры должны создаваться при русских монастырях: умные молитвы, умное делание, умное монашество. Мы считаем, что православный инновационный центр должен открыться в Сколкове, потому что Церковь — это опора модернизации, а не помеха».
На момент написания этого текста, количество комментариев к записи “drugoi”-го перевалило за 600, большинство из них выдержаны в лучшем случае в ироническом, а в худшем — в явно негативном по отношению к Церкви тоне. Частное мнение было воспринято (как всегда в таких случаях происходит) как позиция духовенства.
Непродуманное популистское высказывание оставит у многих не лучший осадочек в понимании взаимоотношений Церкви и научного сообщества. А ведь вместо призывов разрабатывать православный компьютер можно было бы вспомнить об опыте всемирно известного геолога профессора протоиерея Глеба Каледы, о колоссальном вкладе в изучение туберкулеза профессора монахини Игнатии (Пузик), о лауреате Сталинской премии за вклад в исследование гнойной хирургии епископе Луке (Войно-Ясенецком), о выдающемся авиаконструкторе и прекрасном богослове И.И. Сикорском, о разработчике космических скафандров игумении Серафимы (Чичаговой) и так далее…
В общем, в живом журнале kirillfrolov можно познакомиться с другими его рассуждениями о роли Православной Церкви в современной общественной и политической жизни России, а также побеседовать с ним об исихазме. В частности, возможно, надо напомнить главному православному эксперту, о том, что умная молитва — это молитва, сосредоточенная в уме, а не молитва о развитии русских компьютеров, а умное делание — это не конструирование русских православных микросхем.
Обычно в наших обзорах мы не рассказываем об обсуждениях материалов нашего портала, но на этот раз в виде исключения мы отступим от этого правила. Большой интерес для блогеров представила публикация о Джанне Дженсен — женщине, родившейся в результате солевого аборта. Поиск Яндекса по блогам выдает 134 ссылки по запросу “Джанна Дженсен”.
Тема оказалась настолько острой, что также вышла за пределы православной блогосферы.
“Она- христианка, но- говорит о Б-ге. И не важно, что она называет его другим именем. Важно, что своей жизнью она говорит- что жизнь- она не наша. Она- от Б-га. И мы не имеем права решать, кому жить, а кому- умирать…” — пишет женщина из Израиля, иудейка.
Несколько страниц комментариев собирает обсуждение текста в блоге Натальи Радуловой. Заранее предупреждаю читателей, что комментарии по ссылке попадаются очень разные. Некоторые из них написаны с альтернативных по отношению к общепринятым этических позиций.
В очередной раз встает вопрос незащищенности не только детей, уничтожаемых абортами, но и младенцев, чудом выживающих при аборте на позднем сроке: “Когда я лежала на сохранении, за стенкой я слышала крик такого ребенка… Это самое ужасное, что я слышала в своей жизни…”.
В одном из обсуждений человек, сам не являющийся абсолютным противником абортов, тем не менее, категорически заявляет, что страх рожать зачастую является навязанным обществом: “аборт — сломает. рождение ребенка — почти никогда не сломает, даже если мальчик сбежит. все эти «ломания жизни» — во многом штампы, социальные страхи. но конечно, надо работать над каждым случаем, говорить с каждой девочкой. а никому неохота этим заниматься”.
Как ни странно, споры вызвала личность самой Джанны Дженсен.
Специально как для возмущающихся горячим выступлением Джанны, так и для борцов с экуменизмом (Джанна — протестантка) переводившая этот текст Юлия Зубкова в своем блоге пишет:
С Юлией солидарен протоиерей Димитрий Карпенко, который тоже обратил внимание на глубочайшую веру Джанны: Удивительное по силе свидетельство о Христе этой совершенно замечательной женщины — Божиего дитя, выжившего вопреки воли людей. Мы часто что-то говорим, о чем-то беспокоимся, но можем ли мы ТАК говорить о своей вере, можем ли мы ТАК свидетельствовать о Христе? Воистину, Бог избрал немощное мира, чтобы посрамить сильное!
Это были некоторые из наиболее интересных записей, представленны[ и не представленных в «Пульсе православной блогосферы», мы продолжим рассказывать обо всех интересных публичных записях, держа руку на «Пульсе».