Вера Николаевна Глазова, 95 лет, прихожанка храма пророка Илии в Обыденском переулке, помнит эпохи четырех патриархов прошлого столетия.
Мой дядя Вася служил на действительной воинской службе в части, которая размещалась в Сокольниках. В предрождественские дни он получил увольнительную и пришел домой с чудесной елочкой на плечах.
Еще не было электричества. Не было елочных свечей. В те годы аптечную мазь продавали не в пластмассовых тюбиках, а в маленьких стеклянных баночках. Тетя Маня вымыла несколько стеклянных баночек и привязала к ним петельки, вставила фитили и заполнила баночки гарным маслом. В то время это было особое масло, продававшееся в керосиновых лавках. Оно было темного цвета с особым запахом. Эти необыкновенные огоньки украшали первую елку, которая сохранилась в моей памяти.
Время шло. Уничтожались праздники, обряды, обычаи. Я училась в начальной школе. У нас все-таки на Рождество стояла небольшая наряженная елка. На третий день праздника я вернулась из школы – елки не было. Приходили из домоуправления и угрожали. Мои бедные испуганные мама и тетя убрали елку. Понимание лжи и бессмысленности происходящего, чувства протеста, огорчения и бессилия, пережитые мной в далеком отрочестве, сохранились во мне до сих пор.
В 1935 году в газете «Правда» вышла статья секретаря ЦК КПСС, в которой предлагалось устраивать новогодние елки для советских детей. Начались новогодние праздники. Мы стали открыто покупать елку, но наряжали ее только в сочельник. Нашим праздником было Рождество Христово. Я получала на праздник много гостинцев – игр, книг, лакомств. В то время я не знала, что я сирота, подкидыш, и окружающие просто жалели меня. Мне казалось, что весь мир такой добрый. И окружающая меня доброта передалась мне, я сохранила ее на всю жизнь.
Наступает Рождество. В ожидании гостей на столе возле каждого прибора будет стоять шоколадный Дед Мороз. Мы прославим Христа. И христославы – раньше из рук моей сестрички, а теперь от меня – получат гостинцы. А потом перед чаем будет лотерея с различными маленькими сувенирами. Постараюсь испечь мясную кулебяку к праздничному столу.
Я надеюсь быть за всеми службами в храме пророка Илии в Обыденском переулке, побывать на дорогих могилках. Я буду ждать света Вифлеемской звезды, появление которой в сочельник закончит для меня Рождественский пост. И этот свет не покинет меня.
Читайте также: