Добрый день, мои уважаемые читатели!
Поздравляю вас с первым днем осени – праздником Донской иконы Божией Матери.
Вся страна сегодня отмечает 1 сентября – День знаний. Сегодня наши дети идут в школу. Летние каникулы остаются позади. К привычному рабочему ритму пора возвращаться не только школьникам, но и их родителям. Поэтому желаю всем нам терпения, понимания и хорошего запаса сил, которого хватило бы на весь учебный год.
В нынешний четверг передо мной стоит непростая задача. По просьбе редакции решено сделать эту статью тематической и посвятить ее фильмам, главными героями которых выступают школьники и учителя.
С одной стороны – все очень просто, поскольку материала по этой теме мы найдем предостаточно как в отечественном, так и в зарубежном кинематографе. С другой, я не хотела бы просто перечислять все известные и неизвестные ленты лишь для того, чтобы составить какой-то представительный список.
Поэтому я расскажу вам о том самом фильме, который, в определенной степени, вдохновил меня на создание всей серии публикаций о поиске христианского смысла в кинематографе. Но о нем – чуть позже. Сначала отдадим должное Дню знаний.
Школа, учеба, пора взросления – благодатный материал для кинематографа. Где, как не в юности, сильнее всего кипят страсти, бушует протест, разыгрываются драмы и трагедии? Отличная сюжетная канва – просто из учебника драматургии.
Кроме того, создателей книг и кино для подростков вдохновляет альтруистическая надежда передать свой опыт другим, наставить, научить… Сделать мир чуточку лучше. Что скрывать, кино о школе почти всегда преследует педагогическое цели. Разве не с этой целью мы подбираем для своих детей соответствующие фильмы и книги?
Если же вернуться к классификации, которую я предложила в прошлый раз, то кино о школе, в первую очередь, раскрывает тему морального выбора. Выбора между добром и злом, честью и бесчестием. Это истории противостояний личности и коллектива, человека и системы. Рассказ о борьбе против авторитетов. Маленький человек, которого раньше опекала семья, общество, вдруг восстает против прежних порядков и ищет свой путь.
Привычный уютный и понятный мир вдруг оборачивается своей черной стороной. Друзья предают, а незнакомцы протягивают руку помощи.
Это кино о времени утраты детской чистоты и невинности. Именно поэтому в полемике вокруг такого кино ломается столько копий, сколько расколото, например, вокруг сериала «Школа».
С одной стороны, в большинстве случаем мы склонны идеализировать детей и детство, поэтому так болезненно реагируем на «реализм», разоблачающий наши иллюзии. Реальность жестока. Вспомним о «Повелителе мух» и «Королевской битве».
Однако чистота, к счастью, действительно свойственна детскому восприятию мира. Именно поэтому мы стремимся окружить детей идеальными образами в надежде, что зараза «реальности», вернее все то, что нам преподносят как «правду жизни», доберется до них не так быстро. Стремимся оградить и защитить. В рамках личного выбора я считаю это и моей собственной задачей.
Что защищает человека больше, чем его семья? Кино о школе – это и кино о семье. К сожалению, как раньше, так и теперь, три составляющих – человек, семья и школа, так или иначе противостоят друг другу. Мы не всегда согласны, а порой и вовсе выступаем против того, что предлагает ребенку образовательная система. Школе, в ее стандартной форме, невыгоден индивидуализм. Исподволь она пытается привлечь семью на свою сторону в борьбе с учеником – разве не этим оборачиваются все родительские собрания?
Тем радостнее находить кино, в котором все происходит наоборот. Например, мудрый преподаватель пытается защитить своих подопечных и вывести их из-под гнета системы, как в замечательном фильме «Хористы» (Les Choristes, 2004).
В послевоенной Франции в интернате для трудных подростков появляется учитель, верящий в преображающую силу искусства. В голову профессионального музыканта приходит совершенно чудная мысль – создать хор из отъявленных сорванцов, бунтарей, да и просто проблемных детей.
Идея, в общем-то, не новая. Еще в 1944 году был снят фильм «Идти своим путем» (Going My Way), в котором Бинг Кросби в образе отца Чака О’Молли, композитора и музыканта, с большим успехом собирал приходской хор из местных подростков.
Однако в «Хористах», при всей их незатейливости и предсказуемости, создана просто удивительная атмосфера. Это, конечно, музыка, и любовь, преображающие мир.
Не меньше вдумчивому и избирательному зрителю даст кинокартина «Общество мертвых поэтов» (Dead Poets Society, 1989), заслуженно занимающая верхние места в рейтингах лучших фильмов.
В СССР и России кино о школе было снято немало. В этот ряд впишутся и незабвенные «Приключения Электроника» и «Гостья из будущего» – идеальные картины идеального прошлого. Сложно представить, чтобы современные дети смотрели и цитировали эти фильмы так, как мы.
Хотя то же «Чучело» все еще входит в программу внеклассного чтения на лето, а «Ералаш» до сей поры показывают по телевизору.
Здесь можно было бы с признательностью и теплым чувством вспомнить советское кино о взрослых школьниках и учителях – «Весну на Заречной улице», «Большую перемену», «Доживем до понедельника»…
Передо мной стоит дилемма – продолжить разговор простым перечнем фильмов с их краткими аннотациями или предоставить право составить этот список вам. Пожалуй, я предпочту второе, поскольку в вашей эрудиции и заинтересованности нисколько не сомневаюсь.
Какое кино о школе вы смотрите или хотели бы пересмотреть со своими собственными детьми?
Самое интересное – как ваши дети отзываются об этих фильмах?
Моя же цель – рассказать вам об очень важной картине, сюжет которой также опирается на темы школы, учебы и морального выбора.
Посмотреть этот фильм меня убедила моя семья. На меня не повлияли ни афиша, ни отзывы в интернете. Скорее даже наоборот. И не последуй я совету родных – лишилась бы очень многого. Ведь, к сожалению, на глаза мне не попалось ни одной публикации об этом фильме в православных СМИ.
Зная, что я чуть не потеряла, я переживаю, что и вы можете пройти мимо этой истории по самым банальным причинам. Например, решив, что перед вами – обычная спортивная драма.
«Невидимая сторона» (The Blind Side). Фильм 2009 года, если верить «Кинопоиску» в России вышел не в кино, а сразу на DVD в 2010, спустя более чем полгода после мировой премьеры.
Самая впечатляющая часть истории заключается в том, что фильм основан на реальных событиях. Об этом свидетельствуют и кадры, сопровождающие финальные титры.
Главный герой картины – Майкл Ор – юноша нескладной комплекции и тяжелой судьбы. Он лишен семьи, элементарной заботы и просто крыши над головой. Из жалости его принимают в школу, в которой он выделяется «как муха в стакане молока». Ни на что не годен, ни к чему не способен. Никому не нужен.
В этот момент он и встречается с семьей Туи. Они – полная противоположность Майкла. У них есть все: положение, власть, богатство. И происходит то, что в жизни обычно называют чудом.
Ли Эн Туи, очень красивая, деловая и успешная женщина, принимает решение пустить бездомного подростка переночевать «хотя бы на одну ночь».
Но «Невидимая сторона» рассказывает не о чуде, а о выборе людей, решивших во всем быть христианами.
Сандра Баллок, сыгравшая роль Ли Энн Туи, приемной матери Майкла, получила за свое исполнение Оскара, Золотой глобус и несколько других наград как лучшая актриса 2009 года.
Она воплотила образ решительной, исполненной внутренней уверенности и силы матери, готовой до последнего защищать свою семью.
В «Невидимой стороне» рассказывает о простых вещах: взаимопомощи, надежде, доверии и спасении. В этом фильме нет нарочитых цитат из Писания. Соответствующие евангельские строки подготовленный зритель вспомнит сам.
Благодаря помощи и поддержке своей новой семьи Майкл Ор, бывший неудачник и неумеха, становится талантливым спортсменом, настоящей звездой американского футбола. На этом пути ему придется преодолеть множество испытаний. Одно из них – это именно школа.
Что такое «Невидимая сторона»? Если речь идет об американском футболе, то это – слепая зона квотербека – лидера команды нападения. Эту зону он не может контролировать самостоятельно и поэтому нуждается в защите со стороны более сильного игрока. Именно эту задачу и выполняет на поле Майкл Ор.
Символическое же значение «Невидимой стороны», пожалуй, тоже очевидно. Во-первых, это вся та чужая жизнь, которая проходит мимо нас, без нашей помощи и участия. Во-вторых, каждый из нас, как игрок на поле, имеет свою слепую зону и отчаянно нуждается в защите. Кто же защищает нас каждую минуту нашей жизни, даже тогда, когда мы и не подозреваем об этом?..
До встречи через неделю!
Читайте также: