60% болгар верят в Бога, но только 10% посещают церковь регулярно
Недавно в ходе социологического исследования было установлено, что в Болгарии более 60% людей верят в Бога. В то же время на вопрос о том, как часто они посещают церковь, всего 10% респондентов ответили, что посещают ее регулярно каждое воскресенье. Почти столько же ходят в церковь на большие церковные праздники — на Пасху и на Рождество, а остальные бывают в храме лишь время от времени.
Профессор Калин Янакиев, известный болгарский богослов, которого «Русская газета в Болгарии» попросила прокомментировать результаты этого исследования, дал довольно пессимистичную оценку современному религиозному сознанию болгар.
По словам проф. Янакиева, с начала ХХ века болгары традиционно «религиозны, к сожалению, бытово-приземленным образом». Кроме того, в последние десятилетия Болгария потерпела ряд метаморфоз в своем духовном развитии. В своей заботе об экономическом выживании болгары, как считает К. Янакиев, как будто оставили духовность на задний план. «Мы становимся свидетелями тяжелого удара по гуманитарным ценностям и ценностному сознанию болгарина», — заявил богослов.
«Я не буду присоединяться к банальному хору тех, кто осуждает привязанность многих к так называемой «низкой» культуре, — сказал профессор. — В конечном итоге, она тоже имеет свое место в нашей жизни. Человек спонтанно создает искусство или же спонтанно развлекается какой-то ежедневной культурой. Необязательно посещать театр или читать романы, иногда человек чувствует необходимость в зрелищах, развлечениях, танцах, легкой музыке, даже в том, что мы называем «чалга» (низкопробный поп-фолк). Меня больше тревожит тот факт, что это музыкальное направление формирует своеобразную ценностную систему, связанную с андерграундом, криминалитетом, в большой степени с порнографией. Большинство видеороликов с так называемыми певицами поп-фолька представляют собой небольшие порнографические эссе. У них своя аудитория, состоящая из так называемых «братков». В этом смысле налицо тяжелый удар по ценностной системе болгар».
Нынешние болгары, как считает К. Янакиев, часто «входят в храм, чтобы помолиться за здоровье, как будто это душевная поликлиника, а не место для спасения души. Они совершают определенные церковные практики с почти магическим сознанием того, что, исполняя их, они обеспечивают себе какое-то благополучие. В то же время после 10 ноября — начала переходного режима в Болгарии (10 ноября 1989 года в Болгарии начались глубокие экономические и политические реформы. — Ред.) храмы крупных городов страны наполнились людьми, которые выбрали для себя православную религию совершенно сознательно. Часть из них даже приняли священнический сан».
По словам проф. Янакиева, люди, которые обратились к Церкви в сознательном возрасте, отличаются церковностью, у части этой аудитории присутствует духовное образование. Они отдают себе отчет в том, что церковь — это место, где совершается Евхаристия. Они вступают в храм не просто чтобы поставить свечку, но и чтобы принять участие в таинственной жизни Церкви. Но таких людей, по словам болгарского богослова, немного.
«Разумеется, стоит указать на своеобразный консерватизм части епископов, с одной стороны, — говорит проф. Янакиев. — С другой стороны, это результат жестокой травмы, которая была нанесена болгарскому православию во время раскола*. Тогда был создан исключительно негативный образ Болгарской Церкви в СМИ, который продолжает сопровождать ее и по сей день. Поэтому нередко можно услышать фразы типа «священники ленивы, пассивны, необразованны» и т.д., поэтому люди и не посещают церковь. Но это всего лишь оправдания. В нашем обществе сильно пострадала одна важная ценность — солидарность. Никто не обращает внимания на то, что происходит вокруг. А надо жить, осознавая, что происходит в обществе, искать способы изменить ситуацию к лучшему, изучать основы христианских ценностей», — таково мнение профессора Калина Янакиева.
В настоящее время юрисдикция Болгарской Православной Церкви распространяется на территорию Болгарии, а также на православные болгарские общины Западной Европы, Северной и Южной Америк и Австралии. Высшая духовная власть в БПЦ принадлежит Священному Синоду, в который входят все митрополиты во главе с Патриархом Максимом.
Болгарская Церковь состоит из 14 епархий (митрополий): Софийская (кафедра в Софии), Варненская и Преславская (Варна), Велико-Тырновская (Велико-Тырново), Видинская (Видин), Врачанская (Враца), Доростольская и Червенская (Русе), Ловчанская (Ловеч), Неврокопская (Гоце-Делчев), Плевенская (Плевен), Пловдивская (Пловдив), Сливенская (Сливен), Стара-Загорская (Стара Загора), Американско-Австралийская (Нью-Йорк), Центрально-Западноевропейская (Берлин).
На 2002 г. в БПЦ действовали, по официальным данным, около 3800 храмов, в которых служили более 1300 священнослужителей; более 160 монастырей, где подвизались около 300 монахов и монахинь.
*В 1992 году в Болгарской Церкви произошел раскол. Раскольники составили свой альтернативный Синод. Большинство священнослужителей не присоединились к расколу, однако каноническая иерархия официально не признавалась государством, а почти все имущество Церкви было передано в распоряжение раскольников. В 1996 бывший Неврокопский митрополит Пимен был провозглашен альтернативным Патриархом.
В 1998 в Софии состоялся Всеправославный Собор, в котором приняли участие представители 13 автокефальных Церквей, в том числе семь Патриархов.
Раскольники принесли покаяние, которое было принято Собором; анафема, наложенная на бывшего митрополита Пимена, была отменена, а его епископский сан был восстановлен. Неканонически совершенные епископские, священнические и диаконские хиротонии были признаны действительными.
В 2003 году каноническая иерархия получила официальную регистрацию и была признана государством. В 2004 раскольнические храмы были переданы Болгарской Церкви.